Найти тему
Виниловый Фитиль

Эстонский ансамбль "In Spe"

В 80-ых годах ХХ века в СССР эстонская рок-музыка пользовалась прочным и заслуженным успехом у слушателей.

Фирма "Мелодия" неоднократно выпускала альбомы различных коллективов прибалтийских республик: "Руи", "Касеке", "Зодиак", "Мюзик-Сейф", "Апельсин", "Фикс", "Витамин", "Радар" и других.

Группа "In Spe" была основана в Таллине в 1979 году.

В 1983 году вышел первый альбом группы "In Spe" и была очень тепло встречена слушателями.

В оригинальном конверте Рижского завода грампластинок.
В оригинальном конверте Рижского завода грампластинок.

В 1985 году был записан второй альбом группы под названием "Концерт для пишущей машинки"

Название альбома было написано на оборотной стороне конверта.
Название альбома было написано на оборотной стороне конверта.

По сравнению с первым альбомом состав коллектива претерпел значительные изменения, сохранилось лишь три прежних музыканта: П. Брамбат (флейта, теноровая блок-флейта), А. УРБ (ударные) и Р. Сибул (гитара).

Сменился даже художественный руководитель и композитор - место Эрккии-Свена Тююра занял место Ало Маттийсен. Всё это не могло не сказаться, разумеется, и на музыке, записанной на данной пластинке. Инструментальные пьесы стали менее усложнёнными, они были обращены к широким кругам любителей современной эстрады.

Но менее усложнённые - не значит упрощённые.

Музыка "In Spe" полагала в то время предельное внимание слушателей, она высоко интеллектуальна, необычна и оригинальна.

Первую сторону данной пластинки занимал "Концерт для пишущей машинки ре-мажор", признанный в 1984 году лучшей композицией на музыкальном фестивале "Дни современной лёгкой музыки" в Тарту - этом знаменитом в то время ежегодном смотре эстонской эстрады. "Концерт" - как бы визитная карточка нового альбома "In Spe". Мы сразу погружаемся в причудливый, образный, волшебно-загадочный - и в то же время ироничный мир.

Нежные звуки блок-флейты и ксилофона (Т. Терасмаа), фантастические пассажи синтезаторов (А. Маттийсен и Ю. Тамм), резкие аккорды соло-гитары и бас-гитары (В. Аннук), чёткий, изобретательный ритм ударных - всё сплетается в прихотливую вязь, на которую накладывается негромкая - трескотня пишущей машинки. Солисты иногда как бы меняются ролями - пишущая машинка начинает вести совершенно серьёзную партию, а из недр электронных клавишных неожиданно вырывается залихватская удаль, никак не соответствующая нашему обычному представлению об этих сложных инструментах. "Концерт" даёт возможность каждому участнику ансамбля проявить своё мастерство - и если П. Брамбат, А. Урб и Р. Сибул давно себя зарекомендовали как первоклассные исполнители. В. Аннук - приятное откровение для слушателей.

Р. Сибул, например, трижды был признан лучшим музыкантом на тартуских фестивалях.

Вторую сторону пластинки занимали четыре композиции:

"Ощущение вечности" - спокойное неторопливое произведение с минимумом внешних эффектов. Всю мелодию практически ведут два инструмента: синтезатор и валторна (А. Ленд). Пьеса близка к чистой электронной музыке, немного похожа на произведения Свена Грюнберга.

"Рондо сломанной руки" - полная противоположность предыдущей пьесы, это весёлое, ритмичное произведение.

"Не будет предано забвению" - очень интересная пьеса В. Аннука и Р. Сибула, единственная не принадлежавшая композиция А. Маттийсену, хотя и близкая по духу его композиции под названием "Vallis Mariae", которой и завершается пластинка.

"Исповедями" назвал эти сочинения известный эстонский музыкант И. Гаршнек, он же автор аннотации на обложке пластинки.

"Не будет преданно забвению" - диалог двух гитар, в "Vallis Mariae" участвует весь ансамбль, но их сближает философское видение мира, стремление средствами рок-музыки передать глубину этических вопросов, вечно волнующих человечество.

P.S: Распалась группа в 1990 году и ненадолго воссоединилась в 2009 году.

Также группа встречается в сборниках "Эстонская популярная музыка - III" (С60 20141 007) и "Эстонские популярные ансамбли - IV" (С60 20921 008).

Спасибо всем за внимание! Продолжение следует!