По мне, это гениально, заставить мрачного Гамлета петь песню "Забудь заботы и держи трубой хвост", вместо зловещего монолога про тщетность бытия со знаменитым "Быть или не быть" и прочих прелестях вечного сна. Но сие забавно лишь в контексте сравнения двух идентичных произведений, если судить по оболочке, без погружения в суть и смысл, которые скрывает "мономиф об изгнанном принце".
Мономиф об изгнанном принце
Мономиф, это одна многоликая история, которая сопровождает человечество ни одно тысячелетие. Таких мономифов множество, они идут по одному сценарию и не важно в какой личине присутствуют в ту или иную эпоху, главное это основной смысл который они должны донести.
Пусть в наши дни это детский мультфильм "Король Лев", 400 лет назад это был "Гамлет", за 300 лет до Гамлета, был его прообраз, принц Амлед из «Хроник конунгов из Лейре», до Амледа был Орест сын Агамемнона в древнегреческой мифологии и можно еще покопаться, но суть думаю смог донести. Все эти сюжеты как под копирку рассказывают одну историю о некоем принце, чьего отца убивает любовник матери, принц отправляется в изгнание, взрослеет, возвращается и мстит за отца возвращая престол.
Различный облик этих мономифов, имена героев и отличающиеся локации, объяснить довольно легко, если понимать что мономифы как хамелеоны подстраиваются под тенденции времени и места, да и зависят от рассказчика. У одних это будет Вовочка, у других Василь Иваныч, у третьих лев, кабан и сурикат. Ну а как мы знаем, каждый рассказчик помимо самой истории, задает и антураж, приукрашивая на свой лад. Главное, чтобы история зашла конечному потребителю/слушателю/зрителю.
Какой же смысл хочет донести эта история кроме очевидного, что справедливость восторжествует?
Отголоски обряда инициации в легенде об изгнанном принце
Прорубая путь в непроходимых дебрях этнографии, за густой порослью художественного слога, можно увидеть черты обряда инициации времен мезолита. Когда из общины изгоняется прыщавый подросток, уходит уму-разуму набираться, возвращается уже взрослым, опытным мужчиной, не только равный всем, но и достойным даже престола. А это уже архетип, влияние которого на массовое сознание настолько велико, что на протяжении всей истории человечества, следом за ним всегда лились реки и реки крови.
Архетип изгнанного принца
Архетип, всегда находит воплощение в жизни. Гамлет и Король Лев - это не выдуманная история в которую заложены наши модели поведения. Людское поведение не меняется тысячелетиями, а в купе с жаждой власти и дворцовыми интригами, то такие истории имели место быть неоднократно в реальной жизни. Например, спустя пол века после написания Гамлета, в той же Англии, развивались очень похожие события. Был казнен Карл Первый, единственный сын которого, Карл Второй, бежал во Францию. Ну и как не сложно догадаться, спустя время, вернувшись на родину, вернул себе престол.
На этом архетипе, кстати, часто спекулировали. Вспомним всех Лже. Лже-Дмитрий первый, второй, третий, четвертый, Лжепётр, Лжецесаревичы Федор, Мартын, Клементий и т.д. Почему за ними шли люди? Это архетип изгнанного принца, который вернет справедливость и жить станет лучше.
Авторитете "изгнанного принца" аккумулируется на том что он набрался мужественности, опыта и теперь равен королям, бросает вызов королям. Его опыт, говорит что он король по духу, больше чем по крови. Ну а флер несправедливости, и жажда перемен усиливает этот образ.
Почему Дисней взял эту историю и экранизировал на свой лад
На том чтобы в сценарии "Короля Льва", было побольше "Гамлетовости", попросил, на тот момент, председатель совета директоров Диснея Джефри Катценберг. Изначально сюжет мультфильма был совсем про другое.
Очевидная причина - деньги. Известные что мономифы, довольно легко увлекают аудиторию. Если за различными изгнанными принцами всегда шли люди в реальности, то на мультфильм с таким ярким архетипом, уж точно пойдут.
Успех картины "Король Лев", в том числе, отчасти мог бы базироваться и на настрое в обществе "жаждущем перемен". О чем нам может сказать то, что мультфильм вышел в США в 1994 году, и спустя пару месяцев, произошла так называемая «Республиканская революция », « Революция 94-го » или « Революция Гингрича», когда впервые с 1946 года, большинство мест в парламенте получили республиканцы, при действующем президенте демократе. Что явно говорило, о существенном желании чего-то нового в политическом строе. И так совпало, что хоть и метафорически, но люди получили сатисфакцию этих потаенных желаний в просмотре мультфильма, ведь в жизни особо ничего не поменялось, Клинтон правил до 2001 года.
На сегодня это всё, если понравилась статья, то на моем канале можно почитать еще много подобного😊
Буду рад вашим комментариям. Хотелось бы узнать какие ваши любимые мультфильмы, сказки и мифы и почему именно они?