Найти тему

Антагонист

Фото из личного архива, часть арт-объекта на набережной Белой Холуница. Что-то общее у этих рыб с архетипами глав гадов, явно.
Фото из личного архива, часть арт-объекта на набережной Белой Холуница. Что-то общее у этих рыб с архетипами глав гадов, явно.

С подачи курса "Оранжевый писатель" читаю Карен Пирсон об архетипах антагонистов (отрицательных героев). Всё-таки для меня это подход немножечко упрощённый, шаблонный. Хорошо понимать, к какому архетипу относится твой герой (или что в нём намешано), но неприятно придумывать героя по архетипу, получается нечто вроде того, как Тюбик рисовал девочек Солнечного города по шаблонам: глаза большие, ресницы длинные, ротик малюсенький.

Какие я для себя сделала пометки:

1. Плохой герой никогда не будет ходить и бить себя в грудь, о, как он гадок! И приём "пинать собаку", когда антагонист делает что-то противное, но нелогичное, просто чтобы подчеркнуть, что он плохой, это неуважение к читателю. Жестокий маньяк, ревностный служитель концлагеря, палач, инквизитор - все они действуют исходя из идеи, что правы. Иначе психика поломается. Антагонист, действующий в соответствии с архетипом "Властелин", не просто должен хотеть завоевать мир, он действует из идеи сильного богатого государства и идеи, что именно он наилучшим образом умеет владеть миром. "Маг", даже если он злодей злодейский, употребляющий для своих гнусных целей невинных младенцев, тоже имеет некую внутренне логичную идею своих действий, вроде создания эликсира бессмертия. Если он просто психопат и садист, читать про такого удовольствия мало, а построить сюжет с ним почти невозможно, так как в его поступках нет никакой внутренней логики. Поэтому первое, что нам надо узнать про своего антигероя, - не какой у него архетип, а почему он так себя ведёт.

На этом фоне, например, мне не очень нравится архетип "Разрушитель". Ладно если это существо, не наделённое разумом, дракон какой-нибудь. Или инопланетянин, у которого привычная человеческая логика отсутствует. Но если это просто разрушающий всё на своём пути стихийный негодяй, что про него писать, он же вроде урагана Гингемы, персонаж без души.

2. У антагониста должно быть хорошо проработанное прошлое, чтобы понятно было, откуда что взялось. Это травмирующее событие, или тип воспитания (сам мягкий и пушистый, но родился в семье жестоких королей), или внутренний конфликт, который вот так его изнохратил. Главное, что мы должны держать в голове: законы мира логичны, в нормальном обществе выгоднее поступать хорошо. Если герой выбирает поступать плохо, это либо единственный способ выжить в окружении, либо у него в мозгу существует когнитивное искажение, которое ему мешает поступать нормально. Например, в детстве за ним охотились как за потенциальным наследником престола, и теперь он страшно подозрителен, в каждом видит врага, отсюда массовые казни, репрессии, вполне возможно, перемежающиеся раскаянием, а потом по новому витку.

3. Все мы в жизни бываем немножко антагонистами, поэтому все-таки отрицательный герой должен быть человеком, со своими индивидуальными черточками, с отдельными чертами, которые условно положительные. Даже если вы, как и я, противники "серого добра" и не склонны к обаятельным злодеям. Например, в "Волкодаве" Марии Семеновой боярин Лучезар - безусловно, герой отрицательный, он не обаятелен, не забавен, когда под действием тайного порошка - временами кажется, что разум потерял. Но всё равно, даже при таком бескомпромисмном подходе, мы видим, что он авторитет для своей дружины, искусный воин, способен продумать сложную стратегию, где-то даже с фантазией. Короче, плохой герой может быть не симпатичен. Но нельзя, чтобы он был туп и слаб. Иначе что за доблесть его победить?

Литература подарила нам множество ярких антагонистов. Кто-то вызывает страх и отвращение (клоун у С. Кинга, например), кто-то - желание всё исправить в его детстве, а кто-то безумно обаятелен и умён, не в пример старательному, но слишком простенькому главному герою.

Давайте обсудим в комментариях, кто ваш любимый главгад и почему?