В начале 1944 года над городом Монсегюр, что на юго-западе Франции, появились самолеты Люфтваффе, которые выстраивались в воздухе в виде рунических фигур. Очевидцы не помнят, что именно было написано, но руны делались с самолетов. В горе была замечена группа немецких разведчиков, которые искали тайные подземные ходы и важные артефакты. Позже стало ясно, что это представители тайной немецкой организации "Анненербе", которые искали священные артефакты, способные помочь Германии в конце войны. Так и в нашей истории: Святой Грааль, который, согласно легенде, хранился в подземельях Монсегюра катарами или альбигойцами в средневековой Окситании. В январе 1944 года исполнилось 700 лет со дня падения последней цитадели катаров, о которой мы сегодня и поговорим.
За пятиугольным замком Монсегюр, находящимся на юго-западе Франции, закрепилось название «Проклятое место на святой горе». Замок, построенный на месте дохристианского святилища, находится на небольшой возвышенности с крутыми склонами, что делало его неприступным. Легенды связывают Монсегюр с рыцарем Парсифалем, Святым Граалем и волшебным замком. Чаша Грааля, одна из величайших христианских реликвий, была собрана Иосифом Аримафейским из крови Иисуса Христа. В Евангелиях нет упоминаний о чаше, но средневековые романы утверждают, что увидеть её может только человек духовной чистоты. Другая легенда рассказывает о деве Эсклармонде, которая хранила Грааль и бросила его в недра гор под Монсегюром перед падением крепости.
Единственный крестовый поход в западной Европе: обстановка во Франции XIII-го века
Крестовые походы, о которых мы знаем, не всегда были направлены исключительно на возвращение Гроба Господня и не всегда были направлены против славян. Один из самых кровавых крестовых походов был направлен на юго-запад Франции. Этот поход унес около миллиона жизней и сопровождался чудовищными казнями и пытками. Если сравнивать по степени напряженности, то это можно сопоставить с гражданской войной, которая происходила на территории России в прошлом веке.
В XIII веке Франция не была единой страной, как сейчас. Север Франции находился под властью короля, но существовали также герцогство Бургундское и нормандские бароны, которые были довольно сильными феодалами. На юге Франции были другие территории, отличавшиеся от центральной и северной частях страны, называемая Окситания, которая простиралась от Атлантики до Марселя и даже дальше. Это была экономическая территория в пять раз мощнее севера Франции, очень богатая земля с развитой наукой, культурой и искусством. Окситания исповедовала более свободные взгляды на жизнь, чем остальная часть современной Франции.
Катаризм - религиозное движение, возникшее в XI веке в Южной Франции, оставило глубокий след в истории средневековой Европы. Его последователи, известные как катары, проповедовали дуалистическую веру, отвергая многие догматы католической церкви. Их учение и образ жизни вызвали жестокие преследования со стороны католической церкви и светских властей. Одним из самых трагических эпизодов в истории катаризма стали Альбигойские войны, которые начались в 1209 году и привели к почти полному уничтожению катарского движения.
Происхождение и верования
Происхождение катарской ереси можно проследить до древних гностических и манихейских верований. Гностики полагали, что материальный мир был создан злым богом-демиургом, а манихеи верили в вечную борьбу между добром и злом. Катары приняли многие из этих идей, считая, что земной мир и его институты, такие как Католическая церковь, были созданы Сатаной.
Они отказывались признавать таинства церкви, иерархию и претензии папы римского. Для них Библия была единственным источником духовного руководства, и они отвергали церковные обряды и догмы.
Катары вели аскетический образ жизни, основанный на принципе "умерщвления плоти". Они верили, что материальный мир был злом, и стремились очистить себя от его влияния. Мясная пища, брак, клятвы и физическое насилие были запрещены. Они также отвергали собственность и требовали ликвидации церковных богатств.
Самым высоким рангом в катаризме были "совершенные", которые соблюдали строгие правила, в том числе целибат и постоянный пост. Согласно их верованиям, совершенные были освобождены от власти Сатаны и обладали особой духовной чистотой.
Ключевым обрядом в катаризме был "consolamentum", или рукоположение. Это был инициационный обряд, который принимался теми, кто желал стать "совершенными". Во время церемонии священник возлагал руки на голову кающегося, призывая Святого Духа очистить его и допустить его в избранный круг.
Consolamentum часто проводился на смертном одре, давая верующим возможность спастись от вечного осуждения в последний момент. Это также был способ примирения с Богом для тех, кто совершил грехи.
Одним из самых отличительных верований катаров было учение о двойной природе человека. Они считали, что каждый человек состоит из доброго духа, trapped в материальном теле, сотворенном Сатаной. Когда человек умирал, дух освобождался от тела и возвращался к добру.
Однако для того, чтобы достичь спасения, люди должны были отказаться от своего злого телесного наклонностей и очистить себя посредством аскетической жизни и consolaмента.
Преследования и конфликты
Распространение катарской ереси вызвало озабоченность Католической церкви. В XII веке церковь начала кампанию по искоренению ереси с помощью проповедей, обращений и угроз. Однако катары упорно придерживались своих верований, и их число неуклонно росло.
В 1208 году папа Иннокентий III объявил крестовый поход против катаров на юге Франции. Эта кампания, известная как Альбигойский крестовый поход, привела к жестоким гонениям, включая массовые убийства, сожжения на кострах и захват земель, принадлежавших катарам.
Альбигойские войны
В 1209 году папа Иннокентий III призвал к крестовому походу против катаров, получившему название альбигойского (от названия города Альби). Бароны Франции и Европы откликнулись на этот призыв и атаковали земли графства Тулузского и Транкавеля. Руководство походом осуществлял папский легат Арно Амори, аббат Сито. Крестовый поход против альбигойцев был отмечен жестокими расправами с мирным населением, такими как массовые убийства в Безье в 1209 году и Марманде в 1219 году. Огромные костры, на которых сжигали христиан, стали символом этих войн.
Местное население, для которого война носила как религиозный, так и национально-освободительный характер, оказывало активное сопротивление крестоносцам. В 1220 году стало ясно, что попытка насадить в Тулузе и Каркассоне католическую династию Монфоров потерпела неудачу. Общины катаров начали постепенно восстанавливались.
В 1226 году Людовик VIII Французский решил восстановить свои права на средиземноморские графства и возглавил французскую армию против Раймунда Транкавеля и Раймунда VII Тулузского. Несмотря на ожесточённое сопротивление, королевская армия завоевала Лангедок. В 1229 году граф Тулузский подписал мирный договор, ратифицированный в Париже, что ознаменовало разгром катарского движения.
Окончательный разгром катарского движения
После заключения Парижского соглашения, катарские общины укрылись в подполье. Инквизиция, созданная папством в 1233 году, начала систематическое преследование катаров. Инквизиция была передана доминиканскому и францисканскому орденам, которые проповедовали официальную доктрину церкви и использовали доносы и исповеди для выявления катаров. Эта эффективная система смогла уничтожить связи солидарности, защищавшие катаров в подполье.
Инквизиция ввела дифференцированную систему наказаний, включая конфискацию имущества и пожизненное заключение. Смертный приговор был зарезервирован для подпольного клира и верующих, вновь впавших в ересь. Умершие в «еретической мерзости» приговаривались к эксгумации и сожжению их останков, хотя для христиан это ужасный грех, было не принято сжигать останки, чаще всего хоронили. Этим действием католики демонстрировали своё неуважение к катарам и оскверняли не только катарские обычаи, но и христианские.
После заключения Парижского соглашения, иерархия катарских церквей обратилась к владельцу деревни Монсегюр с просьбой устроить там «престол и средоточие Церкви». С 1232 по 1243 год из монашеских домов Монсегюра регулярно посылались миссии для подпольных проповедей и уделения таинств. Однако в 1243 году Монсегюр был осаждён войсками короля Франции и в 1244 году сдан. Около двухсот монахов и монахинь, а также около двадцати светских людей были сожжены вместе со своими епископами. Это событие знаменовало конец организованных катарских церквей в Окситании.
Последние попытки возрождения катаризма
После костра в Монсегюре 16 марта 1244 года, последнее катарское подполье было разгромлено. Остатки иерархии сумели сохраниться в изгнании в Ломбардии, но с этого времени Церковь катаров в Окситании могла только бороться за выживание. К концу XIII столетия катаризм практически исчез в Окситании. Однако Пейре Отье, бывший нотариус из Акс ле Терме, возглавил маленькую группу Добрых Людей, стремившихся возобновить евангелизм катаров на их прежних территориях.
Попытка «Реконкисты братьев Отье» продолжалась с 1300 по 1310 год. Инквизиция выловила и сожгла всех подпольных проповедников. Единственным, кому удалось бежать, был Гийом Белибаст, но и он был схвачен и сожжён в 1321 году. Это событие считается концом окситанских катарских церквей.
Наследие катаров
К середине XIII века катаризм был в значительной степени уничтожен благодаря усилиям церкви и светских правителей. Однако идеи катаров продолжали существовать в тайных обществах и до сих пор сохраняют свое влияние в некоторых современных религиозных движениях. Наследие катаров сложное и неоднозначное. С одной стороны, они были преследованы за свои убеждения и стали жертвами религиозной нетерпимости. С другой стороны, их верования и образ жизни оказали значительное влияние на развитие западной мысли и религиозной истории. Катары остаются примером духовного инакомыслия и бесстрашия перед лицом преследований. Их история напоминает нам о силе веры и последствиях религиозной нетерпимости.
Заключение
История катаризма и Альбигойских войн — это история борьбы за веру и выживание. Несмотря на жестокие преследования и почти полное уничтожение, катары оставили неизгладимый след в истории средневековой Европы. Их религиозные взгляды и мужество в борьбе за свои убеждения продолжают вызывать интерес и уважение у историков и исследователей.
Подписывайтесь на канал, чтобы ещё больше читать об интересных событиях прошлого!
#катары #крестовыйпоход #катаризм #история #грааль