Российская сериальная индустрия зародилась в «лихих девяностых», когда не было онлайн-кинотеатров, а выход каждого отечественного телевизионного фильма воспринимался как важное событие в культурной жизни страны.
Опыт съемок сериалов у многих советских режиссеров был, но применить его в новых капиталистических условиях смогли далеко не все. Предлагаю вам вспомнить о культовых российских сериалах 90-х, которые с годами не стареют, а становятся «вкуснее», как выдержанное вино.
«Королева Марго» и «Графиня де Монсоро»
Популярные исторические мелодрамы сняли по бессмертным произведениям Александра Дюма. Работа над ними шла параллельно. Так решил продюсер Сергей Жигунов, который также проявил свой актерский талант в сериале «Королева Марго».
Напомню, сюжет «Графини де Монсоро» состоит из двух основных линий. В одной показана, как замужняя дама влюбилась в храбреца-дворянина. Второй сюжет связан с политическими играми и рассказывает о французской реформации, развале монархического строя и интригах королевского двора.
У костюмных драм в нашей стране всегда было много поклонников, но Жигунов взялся за реализацию сверхамбициозного проекта с дорогими декорациями, роскошными костюмами и знаменитыми актерами. Популярность «Королевы Марго» и «Графини де Монсоро» была невероятной. Яркие, захватывающие, красивые сериалы отвлекали россиян от многочисленных насущных проблем.
Съемочный процесс был сложным. Некоторым артистам не нравились жесткие решения, которые принимал Сергей Жигунов. Он захотел, чтобы часть героев говорили голосами других актеров. Многие зрители этого даже не заметили.
Благодаря участию в сериалах «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро» некоторые актеры стали звездами. Сергей Виноградов прославился в роли графа де Келюса, а Алексей Горбунов проснулся знаменитым, когда зрители увидели в его исполнении шута Шико.
Именно в этих сериалах взошла звезда Александра Домогарова. Раньше актер-красавчик воспринимался как прибившийся к гардемаринам второстепенный персонаж, которого «подобрала» Светлана Дружинина, но граф де Бюсси превратил 35-летнего Домогарова в секс-символа.
От текста классических романов сценаристы старались не отходить, хотя случались и курьезы, например, касающиеся не соблюдения строгого светского этикета придворными. Стоит отметить, что во французских экранизациях романов Дюма таких неточностей тоже было немало.
Первый раз по телевидению показали 18-серийную «Королеву Марго», а потом ее сократили до 10 эпизодов. Зрители негодовали.
Некоторых актеров можно увидеть в обоих сериалах в тех же ролях, но есть и исключения. Герцог Анжуйский появляется в исторической мелодраме «Королева Марго» в исполнении Виктора Аболдуева, а в сериале «Графиня де Монсоро» эта роль досталась Кириллу Козакову.
За каноническую экранизацию, роскошные декорации и богатые костюмы создателей «Графини де Монсоро» наградили престижными телевизионными премиями. Сериал номинировался на ТЭФИ.
«Улицы разбитых фонарей»
«Улицы разбитых фонарей» причисляют к самым первым, любимым, долгоиграющим российским «ментовским» сериалам. Его премьера состоялась в 1998 году. Он быстро превратился в визитную карточку НТВ, после чего канал начал активно снимать криминальные сериалы.
«Улицы разбитых фонарей» - настоящая «бомба» отечественного телевидения 90-х. Правоохранители в нем – нормальные люди, а не плакатные герои или связанные с криминалом «оборотни в погонах». Зрители полюбили оперов Волкова, Дукалиса, Ларина и Казанцева. У питерских милиционеров есть свои достоинства и недостатки. Они быстро превратились в народных героев. В России продавали видеокассеты с записанными «Ментами» (неофициальное название сериала). Сюжеты новых эпизодов в то время напоминали реалити-шоу.
Олег Соловец – роль Александра Половцева. Актер говорит, что во время общения с милиционерами неоднократно слышал от них, что они сами были участниками подобных историй или слышали их от коллег. Половцеву «посчастливилось» разговаривать и с бандитами, которые подтверждали реальность многих преступлений, показанных в сериале.
После выхода «Ментов» простые россияне стали по-другому относиться к правоохранителям, к которым ранее испытывали страх и презрение. По воспоминаниям того же Половцева, когда вышло два или три сезона сериала, к актерам подошли старшеклассники, которые сказали, что после просмотра детектива приняли решение учиться в милицейской школе.
«Зал ожидания»
Слезливые мелодрамы Дмитрия Астрахана пользовались популярностью в России 90-х. Ему всегда удавалось собирать великолепные актерские ансамбли, что случилось и во время работы над «Залом ожидания». Кстати, с этого сериала началась карьера Ольги Сутуловой, которая сыграла воспитанницу детского дома, мечтающую об актерской славе. Ее возлюбленный – доморощенный культурист.
Отдельно следует сказать о заслуженных ветеранах отечественного кино – Михаиле Ульянове и Вячеславе Тихонове. Мэр и директор детского дома сыграны советскими звездами блестяще. В то время Вера Глаголева уже сама снимала фильмы, как режиссер, поэтому без проблем перевоплотилась в свою коллегу. Харизматичным получился банкир в исполнении импозантного Игоря Костолевского. Герой Михаила Боярского – бывший дзюдоист-чемпион, который стал бомжом, а потом начал тренировать воспитанников детдома.
«Агент национальной безопасности»
До выхода этого сериала российские зрители практически ничего не знали о Михаиле Пореченкове и Андрее Краско, которые в 90-х в основном снимались в эпизодических ролях. Когда же они сыграли странных агентов Федеральной службы безопасности, то быстро прославились.
Внешне лихие шпионы выглядят безнадежными алкашами. Простой агент Леха Николаев в исполнении Пореченкова стал «русским Бондом». Расследованием сложных и запутанных дел он занимался со своим карикатурным напарником, которого талантливо сыграл Андрей Краско.
«На углу, у Патриарших»
Это история о честном, неподкупном и принципиальном следователе Сергее Никольском в исполнении Игоря Ливанова, который постоянно ссорится с руководством. Он работает в центральной части Москвы. Первый короткий сезон сериала стал настолько популярным, что его создатели продолжили повествование еще в трех частях проекта.
«Петербургские тайны»
Сценарий сериала был написан по мотивам «Петербургских трущоб». Оригинальный роман сочинил Всеволод Крестовский. Но вместо социальной драмы зрители увидели сериал в жанре приключенческой мелодрамы с Натальей Гундаревой, Николаем Караченцовым, Еленой Яковлевой и другими звездами в главных ролях. Россиянам особенно понравились богатые интерьеры и роскошные костюмы актеров.
Я рассказал вам о совершенно непохожих сериалах 1990-х годов, снятых в разных жанрах. Но всех их объединяет талантливое воплощение. Пусть с технической стороны они еще не были совершенны по сравнению с современными сериалами, но чувствуется, что создатели и актеры вложили в них частицу своей души. Возможно, поэтому они с годами не становятся хуже.
Какие ваши любимые российские сериалы 90-х? Напишите о них в комментариях.