Найти тему

Из-за новых санкций, кроссоверы из Европы в Россию пускать не будут

Оглавление

С 1 июля 2024 года в сторону Белоруссии начали действовать ограничения со стороны ЕС, призванные устранить обход санкций, ранее введенных против России. В частности, новый пакет призван закрыть лазейку, позволяющую юрлицам эксплуатировать санкционные машины через Белоруссию. Важные подробности об ограничениях раскрылись не сразу.

В начале июля в Интернете начали появляться сообщения о запрете поставок в Белоруссию машин с дорожным просветом (клиренсом) 165 мм и более, то есть как минимум всех кроссоверов, однако в тексте опубликованного на официальном сайте Евросоюза «Регламента Совета ЕС об ограничительных мерах в связи с ситуацией в Белоруссии» от 29 июня информации о таких ограничениях не содержалось.

-2

С чего все началось

Первыми на важные ограничения, касающиеся импорта машин, обратили внимание блогеры и белорусские СМИ. По их утверждениям, к ранее действовавшему запрету на поставки в республику машин с моторами объемом более 1,9 л и гибридов добавились запрет на ввоз машин стоимостью 50 тыс. евро, мотоциклов стоимостью 5 тыс. евро, а главное — автомобилей с дорожным просветом 165 мм и более, то есть самой популярной категории транспорта, кроссоверов.

-3

Чем это грозит для России


После введения Евросоюзом санкций в отношении России Белоруссия стала одним из важнейших каналов поставок в Россию автомобилей по параллельному импорту. Именно через нее продолжали ввозиться машины как европейского, так и китайского производства. Правилами ЕС разрешалась, в частности, поставка в республику машин высшего класса: автомобили поступали в страну преимущественно из Польши и Германии. Кроме того, импортеры прибегали к схеме с перегонщиками-льготниками, что позволяло им экономить на таможенных платежах до 50%. Львиная доля ввозимых в Белоруссию машин впоследствии переправлялась в Россию.

Что еще содержится в регламенте


В опубликованном на сайте Совета Евросоюза документе в Статье 1ra содержатся положения, касающиеся выезда из Белоруссии в ЕС автотранспортных средств. В частности, в Европу могут при получении соответствующего разрешения выезжать транспортные средства, подпадающие под код CN 8703 (автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей), не предназначенные для продажи. Они должны принадлежать гражданину государства-члена ЕС или члену семьи, проживающему в Белоруссии. Такие машины могут использоваться в Европе для личного пользования. Возможен и выезд в ЕС граждан Белоруссии при наличии визы или вида на жительство.

Запрет со стороны ЕС также не распространяется на ввоз в Союз автотранспортных средств с дипломатическими номерами, в том числе при использовании их персоналом дипломатических миссий и их родственниками.

Белорусские автомобили, уже находящиеся на территории ЕС по состоянию на 1 июля 2024 года, могут быть зарегистрированы в Европе. Также запрет на выезд в ЕС не распространяется на белорусские машины, использующиеся в гуманитарных целях.

-4



Реакция поставщиков


Генеральный директор AutoGroup Дмитрий Больдюсов пояснил, что в ЕС осознали, что львиная доля техники, которая поставляется в Белоруссию, в итоге оказывается в России. В основном это касается премиальных моделей.

«ЕС могли бы ограничить поток по стоимости, но инвойс — несовершенный документ: можно указать заниженную стоимость. А вот с клиренсом не поспоришь. Здесь все четко. И введение такого параметра стало неожиданностью для всех», — сказал специалист, добавив, что это регламент на уровне документа, действия по которому могут наступить с задержкой во времени. Кроме того, специалист отметил, что таможня может трактовать регламент по-своему: «В документе говорится о том, что последнее решение — на усмотрение таможни и контрольно-пропускного пункта».

В настоящий момент, по словам Больдюсова, Эстония и Латвия уже закрыты по критериям «нелогичного маршрута», клиренса и объема ДВС, а Литва пропускает машины возрастом более 5 лет и с моторами до 1,5 литра. Порт Клайпеды перегружен автомобилями из США, а европейские машины либо возвращаются к продавцам, либо переправляются альтернативными путями.

Директор направления продаж новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов подтвердил получение информации о новых санкциях, однако пояснил, что точный механизм их действия пока неизвестен.

«Учитывая сложности с поставкой на основе предыдущих решений Евросоюза, какой-то революции это решение не произведет. В любом случае, есть множество других стран, через которые в настоящий момент осуществляется ввоз и кроссоверов, и седанов на рынок России. Поэтому на доступность это никак не повлияет», — считает эксперт.

Заместитель генерального директора АГ «Авилон» по продажам новых автомобилей Ренат Тюктеев также подтвердил, что получает информацию о проблемах с поставками через Белоруссию от разных источников.

«Новость сильно озадачила поставщиков машин. «Авилон» не является активным участником такого рынка, слишком много рисков санкционного характера с этим связано», — сказал эксперт, добавив, что Белоруссия после отмены льгот для Киргизии является фактически единственным шлюзом для параллельного импорта.