Найти в Дзене
Одиссея военпреда

Авианесущий корабль СССР/России - Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов

Оглавление

✅История проектирования и строительства

Первый советский «настоящий» авианосец был заложен на Черноморском судостроительном заводе в г. Николаеве в сентябре 1982 г. как тяжелый авианесущий крейсер «Рига» проекта 11435. Уже через два месяца корабль получил новое название «Леонид Брежнев», а 6 декабря того же года на околостапельной площадке начали монтаж перво­го блока с новой закладной доской. Установка этого блока была выполнена 22.02.1983 г., этот день и считается офици­альной датой закладки корабля. На воду он был спущен 04.12.1985 г. и после достройки проходил испытания уже под новым названием «Тбилиси». 04.10.1990 г. кораблю при­своили очередное название «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», а 25.12.1990 г. он был введен в строй и совершил переход к месту постоянного базирования на Северном флоте. Существуют как минимум две причины, по которым корабль со всеми признаками авианосца был классифици­рован как тяжелый авианесущий крейсер. Первая носит чисто формальный характер: в соответствии с заключен­ной в 1936 г. в г. Монтре конвенцией, авианосцам было запрещено проходить проливами Босфор и Дарданеллы. Таким образом, построенный в г. Николаеве авианосец вый­ти из Черного моря уже не мог. В этой связи российский флот может лишь сожалеть, что в свое время была остав­лена без внимания одна из резолюций министра обороны СССР Д. Ф. Устинова на документах, относящихся к по­стройке авианесущих кораблей: «Там ли собираемся стро­ить? Может, лучше в Ленинграде». Кроме снятия формальных ограничений, это обеспечило бы современную Рос­сию мощной судостроительной базой. Вторая причина была чисто идеологической. В свое вре­мя советской пропагандой авианосец как таковой был за­клеймен как орудие империалистической агрессии. На этом фоне развертывание строительства авианосцев создавало очень неприятную для ЦК КПСС ситуацию на идеологиче­ском фронте. Таких примеров в советской истории можно насчитать десятки: пистолет-пулемет — «оружие гангстеров и полиции», миномет — «эрзац-артиллерия», самоходное орудие — «испорченный танк», генетика и кибернетика — «лженауки» и т. д.

Создание авианосца сдерживалось и многочисленными при­чинами субъективного характера. Одни весьма влиятельные лица в Министерстве обороны и других ведомствах считали, что на нем должны базироваться самолеты вертикального взлета и посадки. По мнению других — более приемлемыми были самолеты катапультного старта, а третьи предлагали использовать для взлета самолетов трамплин. Это и многое другое привело к тому, что созданный Невским ПКБ в начале 70-х годов аванпроект 1160 атомно­го авианосца, представлявшего собой в сущности аналог американского ударного авианосца Nimitz и имевшего во­доизмещение около 100 000 т, трансформировался в про­ект 1153 атомного авианосца водоизмещением до 70 000 т, а заложен и построен был тяжелый авианесущий крейсер проекта 11435 водоизмещением 58 500 т с обычной энерге­тической установкой. Проект 11435 формально является вариантом проек­та 1143, по которому построены первые советские тяжелые авианесущие крейсера типа «Киев». В то же время внесен­ные в базовый проект изменения имели принципиальный характер: летательные аппараты стали основным оружием корабля, а практически вся его верхняя палуба, за исклю­чением занятого надстройкой участка, используется в каче­стве полетной.

✅Технические особенности корабля

Авианосец «Адмирал Флота Советского Союза Кузне­цов» построен по прогрессивной технологии формирова­ния корпуса из крупных блоков, собранных вне стапеля в специальных крытых цехах. Это позволило сократить ста­пельный период постройки корабля и повысить качество сборки. Корпус корабля состоит из 21 блока длиной до 32 м, высотой до 12 м и шириной, равной ширине корпуса. По высоте корпус разделяется на 2 яруса, границей которо­го была 6 палуба. Формирование корпуса из блоков нижне­го яруса выполнялось одновременно в двух направлени­ях — в нос и корму от закладного блока. В таком же порядке монтировались блоки верхнего яруса. Как и блоки корпуса, надстройка была полностью сформирована на пред-стапельной площадке и установлена на палубе с помощью двух козловых кранов. Спонсоны тоже формировались из блоков. Особенностью корпуса авианосца по сравнению с по­строенными ранее авианесущими крейсерами является су­щественно улучшенная подводная и надводная конструк­тивная защита, прошедшая испытания на натурных отсеках. Общая площадь полетной палубы составляет 14 700 м2, ее полная длина — 304,5 м, а длина ее участка, расположен­ного под углом 5,5° к диаметральной плоскости корабля, — 220 м. В носовой части полетной палубы смонтирован трамплин с углом схода 15°, а на корме находится аэрофини­шер. На палубе оборудованы 10 взлетно-посадочных пло­щадок для вертолетов и 3 стартовые позиции для самоле­тов (с двух самолеты взлетают с разбегом 105 м, а с одной — 195 м). Необходимо отметить, что наличие сразу трех стар­товых позиций для взлета самолетов с помощью трампли­на отчасти компенсирует отсутствие на корабле катапульт, обеспечивающих, например, на американских авианосцах старт до четырех самолетов в минуту. Для защиты кораб­ля от перегрева в зоне стартовых позиций установлены охлаждаемые водой щитки-дефлекторы, а старт произво­дится с использованием специальных устройств, удержи­вающих самолет на стартовой позиции до развития его двигателями полной тяги. С учетом опыта эксплуатации авианесущих крейсеров в условиях Севера полетная палуба оборудована системой подогрева, предотвращающей образование конденсата в под­палубных помещениях. Всего на палубе и в ангаре могут размес­титься 50—52 самолета и вертолета. Для подачи летатель­ных аппаратов из ангара на полетную палубу предусмотре­ны 2 бортовых самолетоподъемника размерами 15 х 20 м. Они расположены перед надстройкой и позади нее.Хотя авианосцы проектов 1160 и 1153 предполагалось оборудовать ядерной главной энергетической установкой, построенный вместо них авианосец проекта 11435 имеет котлотурбинную энергетическую установку, выполненную по той же конструктивной схеме, что и на тяжелых авиане­сущих крейсерах проектов 1143—11434. В состав этой уста­новки входят 8 котлов КВГ-4 (давление пара — 64 кг/см2) и 4 главных турбозубчатых агрегата ТВ-12-4 с суммарной мощ­ностью 200 000 л.с. на четырех валах.

-2

Наибольшая скорость хода составляет 29 узлов. Даль­ность плавания ходом 29 узлов равна 3850 миль, ходом 18 узлов — 8000 миль, а ходом 10 узлов — 12 000 миль. За­пас котельного топлива — 3100 т, автономность по запасам провизии — 45 суток .Электроэнергетическая установка включает 9 турбоге­нераторов мощностью по 1500 кВт и б дизель-генераторов такой же мощности. Суммарная мощность установки рав­на 22 500 кВт, что намного превышает мощность электро­установки любого американского авианосца с обычной энер­гетической установкой, но почти в 3 раза уступает мощно­сти атомного авианосца Nimitz.

✅Вооружение корабля и состав авиакрыла

Авиационное вооружение является основным на этом корабле. Оно может включать до 52 летательных аппара­тов различных типов. 01.11.1989 г. на палубу авианосца впервые в истории российской авиации и ВМФ совершили первые аэрофинишные посадки, а затем и полеты кора­бельные истребители Су-27К (впоследствии Су-33), МиГ-29К и учебный самолет Су-25УТГ. Относительно штатной ком­плектации авиагруппы, базирующейся на авианосце, име­ются различные сведения. Наиболее вероятным, следует считать такой состав:

  • 24 истребителя Су-33;
  • 16 про­тиволодочных вертолетов Ка-27ПЛ;
  • 3 вертолета ДРЛО Ка-31;
  • 2 поисково-спасательных вертолета Ка-27ПС.

Впрочем, из-за отсутствия финансирования авиагруппа авианосца ни­когда не была укомплектована полностью.

Особенностью системы вооружения авианосца является на­личие в ее составе, кроме достаточно сильной авиагруппы, также и мощного ударного ракетного вооружения в виде противокорабельного ракетного комплекса «Гранит». В его состав входят 12 индивидуальных подпалубных установок вертикального пуска, размещенных в носовой части полетной палубы. (Для сравнения: считающиеся самыми мощными в мире крейсеры типа «Петр Великий» имеют в качестве основ­ного ударного вооружения 20 таких установок.) Верхние крышки пусковых установок в походном поло­жении располагаются заподлицо с палубой и не препятст­вуют выполнению полетов. Комплекс ведет стрельбу про­тивокорабельными крылатыми ракетами дальнего дейст­вия П-700. Максимальная дальность стрельбы комплекса составляет 550 км, масса боевой части ракеты — 750 кг. Оборонительное вооружение авианосца включает 4 ЗРК самообороны «Кинжал», в установках вертикального пуска которых находятся 192 ЗУР 9М332-2. Для борьбы с воз­душными целями также предназначены шесть зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик» и шесть 30-мм 6-ствольных зенитных артиллерийских комплексов АК-630М. Противоторпедную защиту авианосца обеспечи­вают две 10-зарядные пусковые установки противоторпед­ного комплекса РБУ-12000 «Удав». Радиоэлектронное вооружение авианосца в принципе ана­логично таковому тяжелого авианесущего крейсера «Ад­мирал Флота Советского Союза Кузнецов». Оно включает боевую информационно-управляющую систему «Лесоруб» с автоматизированными каналами связи, РЛС освещения воздушной обстановки «Марс-Пассат» с боевым контуром ПВО, радиолокационные комплексы «Фрегат-М», «Фрегат-М2», «Подкат», многочисленные РЛС систем управле­ния стрельбой зенитных ракетных и ракетно-артиллерий­ских комплексов.

В то же время вместо установленного на авианесущем крейсере гидроакустического комплекса «Полином» на авиа­носце смонтирован комплекс «Звезда-M1», а комплекс радио­электронной борьбы «Кантата-М» заменен усовершенствован­ным комплексом аналогичного назначения «Созвездие-БР». Следует отметить, что уровень боевой готовности радиоэлектронного вооружения авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» относительно невысок. Это объясняется прежде всего тем, что из-за отсутствия финан­сирования со стороны Министерства обороны Российской Федерации многие предприятия-разработчики и изготовители радиоэлектронного оборудования прекратили ра­боты по доводке такого оборудования и поставку для него запасных частей и изделий. Тот факт, что из-за распада СССР некоторые из этих предприятий находятся на терри­тории суверенных ныне государств, имеет, пожалуй, второ­степенное значение. В этом смысле показательна судьба однотипного с «Ад­мирал Флота Советского Союза Кузнецов» авианосца «Ва­ряг», классифицируемого по инерции как «тяжелый авиа­несущий крейсер». Он был заложен на Черноморском су­достроительном заводе 06.12.1985 г. под названием «Рига». Этот авианосец в принципе аналогичен авианосцу «Адми­рал Флота Советского Союза Кузнецов», так что его по­стройка велась достаточно быстрыми темпами и уже 25.11.1988 г. он был спущен на воду. В 1990 г. авианосец переименовали в «Варяг», а в 1995 г., как пишет большин­ство изданий, его «приватизировала» Украина. При этом, как правило, не сообщается, что Министерство обороны отказалось выполнять текущие платежи заводу-изготовителю и само передало ему «Варяг» в счет долгов. В этой связи продажа Китаю корпуса недостроенного и абсолют­но не нужного ВМС Украины авианосца выглядит вполне логичной, что нельзя сказать о продаже тому же Китаю все тем же Министерством обороны РФ тяжелых авианесу­щих крейсеров проекта 1143. Кстати, Китай отнюдь не ре­жет эти корабли на металлолом, а переоборудует их в так называемые развлекательные центры. На практике это озна­чает консервацию кораблей до лучших времен.

✅Ремонт с глубокой модернизацией и дальнейшая судьба корабля

С 2017 года, после дальнего похода к берегам Сирии и успешной работы авиагруппы, корабль был направлен на капительный ремонт с последующей модернизацией основных систем и агрегатов. Ориентировочный срок возвращения корабля в состав северного флота был - 2021 год. Корабль проходит ремонт на стапелях 35 судоремонтного завода в городе Мурманске. За время ремонта, с кораблем случилось много несчастных случаев, от затонувшего плавучего дока (который повредил часть полетной палубы корабля до пожаров внутри корпуса корабля, в результате которых погибли люди. В результате затопления ПД-50, который был единственным плавучем доком своего класса на северном флоте, временные и денежные затраты на ремонт корабля значительно увеличились, плановый срок сдачи корабля перенесся на 2023 год. На данный момент представители объединенной судостроительной корпорации не разглашают новую "плановую" дату сдача корабля. По имеющей информации затраты связанные с ремонтом и модернизацией корабля были увеличены с 5 млрд. рублей до 30 млрд. При этом на государственный контракт по которому ведутся работы, выпущено уже более 35 дополнительных соглашений, большинство из них касаются сроков и цены вопроса.

-3

Если Вам понравилась статья, пожалуйста подпишитесь на канал, это очень важно для автора и развития канала в целом