Вас давно оскорбляли в последний раз?
Вспомните это состояние. Кажется, нет более жгучей необходимости выйти из этого положения, изменить его, сделать что-то.
А надо терпеть. Вот и св. Серафим Саровский начинает свое поучение об оскорблениях с необходимости терпения:
«Надобно всегда терпеть все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь – одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны, по Апостолу, страсти нынешнего времене к хотящей славе явтися в нас (Рим. 8.18).
Но это только преамбула. Подходим к главному.
А теперь вспомним, когда мы были свидетелями при оскорблении других людей. Не нас оскорбляют, а других – мы только свидетели.
Да – неприятно, особенно, если мы не совсем равнодушны к этим людям. Но в целом ситуация терпима, она не провоцирует на немедленное действие, а скорее заставляет глубоко задуматься.
Что ж – после этих вступлений главное поучение батюшки Серафима:
«Оскорбления от других переносить должно равнодушно и приобучаться к такому расположению духа, как бы их оскорбления не до нас, а до других касались».
Необычно – не правда ли? Давайте разбираться.
В психологии этот метод называется диссоциацией. Когда ты как бы мысленно раздваиваешься, и все плохое, что с тобой происходит, не принимаешь на себя непосредственно.
Но удивительно, что этот же самый метод предлагает нам и батюшка Серафим.
В чем же его духовная подоплека?
А ведь по сути, по глубочайшей духовной сути, преподобный Серафим Саровский прав.
Мы действительно должны уметь диссоциировать. Диссоциировать духовно.
Нас в одном и том же теле несколько.
Есть изначальный образ Божий, который нам не принадлежит, но который мы потемнили собственными грехами.
Есть собственно «я» - как центр самоидентификации.
И есть то самое потемненное «животное», которое, собственно, скорее всего, вполне заслуженно подвергается оскорблениям.
Да – именно так. Поэтому когда нас оскорбляют, эти оскорбления нужно относить не к себе непосредственно, а к этому животному, которое не просто живет, но активно проявляется в каждом из нас.
За что нас могут оскорблять?
За жадность, за похоть, за предательство, за трусость, за тщеславие, за леность, за вмешательство в чужие дела…
Да мало ли за что! Но ведь это все и есть проявления нашего животного.
Тогда и следует прислушаться к батюшке Серафиму и относить эти оскорбления к этому «другому», который в нас эти оскорбления вызвал и спровоцировал.
И вполне заслуженно.
А если незаслуженно, как нам кажется, но уже наше внутреннее раздражение и возмущение выдает в нас наличие этого самого животного.
Действительно – благодарить нужно за это наших оскорбителей.
Послушаем еще батюшку Серафима, цитирующего еще и св. Исаака Сирина:
«В молчании переноси, когда оскорбляет тебя враг, и единому Господу открывай тогда свое сердце.
Когда люди поносят нас, мы должны считать себя недостойны похвалы. Ежели бы были достойны, то бы все кланялись нам.
Мы всегда и пред всеми должны уничижать себя, следуя учению св. Исаака Сирина: Уничижи себе и узришь славу Божию в себе».
Вот – попутно еще и узнали способ, по которому можно узреть в себе славу Божию.
А ведь это действительно так.
Чтобы увидеть ее, нужно просто разогнать ту тьму, в которую нас повергает живущее в нас животное. Нужно взять этого «быка за рога», увести и крепко привязать его в его стойле.
Ибо животное и слава Божия не могут ужиться вместе и действовать и проявляться одновременно.
Самоуничижение и есть способ «связывания» собственного животного и разгон зловонной тьмы, им порожденной и непрестанно вызываемой.
Мы хотим увидеть в себе славу Божию?
Тогда прислушаемся к советам великих святых.