Найти в Дзене
Пахомов Петр

Мощи и иконы Покровского храма

В Покровском храме, по данным, опубликованным до революции, в Покровском соборе находились: "большая часть Честнаго и Животворящаго Креста, часть мощей Святаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна часть главы апостола и Евангелиста Луки, часть левой ноги апостола Андрея Первозванного часть мощей святителя Иоанна Златоуста, три главы афонских преподобных мучеников, большая часть правой руки святого праведного Иоанна Русского и более 160 частиц мощей святых. Но, к ним прибавились мощи русского афонского святого нынешнего времени преподобного Силуана Афонского. Конечно, мы хотели бы видеть во святых иеросхимонаха Арсения Афонского, великого духовника, иеросхимонаха Павла, духовников Иеронима и Макария и многих русских святых, но то, что Афон является с 1313 года канонической территорией Константинопольского Патриархата, расположенного на территории другого государства и в реальности фактически не существующего, закрыло для большинства русских святых возможность прославления. Причем
Древняя икона вмч. ,Пантелеимона с житием
Древняя икона вмч. ,Пантелеимона с житием

В Покровском храме, по данным, опубликованным до революции, в Покровском соборе находились: "большая часть Честнаго и Животворящаго Креста, часть мощей Святаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна часть главы апостола и Евангелиста Луки, часть левой ноги апостола Андрея Первозванного часть мощей святителя Иоанна Златоуста, три главы афонских преподобных мучеников, большая часть правой руки святого праведного Иоанна Русского и более 160 частиц мощей святых. Но, к ним прибавились мощи русского афонского святого нынешнего времени преподобного Силуана Афонского. Конечно, мы хотели бы видеть во святых иеросхимонаха Арсения Афонского, великого духовника, иеросхимонаха Павла, духовников Иеронима и Макария и многих русских святых, но то, что Афон является с 1313 года канонической территорией Константинопольского Патриархата, расположенного на территории другого государства и в реальности фактически не существующего, закрыло для большинства русских святых возможность прославления. Причем же здесь Фанар, находящийся в километрах пятистах от Афона? До этого года покровительствовали Афону византийские императоры, и Афон пользовался от них многими щедротами. В этот год царь Андроник Старший отказался от начальствования над Афонскими монастырями и передал их во власть Константинопольского Патриарха. Первым патриархом, получившим власть над монастырями Афона, стал Нифон. С тех, пор он находится под властью весьма удаленных патриархов, активно участвующих в политической жизни Византийской империи, Османской империи, Турецкой республики, а теперь даже вышедшего в своей политической деятельности за границы этого государства. Так что единственным русским афонским святым, сумевшим пробить антиславянскую стену непонимания, стал преподобный Силуан Афонский. То, что это была именно стена видно из письма архиепископа Василия (Кривошеина) архимандриту Мисаилу (Томину): "Удивили Вы меня сведениями о подготовляемой канонизации старца о. Силуана. Скажу прямо, по многим причинам я этому не сочувствую, считаю, по меньшей мере, несвоевременным. Начнем с того: кто будет его провозглашать святым? Русская Церковь? Но она не имеет на это никакого права, ибо Силуан был афонским монахом, а Святая Гора не находится в пределах Русскои Церкви, а <в> Константинопольской Патриархии. А если бы Московская Патриархия все-таки его канонизировала, то греки бы, в частности Афон, эту канонизацию не признали бы, и монастырь наш был бы поставлен в трудное положение. А что Константинопольская Патриархия причислит к лику святых о. Силуана, я просто этому не верю, ибо достаточно знаю греков". Но Бог благословил, и стена была пробита, хотя путь к канонизации был непрост.
Сейчас почитание преподобного Силуана велико как в России, так и во всем мире. В болгарском Зографском монастыре познакомился с одни русским паломником, который каждый год приезжает на Афон и идет пешком до русского монастыря, чтобы попасть на праздник преподобного. Все частицы святых находятся по 10, 20 и более в ковчегах. И выносятся на утрени на 6 песни для поклонения и целования.

Иерусалимская икона Божией Матери
Иерусалимская икона Божией Матери

Чтимая икона Иерусалимская была прислана в 1850 году иеромонахом Никоном из Нило-Сорской обители. Известна икона великомученика Пантелеимона, перенесенная из Старого Руссика. Несколько раз она возвращалась из прибрежного Воскресенского монастыря в старую обитель и только по завершении нового монастыря осталась там навсегда.

-3

Описание сообщает о чтимых иконах "Всецарица", свт. Тихона Задонского и некоторые другие.

Святитель Николай Покровский храм
Святитель Николай Покровский храм

Любопытные сведения о книгохранилище монастыря сообщает архимандрит Августин (Никитин). В 1880 году Спиридон Ламброс сообщил о 264 рукописях, а в 1889 профессор А.А. Дмитриевский увидел уже 850 рукописей! Затем наступил период упадка. Во время пожара 1968 года, книгохранилище уцелело буквально чудом. 27 февраля 1884 архимандрит Иннокентий (Просвирнин) доложил на заседании АН СССР о научной экспедиции на Афон и организации в БАН хранилища афонских рукописей. О.Августин сообщает о 1320 греческих рукописях и около 600 славянских. Кроме того в библиотеке 20 тысяч печатных книг.