✅История проектирования и строительства
Первый советский «настоящий» авианосец был заложен на Черноморском судостроительном заводе в г. Николаеве в сентябре 1982 г. как тяжелый авианесущий крейсер «Рига» проекта 11435. Уже через два месяца корабль получил новое название «Леонид Брежнев», а 6 декабря того же года на околостапельной площадке начали монтаж первого блока с новой закладной доской. Установка этого блока была выполнена 22.02.1983 г., этот день и считается официальной датой закладки корабля. На воду он был спущен 04.12.1985 г. и после достройки проходил испытания уже под новым названием «Тбилиси». 04.10.1990 г. кораблю присвоили очередное название «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», а 25.12.1990 г. он был введен в строй и совершил переход к месту постоянного базирования на Северном флоте. Существуют как минимум две причины, по которым корабль со всеми признаками авианосца был классифицирован как тяжелый авианесущий крейсер. Первая носит чисто формальный характер: в соответствии с заключенной в 1936 г. в г. Монтре конвенцией, авианосцам было запрещено проходить проливами Босфор и Дарданеллы. Таким образом, построенный в г. Николаеве авианосец выйти из Черного моря уже не мог. В этой связи российский флот может лишь сожалеть, что в свое время была оставлена без внимания одна из резолюций министра обороны СССР Д. Ф. Устинова на документах, относящихся к постройке авианесущих кораблей: «Там ли собираемся строить? Может, лучше в Ленинграде». Кроме снятия формальных ограничений, это обеспечило бы современную Россию мощной судостроительной базой. Вторая причина была чисто идеологической. В свое время советской пропагандой авианосец как таковой был заклеймен как орудие империалистической агрессии. На этом фоне развертывание строительства авианосцев создавало очень неприятную для ЦК КПСС ситуацию на идеологическом фронте. Таких примеров в советской истории можно насчитать десятки: пистолет-пулемет — «оружие гангстеров и полиции», миномет — «эрзац-артиллерия», самоходное орудие — «испорченный танк», генетика и кибернетика — «лженауки» и т. д.
Создание авианосца сдерживалось и многочисленными причинами субъективного характера. Одни весьма влиятельные лица в Министерстве обороны и других ведомствах считали, что на нем должны базироваться самолеты вертикального взлета и посадки. По мнению других — более приемлемыми были самолеты катапультного старта, а третьи предлагали использовать для взлета самолетов трамплин. Это и многое другое привело к тому, что созданный Невским ПКБ в начале 70-х годов аванпроект 1160 атомного авианосца, представлявшего собой в сущности аналог американского ударного авианосца Nimitz и имевшего водоизмещение около 100 000 т, трансформировался в проект 1153 атомного авианосца водоизмещением до 70 000 т, а заложен и построен был тяжелый авианесущий крейсер проекта 11435 водоизмещением 58 500 т с обычной энергетической установкой. Проект 11435 формально является вариантом проекта 1143, по которому построены первые советские тяжелые авианесущие крейсера типа «Киев». В то же время внесенные в базовый проект изменения имели принципиальный характер: летательные аппараты стали основным оружием корабля, а практически вся его верхняя палуба, за исключением занятого надстройкой участка, используется в качестве полетной.
✅Технические особенности корабля
Авианосец «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» построен по прогрессивной технологии формирования корпуса из крупных блоков, собранных вне стапеля в специальных крытых цехах. Это позволило сократить стапельный период постройки корабля и повысить качество сборки. Корпус корабля состоит из 21 блока длиной до 32 м, высотой до 12 м и шириной, равной ширине корпуса. По высоте корпус разделяется на 2 яруса, границей которого была 6 палуба. Формирование корпуса из блоков нижнего яруса выполнялось одновременно в двух направлениях — в нос и корму от закладного блока. В таком же порядке монтировались блоки верхнего яруса. Как и блоки корпуса, надстройка была полностью сформирована на пред-стапельной площадке и установлена на палубе с помощью двух козловых кранов. Спонсоны тоже формировались из блоков. Особенностью корпуса авианосца по сравнению с построенными ранее авианесущими крейсерами является существенно улучшенная подводная и надводная конструктивная защита, прошедшая испытания на натурных отсеках. Общая площадь полетной палубы составляет 14 700 м2, ее полная длина — 304,5 м, а длина ее участка, расположенного под углом 5,5° к диаметральной плоскости корабля, — 220 м. В носовой части полетной палубы смонтирован трамплин с углом схода 15°, а на корме находится аэрофинишер. На палубе оборудованы 10 взлетно-посадочных площадок для вертолетов и 3 стартовые позиции для самолетов (с двух самолеты взлетают с разбегом 105 м, а с одной — 195 м). Необходимо отметить, что наличие сразу трех стартовых позиций для взлета самолетов с помощью трамплина отчасти компенсирует отсутствие на корабле катапульт, обеспечивающих, например, на американских авианосцах старт до четырех самолетов в минуту. Для защиты корабля от перегрева в зоне стартовых позиций установлены охлаждаемые водой щитки-дефлекторы, а старт производится с использованием специальных устройств, удерживающих самолет на стартовой позиции до развития его двигателями полной тяги. С учетом опыта эксплуатации авианесущих крейсеров в условиях Севера полетная палуба оборудована системой подогрева, предотвращающей образование конденсата в подпалубных помещениях. Всего на палубе и в ангаре могут разместиться 50—52 самолета и вертолета. Для подачи летательных аппаратов из ангара на полетную палубу предусмотрены 2 бортовых самолетоподъемника размерами 15 х 20 м. Они расположены перед надстройкой и позади нее.Хотя авианосцы проектов 1160 и 1153 предполагалось оборудовать ядерной главной энергетической установкой, построенный вместо них авианосец проекта 11435 имеет котлотурбинную энергетическую установку, выполненную по той же конструктивной схеме, что и на тяжелых авианесущих крейсерах проектов 1143—11434. В состав этой установки входят 8 котлов КВГ-4 (давление пара — 64 кг/см2) и 4 главных турбозубчатых агрегата ТВ-12-4 с суммарной мощностью 200 000 л.с. на четырех валах.
Наибольшая скорость хода составляет 29 узлов. Дальность плавания ходом 29 узлов равна 3850 миль, ходом 18 узлов — 8000 миль, а ходом 10 узлов — 12 000 миль. Запас котельного топлива — 3100 т, автономность по запасам провизии — 45 суток .Электроэнергетическая установка включает 9 турбогенераторов мощностью по 1500 кВт и б дизель-генераторов такой же мощности. Суммарная мощность установки равна 22 500 кВт, что намного превышает мощность электроустановки любого американского авианосца с обычной энергетической установкой, но почти в 3 раза уступает мощности атомного авианосца Nimitz.
✅Вооружение корабля и состав авиакрыла
Авиационное вооружение является основным на этом корабле. Оно может включать до 52 летательных аппаратов различных типов. 01.11.1989 г. на палубу авианосца впервые в истории российской авиации и ВМФ совершили первые аэрофинишные посадки, а затем и полеты корабельные истребители Су-27К (впоследствии Су-33), МиГ-29К и учебный самолет Су-25УТГ. Относительно штатной комплектации авиагруппы, базирующейся на авианосце, имеются различные сведения. Наиболее вероятным, следует считать такой состав:
- 24 истребителя Су-33;
- 16 противолодочных вертолетов Ка-27ПЛ;
- 3 вертолета ДРЛО Ка-31;
- 2 поисково-спасательных вертолета Ка-27ПС.
Впрочем, из-за отсутствия финансирования авиагруппа авианосца никогда не была укомплектована полностью.
Особенностью системы вооружения авианосца является наличие в ее составе, кроме достаточно сильной авиагруппы, также и мощного ударного ракетного вооружения в виде противокорабельного ракетного комплекса «Гранит». В его состав входят 12 индивидуальных подпалубных установок вертикального пуска, размещенных в носовой части полетной палубы. (Для сравнения: считающиеся самыми мощными в мире крейсеры типа «Петр Великий» имеют в качестве основного ударного вооружения 20 таких установок.) Верхние крышки пусковых установок в походном положении располагаются заподлицо с палубой и не препятствуют выполнению полетов. Комплекс ведет стрельбу противокорабельными крылатыми ракетами дальнего действия П-700. Максимальная дальность стрельбы комплекса составляет 550 км, масса боевой части ракеты — 750 кг. Оборонительное вооружение авианосца включает 4 ЗРК самообороны «Кинжал», в установках вертикального пуска которых находятся 192 ЗУР 9М332-2. Для борьбы с воздушными целями также предназначены шесть зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик» и шесть 30-мм 6-ствольных зенитных артиллерийских комплексов АК-630М. Противоторпедную защиту авианосца обеспечивают две 10-зарядные пусковые установки противоторпедного комплекса РБУ-12000 «Удав». Радиоэлектронное вооружение авианосца в принципе аналогично таковому тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Оно включает боевую информационно-управляющую систему «Лесоруб» с автоматизированными каналами связи, РЛС освещения воздушной обстановки «Марс-Пассат» с боевым контуром ПВО, радиолокационные комплексы «Фрегат-М», «Фрегат-М2», «Подкат», многочисленные РЛС систем управления стрельбой зенитных ракетных и ракетно-артиллерийских комплексов.
В то же время вместо установленного на авианесущем крейсере гидроакустического комплекса «Полином» на авианосце смонтирован комплекс «Звезда-M1», а комплекс радиоэлектронной борьбы «Кантата-М» заменен усовершенствованным комплексом аналогичного назначения «Созвездие-БР». Следует отметить, что уровень боевой готовности радиоэлектронного вооружения авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» относительно невысок. Это объясняется прежде всего тем, что из-за отсутствия финансирования со стороны Министерства обороны Российской Федерации многие предприятия-разработчики и изготовители радиоэлектронного оборудования прекратили работы по доводке такого оборудования и поставку для него запасных частей и изделий. Тот факт, что из-за распада СССР некоторые из этих предприятий находятся на территории суверенных ныне государств, имеет, пожалуй, второстепенное значение. В этом смысле показательна судьба однотипного с «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» авианосца «Варяг», классифицируемого по инерции как «тяжелый авианесущий крейсер». Он был заложен на Черноморском судостроительном заводе 06.12.1985 г. под названием «Рига». Этот авианосец в принципе аналогичен авианосцу «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», так что его постройка велась достаточно быстрыми темпами и уже 25.11.1988 г. он был спущен на воду. В 1990 г. авианосец переименовали в «Варяг», а в 1995 г., как пишет большинство изданий, его «приватизировала» Украина. При этом, как правило, не сообщается, что Министерство обороны отказалось выполнять текущие платежи заводу-изготовителю и само передало ему «Варяг» в счет долгов. В этой связи продажа Китаю корпуса недостроенного и абсолютно не нужного ВМС Украины авианосца выглядит вполне логичной, что нельзя сказать о продаже тому же Китаю все тем же Министерством обороны РФ тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143. Кстати, Китай отнюдь не режет эти корабли на металлолом, а переоборудует их в так называемые развлекательные центры. На практике это означает консервацию кораблей до лучших времен.
✅Ремонт с глубокой модернизацией и дальнейшая судьба корабля
С 2017 года, после дальнего похода к берегам Сирии и успешной работы авиагруппы, корабль был направлен на капительный ремонт с последующей модернизацией основных систем и агрегатов. Ориентировочный срок возвращения корабля в состав северного флота был - 2021 год. Корабль проходит ремонт на стапелях 35 судоремонтного завода в городе Мурманске. За время ремонта, с кораблем случилось много несчастных случаев, от затонувшего плавучего дока (который повредил часть полетной палубы корабля до пожаров внутри корпуса корабля, в результате которых погибли люди. В результате затопления ПД-50, который был единственным плавучем доком своего класса на северном флоте, временные и денежные затраты на ремонт корабля значительно увеличились, плановый срок сдачи корабля перенесся на 2023 год. На данный момент представители объединенной судостроительной корпорации не разглашают новую "плановую" дату сдача корабля. По имеющей информации затраты связанные с ремонтом и модернизацией корабля были увеличены с 5 млрд. рублей до 30 млрд. При этом на государственный контракт по которому ведутся работы, выпущено уже более 35 дополнительных соглашений, большинство из них касаются сроков и цены вопроса.
✅Если Вам понравилась статья, пожалуйста подпишитесь на канал, это очень важно для автора и развития канала в целом✅