Найти в Дзене

КОНФЛИКТ И ПУТИ ЕГО РЕШЕНИЯ

Автор разработки:Гальченко Леся.

Целевая аудитория:родители (опекуны, родственники), педагоги и т.д.

Цель и задачи:научить родительский коллектив говорить о конфликтных ситуациях; искать действенные пути решения проблем; выражать свои чувства, мысли; находить способы взаимопонимания.

Ожидаемые результаты:родители будут знать пути разрешения конфликтных ситуаций, бесконфликтное общение.

Оборудование: ватманы, маркеры, памятки для родителей.

Примерное время проведения:80-90 мин.

Ход собрания:

1. Знакомство/организационная часть

Упражнение «Неоконченное предложение» (10—15 мин.)

Ход проведения:

Классный руководитель. Добрый день, уважаемые родители! Вы все между собой уже хорошо знакомы, но я уверен(а), что у каждого из вас есть какие-то умения, таланты, навыки, о которых многие из присутствующих не знают. Поэтому предлагаю узнать больше о ваших предпочтениях, завершив фразу: «Никто из вас не знает, что я (или у меня)…».

Рефлексия по выполненному упражнению.

Упражнение «Карта ожиданий» (10 мин.)

Ход проведения:

Классный руководитель:Мы с вами собрались сегодня в круг, и, конечно, у каждого есть какие-то надежды и ожидания от такой формы сотрудничества. Напишите пожалуйста три основных ожидания от сегодняшней встречи. Теперь объединитесь в группы по четыре человека и составьте общий перечень ожиданий.

Рефлексия по выполненному упражнению.

Наработка правил работы в группе (5 мин.)

Ход проведения:

Классный руководитель: Для эффективного сотрудничества нашей группе необходимо согласовать правила работы, которые будут способствовать комфортной атмосфере и которые мы будем соблюдать на протяжении всего тренинга. Предлагаю поочередно вытащить карточки, объясняя понятия, которые на них записаны, и отвечая на вопрос, что мы должны сделать, чтобы это стало реальностью.

Образцы: доброжелательная атмосфера, взаимоуважение, добровольное участие в работе группы, положительное отношение, «не перебивать» и т.д.

Затем карты прикрепляют к плакату с названием «Правила работы в группе».

Рефлексия по выполненному упражнению.

2. Мотивация, ожидание (10 мин.)

Участникам/участницам предлагают поочередно ответить на вопрос: "Почему тема этого занятия вызвала заинтересованность?". Ведущий(-ая) фасилитирует процесс и подводит итоги, обобщая мотивацию участников/участниц.

3. Основная часть

Минилекция с элементами беседы (10 мин.)

Классный руководитель: Мы с вами выбрали для работы в группе те факторы, которых очень часто не хватает при решении острых ситуаций. На доске вы можете видеть несколько пословиц. Прочтите, пожалуйста, каждую, комментируя её. Эти пословицы выбраны не зря, обсуждая каждую из них,мы определим проблематику сегодняшней встречи:

Конфликт.

Бросается бешеной собакой, я ему слово, а он мне десять.

Лаяла, лаяла, - с трудом целое село перелаяла.

Не все так делается, как там написано.

Острое словечко колет сердечко.

Ты ему хлеб, а он тебе камень. Не кием, то палкой.

Что, по вашему мнению, означает "конфликт"? Давайте запишем определение на флипчарте.

Родители формулируют собственные ассоциации со словом "конфликт".

Конфликт (по толковому словарю) – это обострение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия субъектов коммуникации (общения), вызванные конкуренцией их интересов; это столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия.

Классный руководитель:

Какие эмоции вызывает конфликт?

Что чувствует человек - участник конфликтной ситуации? Мы все живем в социуме, а поскольку все разные, то, конечно, конфликтных ситуаций нам не избежать, важно найти правильные пути выхода из конфликтов. Одинаковых людей с одинаковыми мыслями не существует, поэтому и воспринимать конфликт нужно как нормальное явление.

• Конфликт – естественный фрагмент человеческой жизни; не лучшая форма взаимодействия между людьми, но это не патология и неаномалия.

• Конфликт не всегда и не обязательно влечет за собой разрушение. Он дает возможность оценить расстановку сил, слабые и сильные стороны; улучшает общее состояние.

• Конфликт ведет к переменам, к утверждению более устойчивого положения.

• Конфликт – не угроза, а сигнал к тому, что нужно что-то изменять.

• Конфликтом можно управлять, а это значит – разрушительные последствия могут быть минимизированы; конфликт может иметь конструктивную форму.

• Конфликт может способствовать сближению.

• Конфликт – способ разрядки, вероятности оздоровления отношений.

Классный руководитель:

Давайте обсудим ситуацию из школьной жизни.

«На школьной линейке активом класса была названа фамилия девушки, которая не занималась физкультурой на уроках, не присутствовала на них, и озвучено это было как прогулы без уважительной причины. Это все очень поразило девушку, которая дома проплакала долгое время, не понимая, почему девушки класса так ее ненавидят. Мама девушки пыталась дозвониться до классного руководителя, чтобы выяснить причину произошедшего, ведь все хорошо знают, что ее ребенок - девушка болезненная и родители всегда сообщают о ее плохом самочувствии. Классный руководитель не ответил на телефонные звонки.

На следующее утро мама в достаточно напряженном состоянии пришла в школу с целью найти виновных. Зашла в класс и обвинила учеников в ненависти, которая длится годами, в зависти успехам ее дочери, в подавлении ее в классе. Все это сопровождалось криком и обвинениями. На следующий день в школу пришла одна из мам детей, на которых накричали, с претензией, что никто не имеет права кричать на их детей и обвинять их. Объяснение: девушка на самом деле имела причины не заниматься физкультурой, классный руководитель не проверил фамилии, которые зачитывались на линейке, по словам учителей-предметников нездоровое отношение к успехам девушки и, собственно, к ней лично имело место; когда никто из взрослых не слышал, девушка могла обидеть одноклассниц даже нецензурной лексикой». (Как вариант – в сценарии просто предложить обсудить какую-нибудь реальную конфликтную ситуацию).

Рефлексия по выполненному упражнению:

Можно ли было избежать конфликтной ситуации?

Кто, с вашей точки зрения, обострил конфликт? Какие пути решения проблемы вы видите?

Минилекция (10 мин.)

Конфликтогены и гнев – это то, что обостряет конфликт и делает его неуправляемым. Конфликтогены усиливают эмоциональное напряжение, оскорбляют, вызывают желание защититься. Наибольшая опасность заключается в том, что конфликтоген провоцирует ответный новый конфликтоген, а тот в свою очередь еще один. Каждый последующий конфликтоген действует сильнее.

Конфликтогены

Конфликтогены – это слова или действия, которые вызывают, провоцируют или усиливают конфликт. Например: • высмеивание; хвастанье; наставление; нечестность; • неискренность; • категорические высказывания; • оскорбление, пренебрежительное отношение; • нарушение правил этикета: не здороваться; игнорировать чье-то присутствие; перебивать; • некоторые обобщения: ты никогда...; "ты всегда..."; «я ни за что...»; "это безнадежно...".

Как избежать усугубления конфликта?

Запомните правила предупреждения конфликтов (правила записывают на доске):

• старайтесь не использовать конфликтогены;

• не поддавайтесь на провокацию конфликта (не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген).

Ролевая игра «Общение с родителями» (15 мин.)

Ход проведения:

Родители объединяются в три группы.

Ситуация: дочери нравится компания ее новых друзей, а родителям – категорически нет. Задачи первой и второй групп: разыграть варианты развития ситуации.

Первая группа обыгрывает вариант, когда мать и отец сразу же обвиняют дочь в неразборчивости. Девушка, в свою очередь, выдвигает обвинения родителям в отсутствии внимания к ней, вступает со взрослыми в острый спор.

Вторая группа обыгрывает вариант, когда мать и отец обвиняют дочь, но проявляет дипломатичность и пытается разобраться в проблеме, давая соответствующие объяснения.

Третья группа консультирует своих товарищей и делает выводы о вариантах диалогов между родителями и детьми (диалог первой группы проходит в напряженной атмосфере, что обязательно приведет к конфликтам; пример диалога второй группы - это конструктивное разрешение конфликта, являющееся подтверждением поведения дочери как взрослой человека).

Рефлексия по участию в игре.

Упражнение-движение (5 мин.)

Ход проведения:

Классный руководитель.Давайте встанем в пары, держа указательными пальцами ручки. Теперь приседаем и встаем, сели-встали, сели-встали... Делаем то же по три участника, потом все участники тренинга.

Рефлексия по выполненному упражнению.

Упражнение «Схематическое изображение» (5 мин.)

Классный руководитель.

Обсудив несколько ситуаций, мы уже имеем несколько иную точку зрения по поводу конфликтов. Предлагаю графически изобразить конфликт и защитить свой проект с помощью SWOT-технологии. С английского языка strength – это сильные стороны, weaknesses –слабые, oppotunities – возможности, treats – угрозы. Вы объединяетесь в 3 группы и схематически изображаете конфликт в школе и ваше отношение как родителей к нему. Записываете его сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

Каждая из рабочих групп представляет свои наработки. Проходит всеобщее обсуждение.

Рефлексия по выполненному упражнению.