Найти в Дзене
Life in History

"Катары - самые праведные христиане!" - кто они такие и как погибли хранители древних артефактов за которыми охотились нацисты

Оглавление

В начале 1944 года над городом Монсегюр, что на юго-западе Франции, появились самолеты Люфтваффе, которые выстраивались в воздухе в виде рунических фигур. Очевидцы не помнят, что именно было написано, но руны делались с самолетов. В горе была замечена группа немецких разведчиков, которые искали тайные подземные ходы и важные артефакты. Позже стало ясно, что это представители тайной немецкой организации "Анненербе", которые искали священные артефакты, способные помочь Германии в конце войны. Так и в нашей истории: Святой Грааль, который, согласно легенде, хранился в подземельях Монсегюра катарами или альбигойцами в средневековой Окситании. В январе 1944 года исполнилось 700 лет со дня падения последней цитадели катаров, о которой мы сегодня и поговорим.

За пятиугольным замком Монсегюр, находящимся на юго-западе Франции, закрепилось название «Проклятое место на святой горе». Замок, построенный на месте дохристианского святилища, находится на небольшой возвышенности с крутыми склонами, что делало его неприступным. Легенды связывают Монсегюр с рыцарем Парсифалем, Святым Граалем и волшебным замком. Чаша Грааля, одна из величайших христианских реликвий, была собрана Иосифом Аримафейским из крови Иисуса Христа. В Евангелиях нет упоминаний о чаше, но средневековые романы утверждают, что увидеть её может только человек духовной чистоты. Другая легенда рассказывает о деве Эсклармонде, которая хранила Грааль и бросила его в недра гор под Монсегюром перед падением крепости.

Монсегюр
Монсегюр

Единственный крестовый поход в западной Европе: обстановка во Франции XIII-го века

Крестовые походы, о которых мы знаем, не всегда были направлены исключительно на возвращение Гроба Господня и не всегда были направлены против славян. Один из самых кровавых крестовых походов был направлен на юго-запад Франции. Этот поход унес около миллиона жизней и сопровождался чудовищными казнями и пытками. Если сравнивать по степени напряженности, то это можно сопоставить с гражданской войной, которая происходила на территории России в прошлом веке.

В XIII веке Франция не была единой страной, как сейчас. Север Франции находился под властью короля, но существовали также герцогство Бургундское и нормандские бароны, которые были довольно сильными феодалами. На юге Франции были другие территории, отличавшиеся от центральной и северной частях страны, называемая Окситания, которая простиралась от Атлантики до Марселя и даже дальше. Это была экономическая территория в пять раз мощнее севера Франции, очень богатая земля с развитой наукой, культурой и искусством. Окситания исповедовала более свободные взгляды на жизнь, чем остальная часть современной Франции.

Катаризм - религиозное движение, возникшее в XI веке в Южной Франции, оставило глубокий след в истории средневековой Европы. Его последователи, известные как катары, проповедовали дуалистическую веру, отвергая многие догматы католической церкви. Их учение и образ жизни вызвали жестокие преследования со стороны католической церкви и светских властей. Одним из самых трагических эпизодов в истории катаризма стали Альбигойские войны, которые начались в 1209 году и привели к почти полному уничтожению катарского движения.
Казнь катара на костре
Казнь катара на костре

Происхождение и верования

Происхождение катарской ереси можно проследить до древних гностических и манихейских верований. Гностики полагали, что материальный мир был создан злым богом-демиургом, а манихеи верили в вечную борьбу между добром и злом. Катары приняли многие из этих идей, считая, что земной мир и его институты, такие как Католическая церковь, были созданы Сатаной.

Они отказывались признавать таинства церкви, иерархию и претензии папы римского. Для них Библия была единственным источником духовного руководства, и они отвергали церковные обряды и догмы.

Катары вели аскетический образ жизни, основанный на принципе "умерщвления плоти". Они верили, что материальный мир был злом, и стремились очистить себя от его влияния. Мясная пища, брак, клятвы и физическое насилие были запрещены. Они также отвергали собственность и требовали ликвидации церковных богатств.

Самым высоким рангом в катаризме были "совершенные", которые соблюдали строгие правила, в том числе целибат и постоянный пост. Согласно их верованиям, совершенные были освобождены от власти Сатаны и обладали особой духовной чистотой.

Ключевым обрядом в катаризме был "consolamentum", или рукоположение. Это был инициационный обряд, который принимался теми, кто желал стать "совершенными". Во время церемонии священник возлагал руки на голову кающегося, призывая Святого Духа очистить его и допустить его в избранный круг.

Consolamentum часто проводился на смертном одре, давая верующим возможность спастись от вечного осуждения в последний момент. Это также был способ примирения с Богом для тех, кто совершил грехи.


Одним из самых отличительных верований катаров было учение о двойной природе человека. Они считали, что каждый человек состоит из доброго духа, trapped в материальном теле, сотворенном Сатаной. Когда человек умирал, дух освобождался от тела и возвращался к добру.

Однако для того, чтобы достичь спасения, люди должны были отказаться от своего злого телесного наклонностей и очистить себя посредством аскетической жизни и consolaмента.

Преследования и конфликты

Распространение катарской ереси вызвало озабоченность Католической церкви. В XII веке церковь начала кампанию по искоренению ереси с помощью проповедей, обращений и угроз. Однако катары упорно придерживались своих верований, и их число неуклонно росло.

В 1208 году папа Иннокентий III объявил крестовый поход против катаров на юге Франции. Эта кампания, известная как Альбигойский крестовый поход, привела к жестоким гонениям, включая массовые убийства, сожжения на кострах и захват земель, принадлежавших катарам.

Альбигойские войны

В 1209 году папа Иннокентий III призвал к крестовому походу против катаров, получившему название альбигойского (от названия города Альби). Бароны Франции и Европы откликнулись на этот призыв и атаковали земли графства Тулузского и Транкавеля. Руководство походом осуществлял папский легат Арно Амори, аббат Сито. Крестовый поход против альбигойцев был отмечен жестокими расправами с мирным населением, такими как массовые убийства в Безье в 1209 году и Марманде в 1219 году. Огромные костры, на которых сжигали христиан, стали символом этих войн.

Местное население, для которого война носила как религиозный, так и национально-освободительный характер, оказывало активное сопротивление крестоносцам. В 1220 году стало ясно, что попытка насадить в Тулузе и Каркассоне католическую династию Монфоров потерпела неудачу. Общины катаров начали постепенно восстанавливались.

В 1226 году Людовик VIII Французский решил восстановить свои права на средиземноморские графства и возглавил французскую армию против Раймунда Транкавеля и Раймунда VII Тулузского. Несмотря на ожесточённое сопротивление, королевская армия завоевала Лангедок. В 1229 году граф Тулузский подписал мирный договор, ратифицированный в Париже, что ознаменовало разгром катарского движения.

Жителей Каркассона изгоняют из города во время осады войсками Симона де Монфора
Жителей Каркассона изгоняют из города во время осады войсками Симона де Монфора

Окончательный разгром катарского движения

После заключения Парижского соглашения, катарские общины укрылись в подполье. Инквизиция, созданная папством в 1233 году, начала систематическое преследование катаров. Инквизиция была передана доминиканскому и францисканскому орденам, которые проповедовали официальную доктрину церкви и использовали доносы и исповеди для выявления катаров. Эта эффективная система смогла уничтожить связи солидарности, защищавшие катаров в подполье.

Инквизиция ввела дифференцированную систему наказаний, включая конфискацию имущества и пожизненное заключение. Смертный приговор был зарезервирован для подпольного клира и верующих, вновь впавших в ересь. Умершие в «еретической мерзости» приговаривались к эксгумации и сожжению их останков, хотя для христиан это ужасный грех, было не принято сжигать останки, чаще всего хоронили. Этим действием католики демонстрировали своё неуважение к катарам и оскверняли не только катарские обычаи, но и христианские.

После заключения Парижского соглашения, иерархия катарских церквей обратилась к владельцу деревни Монсегюр с просьбой устроить там «престол и средоточие Церкви». С 1232 по 1243 год из монашеских домов Монсегюра регулярно посылались миссии для подпольных проповедей и уделения таинств. Однако в 1243 году Монсегюр был осаждён войсками короля Франции и в 1244 году сдан. Около двухсот монахов и монахинь, а также около двадцати светских людей были сожжены вместе со своими епископами. Это событие знаменовало конец организованных катарских церквей в Окситании.

Последние попытки возрождения катаризма

После костра в Монсегюре 16 марта 1244 года, последнее катарское подполье было разгромлено. Остатки иерархии сумели сохраниться в изгнании в Ломбардии, но с этого времени Церковь катаров в Окситании могла только бороться за выживание. К концу XIII столетия катаризм практически исчез в Окситании. Однако Пейре Отье, бывший нотариус из Акс ле Терме, возглавил маленькую группу Добрых Людей, стремившихся возобновить евангелизм катаров на их прежних территориях.

Попытка «Реконкисты братьев Отье» продолжалась с 1300 по 1310 год. Инквизиция выловила и сожгла всех подпольных проповедников. Единственным, кому удалось бежать, был Гийом Белибаст, но и он был схвачен и сожжён в 1321 году. Это событие считается концом окситанских катарских церквей.

Наследие катаров

К середине XIII века катаризм был в значительной степени уничтожен благодаря усилиям церкви и светских правителей. Однако идеи катаров продолжали существовать в тайных обществах и до сих пор сохраняют свое влияние в некоторых современных религиозных движениях. Наследие катаров сложное и неоднозначное. С одной стороны, они были преследованы за свои убеждения и стали жертвами религиозной нетерпимости. С другой стороны, их верования и образ жизни оказали значительное влияние на развитие западной мысли и религиозной истории. Катары остаются примером духовного инакомыслия и бесстрашия перед лицом преследований. Их история напоминает нам о силе веры и последствиях религиозной нетерпимости.

Заключение

История катаризма и Альбигойских войн — это история борьбы за веру и выживание. Несмотря на жестокие преследования и почти полное уничтожение, катары оставили неизгладимый след в истории средневековой Европы. Их религиозные взгляды и мужество в борьбе за свои убеждения продолжают вызывать интерес и уважение у историков и исследователей.

-5

Подписывайтесь на канал, чтобы ещё больше читать об интересных событиях прошлого!
#катары #крестовыйпоход #катаризм #история #грааль