Однажды ко мне подошел один мужчина и сказал:
– Батюшка, я совершил большой грех, понюхай мой рот, не дурно он пахнет?
Я ответил ему:
– Если ты утром не чистил зубы, то он будет неприятно пахнуть.
– Нет, нет, мой рот пахнет дьяволом! – сказал он мне.
– Ну да, может быть, твой рот пахнет дьяволом, а может быть, у тебя есть больной зуб!
Такое компульсивное поведение преподобный Порфирий называет лжесмирением. Это ложное, фальшивое смирение, которое побуждает нас заявлять:
– Я ничто, я мусор, я червь!
А ты говоришь:
– Молодец, какое смирение у этого человека!
Но потом, когда что-то произойдет и ты случайно скажешь этому человеку нехорошее слово, он не будет с тобой разговаривать целую неделю. Тогда ты увидишь его совершенно другое лицо, а всего несколько минут назад он говорил тебе:
– Я ничто!
Кто-то может возразить:
– Разве не говорят, что Церкви мы должны плакать о своих грехах? Разве не сказано, что мы должны гневаться на свои грехи? Разве святой пророк Давид не говорил: «Грех мой всегда предо мною» (Пс. 50: 5)?
Мы должны читать Священное Писание, святоотеческие тексты и духовные книги внутренним зрением, потому что эти тексты полны жизненного смысла. Их читают не просто механически, поверхностно, но через Святого Духа, через благодать, через внутреннее зрение. Эти слова пророка не означают, что святой Давид был человеком, одержимым чувством вины, который не верил в Божию благодать. Нет, у него было ясное, реалистичное представление о себе и своем внутреннем состоянии.
Вот почему он говорил: «Грех мой всегда предо мною». То есть он знал, кто он, знал свое состояние. Однако он не отчаивался. Христианин не отчаивается от того, что он грешник, потому что знает, что, хотя он и совершает грехи, у него есть Бог, Который любит его. С одной стороны, я нахожусь в жалком состоянии, но с другой стороны, у меня есть Христос, Который любит меня и знает, кто я. С одной стороны, я опустошен грехом, но с другой стороны, есть благодать Святого Духа, которая все во мне преображает.
Когда мы отчаиваемся? Когда верим в себя. Вот почему я часто плачу не из-за своих грехов, а из-за того, что мой прекрасный имидж был испорчен. Потому что я уже не тот превосходный человек, каким считал себя, потому что я уже не тот нравственно безупречный человек, каким считал себя до сегодняшнего дня, потому что я разрушил свой имидж и я уже не такой, каким до этой минуты считал себя, – святой, безупречный христианин, уникальный человек. К сожалению, когда я падаю и грешу, я не жалуюсь на то, что я прервал свои отношения с Богом, я не жалуюсь на себя за то, что я теряю благодать Святого Духа, но я жалуюсь самому себе, потому что я разрушил свой имидж и я не могу жить с таким представлением о себе – что я несовершенный человек. Потому что я хочу быть идеальным, безупречным, безгрешным, ангелом, самым лучшим, самым совершенным человеком, и только тогда я буду чувствовать себя спокойно.
У нас примерно такое впечатление о себе, потому что наша психика тоже играет в свои игры – это очень опасно, и в духовной жизни нам нужно быть осторожными. Святой Иоанн Лествичник говорит, что часто эгоизм предстает перед нами с добрым лицом, а за ним скрывается большой эгоизм. Например, мы, христиане, с легкостью постимся. В последнее время это стало уже не очень сложным делом, и пост стал модной тенденцией. Мы постимся, прекрасно себя чувствуем и говорим:
– Слава Тебе, Боже, я и в этом году постился!
Мы этому радуемся.
Или мы говорим:
– Слава Богу, я сегодня причастился! В следующем году снова причащусь!
Разве мы так не говорим? По крайней мере там, где я живу, так говорит большинство людей.
– Ты причастился?
– Да, слава Богу, я причастился Святых Таин Тела и Крови Христовых! Даст Бог, в следующем году я опять причащусь!
Как ты пьешь какое-то лекарство, чтобы быть здоровым, так ты и причащаешься, чтобы быть здоровым, и говоришь:
– В следующем году, дай Бог нам здоровья, мы снова причастимся!
Ты к этому привыкаешь и думаешь, что если ты постился, то у тебя будет все хорошо, испытываешь удовлетворение и думаешь, что ты чего-то достиг. Но когда мы испытываем затруднение? Тогда, когда хотим вести духовную жизнь, когда доходим до прощения другого человека. Потому что ты не выигрываешь, а проигрываешь, когда говоришь:
– Кто-то сделал мне больно! Сделал мне одно, сделал мне другое!
Мы можем не месяцами, а годами говорить о том, что другие сделали нам плохого. Но, в сущности, если мы посмотрим на причины, почему люди не разговаривают друг с другом, то увидим, что они незначительны. Я не говорю, что нет серьезных вещей, но большинство поводов, из-за которых люди с кем-то не общаются, незначительны.
Однажды к митрополиту Августину Кантиотийскому на исповедь пришла женщина и рассказала о своих грехах, среди прочего поведав владыке, как она поссорилась с подругой, из-за чего они не общаются друг с другом. Владыка настаивал, чтобы женщина простила свою подругу, он считал это важным, потому что остальные грехи были такими:
– Владыка, я съела бублик со сливочным маслом! Я трогала целлофановый пакет, в котором было то-то и то-то...
Митрополит Августин потому и настаивал, чтобы простить подругу. Но женщина сказала ему:
– Владыка, скажите мне, какими епитимиями вы меня накажете? Вы хотите, чтобы я поехала в Иерусалим? Хотите, чтобы я совершила большое паломничество? Или чтобы я исполнила какое-то молитвенное правило или поклоны? Или чтобы я дольше и усерднее постилась?
– Я не хочу ничего из этого.
– А что вы хотите, чтобы я сделала?
– Я хочу, чтобы ты простила свою подругу!
– Невозможно! Не просите меня об этом! А если будете на этом настаиваешь, то я с вами не буду разговаривать!
Такой же случай произошел и со мной. Вот почему мы должны быть осторожны – наш эгоизм «переодевается» и выдает себя за добродетель, но за ним скрываются страсть и злоба. Тогда человек не может ничего сделать, потому что говорит себе:
– Тогда мне надо было бы сделать это и это. Но я этого не сделал, а сейчас я уже ничего не могу сделать. Напрасно проходит моя жизнь, я недостойный человек...
Это порождает в человеке чувство неполноценности, болезненное самоунижение. И, как говорит один старец, это не смирение, а лжесмирение.
Для того чтобы человек покаялся, ему очень важно почувствовать в себе свою глубокую внутреннюю недостаточность и бессилие, а не превращать это бессилие в вину, потому что он хочет быть совершенным. Не превращать свою слабость в невроз, стресс, панику, страх, меланхолию и депрессию, а в молитву, в отношения с Богом, в творчество. Понять, что через эти страсти и слабости, через тупики приходит Божия благодать. Именно через это смирение придет Божия благодать, чтобы укрепить, восстановить и преобразить нас. Также давайте не будем зацикливаться на прошлом и застревать в своих ошибках и грехах, а будем смотреть вперед. У нас есть настоящее, а мы постоянно теряем его. У нас есть благословенные, прекрасные моменты настоящего. Согласно словам преподобного Порфирия, мы должны радоваться им, ведь мы люди, у которых есть Бог, Святой Дух, благодать, и мы должны радоваться, а не отчаиваться, потому что есть прощение, есть покаяние, есть исповедь, есть Божия благодать в Церкви.
А еще мы не должны терять настоящее ради неопределенного будущего, ради воображаемого будущего. Другими словами, эта постоянная отсрочка состоит в том, чтобы радоваться, когда мы станем почти совершенными, когда в нашей духовной жизни все будет хорошо. Нет, я постараюсь жить как можно более осмысленно сегодня. В настоящем я постараюсь жить без отчаяния с моими братьями, со своим «я», с Богом. Сегодня, а не в каком-то неопределенном будущем, которое никогда не наступит. Мы должны принять себя с нашими трудностями и нашим крестом. Христианин должен быть радостным, крестно-радостным, даже на кресте может существовать смысл и радость.
Как мы должны понимать слова: «Я борюсь с Богом и надеюсь, что Он победит меня». Когда и как Бог побеждает меня?
Тогда, когда ты осознаешь – мы говорим о духовной жизни, а не о психологии – что твои силы ничтожны, когда ты понимаешь, что не можешь сделать абсолютно ничего. Святой апостол Павел говорит об этом так: «Я знаю, что такое добро, но всегда делаю зло, во мне есть сила, которая тянет меня назад. Не хватает другого человека, не хватает Бога, не хватает абсолютного смысла существования».
Давайте не будем обманывать себя, мы не можем сами достичь такой глубины. Как если бы кто-то посоветовал мне:
– Батюшка, возьми скальпель и сделай себе операцию!
Я сделаю разрез до определенной глубины, но не смогу глубже ввести скальпель. Поэтому, как говорят святые отцы, что делает боль? Боль не спрашивает тебя, она приходит и делает глубокий разрез, потому что ты из-за инстинкта самосохранения, а также из-за самолюбия и нарциссизма не делаешь его. Приходят жизненные испытания, приходят трудности, ты думаешь, что ты большой господин, думаешь, что невероятным образом все получится, но понимаешь, что у тебя не всегда хватает сил и смелости. Ты понимаешь, что всегда чего-то не хватает, понимаешь, что нет идеальных человеческих отношений, понимаешь, что нет абсолютных формул успеха, нет идеальных рецептов. Ты падаешь, устаешь, спускаешься в свой ад, отчаиваешься... И тогда там, где-то внутри себя, начинаешь понимать и говоришь:
– Боже мой, я сдаюсь!
И тогда ты освобождаешься, потому что больше ничего о себе не воображаешь, ничему не удивляешься, ничему не изумляешься, не возмущаешься, да и зачем тебе возмущаться? Это жизнь, ты это знаешь: я падаю, встаю, грешу, нахожу добродетель, нахожу Бога, теряю Его, скрываюсь от Него, снова нахожу Его, Он оставляет меня одного, Он находится рядом со мной. Все это жизнь.
Как говорит подвижник Казандзакис: «Я столько лет пытался победить Бога своими бдениями, сном на земле, своими достижениями, но в конце концов понял, что должен позволить Богу победить меня. Я должен быть пленен Им. Любовь – это полное пленение другим. Это – полное пленение Богом. Тогда приходит конец нашему "достолепию", приходит конец всему». Как говорит одна писательница, выбор состоит в том, чтобы либо влюбиться и делать веселые и забавные вещи, либо следовать логике и смертельно скучать.
Цель – быть плененным Богом, а не существовать в одиночестве. Кто-то может подумать, что таким образом мы лишаем себя всего, что имеем. С точки зрения логики это так, но в действительности это не так, потому что, когда приходит Божия благодать, ты становишься творческим, радостным, позитивными, меняешься, преображаешься.
Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Сайт dveri.bg