Нью Джерси, Март 2017.
Улыбками и разочарованием, накалом страстей и равнодушием, агитационными автобусами и митингами с праздничным конфетти и воздушными шариками прокатились по стране и канули в прошлое выборы 45 президента США. Как всегда, торжественно прошла и инаугурация нового главы государства. И вот, наконец, мы увидели Дональда Трампа в действии. Подпись нового президента — четкая и острая, как сама ограда Белого Дома, стала знакома каждому, кто хоть изредка смотрит новости.
Сама собой пришла в голову мысль, скорее вопрос, — ну, а кто же мой самый любимый президент этой столь незаурядной страны? По правде говоря, слово любимый в данном случае для меня не совсем подходит. Не могу себе представить, чтобы можно было бы не ругать даже самого популярного президента. Всегда найдётся что-нибудь, что разбудит во мне критический голос: “Хм, и зачем это надо?” Любимыми могут быть композиторы, поэты, писатели, но никак не политические деятели, опять-таки для меня. Хотя должен сказать, что увидев (по телевизору конечно) на инаугурации 45-гопрезидента некоторых из его предшественников, я испытал какое-то чувство жалости к ним.
Я не мог не отметить, что процесс старения человека как биологической субстанции на этом посту почему-то ускоряется. Видимо, это как на войне — год за два. Барак Обама заметно поседел, помню, Билл Клинтон, с его непременной лукавой улыбкой на лице, после восьми лет своего президентства, выглядел лет на 20 старше. Даже неунывающий, заряженный на веселье Джордж Буш не избежал этой участи. Поневоле на ум приходит всем знакомая с детства строчка из Корнея Чуковского: “Да, не лёгкая это работа — из болота тащить бегемота“. А и действительно, зачем взгромождать такой груз на плечи одного человека? Зачем нужен президент? Не атавистическое ли это наследие, перекочевавшее в наши дни из очень, очень далёкого прошлого? Как там гласит русская пословица: “Одна голова хорошо, а две лучше”, а ещё лучше — пять. Учитывая современные средства коммуникации, они смогли бы согласовать своё решение в любое время дня и ночи, вне зависимости от их места расположения.
Как было бы здорово — нет ни республиканского президента, нет и президента от демократов, а есть президентский совет (никакого намека на Верховный совет). Существует же Конституционный суд, и нормально ребята работают. Раскол страны, так ярко обозначившийся в последнее время, стал бы достоянием прошлого. И всё-таки, кто же из американских президентов, начиная с 1980 года (год, когда я переселился в Штаты), как мне кажется, располагает к себе больше, чем все остальные? В голове молнией промелькнул ответ: Эндрю Шепард. Да, конечно, Эндрю Шепард, кто же ещё? Некоторые из читателей не знакомые с творчеством режиссёра Роба Рейнера, наверное, захотят открыть на своём компьютере страничку поисковика, чтобы удостовериться — был ли в действительности такой президент. Хочу вас огорчить, к сожалению, такого президента не было. Эндрю Шепард — это главный персонаж великолепного фильма “Американский президент”, который сделал выдающийся режиссёр Роб Рeйнер по сценарию не менее выдающегося сценариста Арона Соркина.
С момента выхода этого фильма в свет прошло уже почти четверть века, но, как и любое талантливое произведение, он остаётся актуальным и по сей день. Даже более того, он остаётся не только актуальным, но и порой служит учебным пособием для некоторых политиков англоязычного мира. Доказательством этого является тот факт, что целые фрагменты из речи Эндрю Шепарда в фильме до сих пор используются реальными кандидатами в реальных предвыборных компаниях. Создателям фильма удалось сделать не только исключительно интересный фильм: с юмором, драмой, любовной интригой, на, казалось бы, столь скучную для людей не интересующихся политикой тему, но и, по признанию многих экспертов, на удивление реалистично воспроизвести напряженную предвыборную обстановку Белого дома. “Быть или не быть?” Как остро этот извечный шекспировский вопрос (разумеется, в применении к конкретной ситуации) отзывается в сердце любого претендента на пост президента страны.
И чем они ради этого только ни готовы пожертвовать! И жертвуют! Главный герой фильма, Эндрю Шепард (в великолепном исполнении Майкла Дугласа), ради того, чтобы быть переизбранным на пост главы государства, отклоняется от своих принципов (мы будем бороться только в том случае, когда мы можем победить. Речь шла о контроле над продажей оружия гражданскому населению — безнадёжная в Штатах повестка дня) и даже пошёл на сделку с совестью: нарушил своё слово — слово президента. Как же легко потерять себя, находясь на острие самых животрепещущих проблем человечества, и при этом быть в окружении советников, аналитиков, лоббистов, пытающихся контролировать каждый шаг президента, поддерживать его престиж, его облик, который должен соответствовать общепринятому образу лидера демократического мира.
В фильме “Американский президент” Эндрю Шепарду удаётся вырваться из этой свивающейся в кокон паутины политических интриг и предстать перед избирателями просто человеком: ошибающимся, анализирующим и, главное, способным признать свои заблуждения и стать тем президентом, каким он обещал им быть и за которого они голосовали. Не этого ли не хватило уже ушедшему 44-му президенту, так и не сумевшему оправдать те надежды, которые возлагали на него избиратели? И не помогли ли Дональду Трампу его яркая самобытная натура и его независимый характер в достижении поставленной цели? Трампа невозможно было упаковать в готовый для потребления политически корректный продукт с отрепетированной жестикуляцией и безупречно отработанной перед зеркалом улыбкой на лице. И в этом для многих, как мне кажется, заключается его притягательная сила. Он остался самим собой — и ему поверили. Есть ещё одна немаловажная деталь: президентом стал не адвокат, не профессиональный политик и не военный, а предприниматель, что само по себе уже редкость для США. И я думаю, что именно сейчас, когда Китай в экономике начинает наступать на пятки Штатам, кто, как ни бизнесмен, больше всего подходит на пост президента! И не потому ли Дональд Трамп так хочет наладить отношения с Россией, что очень хорошо понимает, какой ошибкой была политика прежней администрации, вынудившая Россию переориентироваться на восток и вступить в тесное экономическое и особенно военное сотрудничество с Китаем? Россия заключила с ним договор на поставку самого современного оружия: С-400 и СУ-35. С-400 закроет небо над Китаем, а СУ-35 будет не меньшей угрозой для противника, чем любой многоцелевой истребитель НАТО. Экономическая мощь Китая и военный потенциал России — это уже сила, которой будет тяжело противостоять. Соперничество за мировое господство в наше время вышло на новый виток не только экономического, но и военного противостояния и лежит в области высоких технологий. Борьба за управляемое гиперзвуковое оружие, боевые лазеры и самое эффективное ПРО, как никогда обострилась. Кто первый придёт к финишу, тот и будет заказывать музыку. Президент Трамп это отлично понимает и уже объявил о своих планах переоснастить американскую армию самым современным оружием. Началась новая гонка вооружений; как говорят американцы: “Пристегнитесь покрепче” - впереди нас ожидают интересные времена.