Найти тему
ТыжИсторик

Необыкновенные приключения обыкновенного человека: справедливость иногда торжествует

Автор: Роман Коротенко

Жил-был некий Василий Геттун.

Родился он в эпоху императрицы Екатерины II Великой.

Образования не получил почти что никакого: вместо того, чтобы учиться у приходского дьячка, родная тётка заставляла Васю Геттуна пасти коров.

Однажды на глаза Васе попался какой-то документ — разумеется, написанный от руки, так как печатных машинок тогда ещё не было — и Вася был настолько очарован почерком составившего этот документ канцеляриста, что даже научился его копировать.

Позже это каллиграфическое умение не раз поможет Васе в его карьере.

Следует отметить, что, несмотря на отсутствие образования, Вася стал чиновником.

Чиновник Российской империи
Чиновник Российской империи

Для начала его в пятнадцатилетнем возрасте отец устроил бесплатным помощником в уездный суд, который находился в близлежащем городе Погар.

А спустя три года Вася уже не только получил свой первый чин губернского секретаря, но и был взят писарем в губернскую управу — как раз благодаря красивому почерку.

Из управы Вася Геттун перевёлся в канцелярию губернского прокурора, а оттуда — вернулся в родной Погар, но теперь уже в чине городового секретаря, и на должность начальника канцелярии того самого уездного суда, где три года назад он начинал работать бесплатным помощником.

Подобный карьерный взлёт, судя по всему, несколько вскружил голову молодому чиновнику Василию Геттуну, и он начал, как говорится, задаваться.

Так что нет ничего удивительного, что вскоре Вася приобрёл недоброжелателя в лице уездного казначея.

В те времена чиновники получали свои должностные оклады не в бухгалтериях своих учреждений или ведомств, а непосредственно от казначея.

Кроме того, зарплату чиновники получали не ежемесячно, а раз в четыре месяца — как это тогда называлось: по третям.

И вот уездный казначей Сакович своё негативное к Васе отношение выразил следующим образом: перестал Васе платить его честно заработанные деньги.

Чиновник Российской империи
Чиновник Российской империи

Две трети, то есть восемь месяцев, заведующий канцелярии уездного суда Геттун был вынужден обходиться без зарплаты.

А когда Вася пришёл в казначейство за своим окладом в очередной раз, Сакович всё-таки выдал ему положенную сумму, но — порванными на части купюрами.

Подсудное дело

Что оставалось делать Васе?

Он принял от казначея порванные деньги, а когда тот передал Васе кассовую книгу для росписи, Вася в книге написал следующее (разумеется, красивым почерком):

Жалованья мне по отношениям уездного суда г. казначей Сакович по третям года не выдавал; хотя же в конце года и выдал, но изорванными ассигнациями, почти к хождению негодными.

О том, что Вася Геттун испортил казённую кассовую книгу, Сакович немедленно доложил губернскому казначею.

После этого обоих участников инцидента вызвали на разбирательство к губернатору в Новгород-Северск.

Надо сказать, что казначей Сакович был женат на дочери новгородско-северского протопопа, и к тому же поддерживал приятельские отношения с вице-губернатором.

Поэтому вскоре до Васи дошёл слух, что по приезду в губернский город он будет отдан под суд.

Винный подарок

Разумеется, под суд идти Вася категорически не хотел.

И тогда он купил «дюжину хорошего шампанского, мадеры и рейнвейну», чтобы загодя задобрить новгородско-северского губернатора Алексеева.

Однако, первая попытка передать подарок губернатору через камердинера провалилась — Алексеев от подарка отказался.

Впрочем, Вася тоже сдаваться не собирался:

Тогда я обратился к губернаторше, которая объяснялась с самим губернатором, представляя ему, что он хочет дать бал, а вин у них недостаточно.

К сожалению, в своих воспоминаниях Василий Геттун умалчивает о том, каким образом ему удалось подобрать ключик к сердцу самой губернаторши.

Тем не менее, Алексеев опять отказался от халявного алкоголя, и сказал жене, что ему «стыдно от бедного секретаря принимать подарки».

Однако, когда жена в таком случае предложила Алексееву купить Васино вино, тот и это делать не захотел.

Чиновник Российской империи
Чиновник Российской империи

В общем, задобрить губернатора наскоком не получилось:

Посему я оные вина частию раздарил секретарям губернских мест, а частию издержал на угощение их у себя.

Как можно видеть, Вася был компанейским, да ещё и не жадным.

Комбинация с графиней

Итак, план задобрить губернатора подарком не удался.

Тогда Вася Геттун, чувствуя отчаянность своего положения, решил обратиться за помощью к своему знакомому инспектору народных училищ Лобысевичу.

Однако, как оказалось, Лобысевич уехал в Санкт-Петербург по каким-то своим делам.

Впрочем, помочь Васе вызвалась супруга Лобысевича, Настасья Ивановна: она отправилась к своей подруге графине Апраксиной, и рассказала ей Васину проблему.

Графиня эта, по всей видимости, имела в новгород-северском обществе достаточный авторитет, либо же была близко знакома с губернатором Алексеевым — как бы там ни было, но она в свою очередь написала Алексееву письмо, в котором содержалась убедительная просьба отнестись к Васе со всем положенным вниманием.

И вот с этим рекомендательным письмом, но уже без шампанского, мадеры и рейнвейна, Вася вновь отправился к губернатору домой:

Я после обеда вручил сие письмо лично губернатору Алексееву в кабинете его, и он долго шумел на меня, выговаривая, зачем я не жаловался на казначея, вместо того, чтобы портить книгу. Я извинялся пред ним, что без того не чем бы мне было доказать поступок казначея; но по долгом переговоре губернатор смягчился и приказал мне отправиться к своему месту, с тем, что когда казначей в новой книге очистит все статьи, то чтоб и я как должно расписался в оной по третным статьям, и тем это дело окончить, что мы и исполнили.

Любопытно, что в своих воспоминаниях Василий Геттун не рассказал о том, как он поступил со своими порванными ассигнациями: склеил ли их, либо же выкинул. Впрочем, в этой истории пострадал также и уездный казначей: ему пришлось заново переписывать кассовую книгу, испорченную Васиным комментарием.

Чиновник Российской империи
Чиновник Российской империи

А Вася в результате заработал авторитет:

Происшествие сие хотя тяжко и опасно для меня было, но показало в тамошней публике, что я не дал казначею над собою посмеяться, а потому и другие начали со мною обходиться гораздо с большим уважением.

Итого

И традиционное подведение итогов: благодаря использованию метода истории повседневности сегодня мы узнали, например, что в эпоху Екатерины Великой некоторые казначеи ещё не боялись портить ассигнации (позже за подобные шалости серьёзно наказывали); что некоторые российские губернаторы считали для себя стыдным получать подарки от чиновников низшего ранга; и что справедливость иногда торжествует.

(Продолжение следует: дело копииста Усова)

______________________________

Материал предоставлен каналом «Миростолкновение» — подписывайтесь, чтобы познавать интересное.

ТыжИсторик теперь и в телеге, заходите к нам, у нас есть печеньки, котики, рыцари, мракобесы-викторианцы и еще много всего интересного : https://t.me/tizhistorik