Найти тему
59,2K подписчиков

Грузовые высокоскоростные поезда. Что в них перевозят, в каких странах они есть и могут ли появиться в России?

3,5K прочитали

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Сейчас в нашей стране происходит настоящий бум высокоскоростных магистралей (пока, правда, в основном в сфере их обсуждений, а не строительства), а потому тема ВСМ обсуждается на всевозможных форумах и выставках. Так и недавно на выставке «ИННОПРОМ» в Екатеринбурге, Александр Мишарин (вице-президент Группы Синара) заявил, что грузовые высокоскоростные поезда могут появиться после запуска второй и третьей линий высокоскоростных магистралей в России.

Теперь обо всём по порядку. Для начала быстренько напомню, что такое вторая и третья линия ВСМ в России. Итак, ВСМ-1 должна пройти между Петербургом и Москвой, ВСМ-2 когда-то будет построена от Москвы до Казани (с дальнейшей перспективой на Екатеринбург), ВСМ-3, в свою очередь, должна связать Москву с Адлером, ну или, хотя бы, с Ростовом-на-Дону:

Картинка взята из открытых источников.
Картинка взята из открытых источников.

И в принципе, на этом можно было бы закончить, потому что грузовые высокоскоростные поезда обещают только после ВСМ-2 и ВСМ-3, а построены они будут не очень понятно когда, так что вроде можно расходиться. Но, всё таки, тема высокоскоростных грузовых поездов весьма интересна, поэтому мы её все таки рассмотрим в этой статье.

Обозреватель «Rollingstock Agency» Александр Поликарпов приводит три варианта реализации грузовых высокоскоростных поездов:

  • Включение в состав пассажирского высокоскоростного поезда отдельных почтовых, либо грузовых вагонов
  • Создание полноценной отдельной модификации грузового поезда на имеющейся платформе пассажирского поезда
  • Запуск в ночное время высокоскоростных контейнерных поездов
TGV La Poste | Фото взято из открытых источников
TGV La Poste | Фото взято из открытых источников

Теперь пройдёмся по каждому из пунктов в отдельности. Первое, что необходимо понимать - речь не идёт о перевозке угля, нефти и нефтепродуктов, леса и прочих «настоящих мужицких грузов» со скоростью света 250 - 300 километров в час. На таких скоростях (а значит с соответствующими затратами на инфраструктуру, подвижной состав, электроэнергию и так далее) будет выгодно перевозить лишь ограниченную номенклатуру грузов. Среди них, например, срочные почтовые отправления (письма и разных размеров посылки), скоропортящаяся и, как вариант, замороженная пищевая и промышленная продукция и тому подобное.

Картинка взята из открытых источников
Картинка взята из открытых источников

Разумеется, всё это актуально лишь при действительно развитой сети высокоскоростных магистралей, а также наличия грузоотправителей и,соответственно, грузополучателей, готовых оплачивать перевозку своего груза на высоких скоростях - именно поэтому если такое в России появится, то очень и очень нескоро.

Если с первыми двумя пунктами, приведёнными Поликарповым, всё приблизительно понятно (сложность упирается, во-первых, в инфраструктуру, то есть сам высокоскоростной путь, контактная сеть и так далее, а во-вторых, в подвижной состав), то третий вариант чуть более интересен, поскольку, теоретически, позволяет перевозить более габаритные грузы в контейнерах.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Идея ускоренных контейнерных поездов не нова - высокая (относительно других типов грузов) скорость доставки обеспечивается, во-первых, отсутствием необходимости сортировки грузов (состав не простаивает в парках сортировочных станций), а во-вторых - повышенной скоростью движения.

Однако, если представить высокоскоростной контейнерный поезд, то одним лишь включением грузовых вагонов, или разработку «условно грузового» поезда на пассажирской платформе - ограничиться не получится. Здесь встаёт необходимость разработки высокоскоростного грузового локомотива (что уже крайне интересный опыт), также и высокоскоростных вагонов-платформ (что упирается в разработку соответствующей тележки).

TGV La Poste | Фото взято из открытых источников
TGV La Poste | Фото взято из открытых источников

Опыт в мире по этому направлению есть, но весьма скудный. Во Франции был в 80-х годах запущен сервис «TGV La Poste» с модифицированным пассажирским поездом для перевозки почты и грузов, однако, впоследствии он проиграл конкуренцию автотранспорту и был закрыт в середине 2010-х годов. В Японии тестировалась перевозка грузов в высокоскоростных пассажирских поездах, а в Испании ночью по линии пускали контейнерный поезд со скоростью 180 км/ч.

Безусловно, при наличии спроса, идея высокоскоростных грузовых поездов - действительно интересная. Но, сначала бы с пассажирскими разобраться.

Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!
Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала!-6