Найти в Дзене
NewMan

Том Уэйтс

Как я уже писал в своей последней статье, на меня иногда накатывает горячее желание слушать кого-нибудь до полного опупения и изнеможения. Так, чтобы им насквозь пропитаться. Именно так и получилось с Томом Уэйтсом. Играла у меня круглосуточно на даче флэшка, на которой собрано практически всё его творчество, наверное, неделю в режиме "кончилось - ставлю по-новой". И на такой громкости это все звучало, что уже все село было в курсе факта существования данного музыканта и половина селян стала его горячими поклонниками, а остальная половина - его яростными ненавистниками. Так что с головой и даже выше крыши я в него погрузился. И проник гражданин Том в самые глубины моей грешной души. И прошиб меня товарищ Уэйтс до самой сердцевины моей натруженной печонки. Во - первых, уж очень я люблю такие голоса, хриплые, иногда - как бархат, иногда - как напильник, иногда - как стон, иногда - резкие, иногда - рычащие и кричащие, иногда - срывающиеся с рыка на фальцет и уж больно мне
Оглавление

Как я уже писал в своей последней статье, на меня иногда накатывает горячее желание слушать кого-нибудь до полного опупения и изнеможения. Так, чтобы им насквозь пропитаться. Именно так и получилось с Томом Уэйтсом.

Играла у меня круглосуточно на даче флэшка, на которой собрано практически всё его творчество, наверное, неделю в режиме "кончилось - ставлю по-новой". И на такой громкости это все звучало, что уже все село было в курсе факта существования данного музыканта и половина селян стала его горячими поклонниками, а остальная половина - его яростными ненавистниками.

Так что с головой и даже выше крыши я в него погрузился.

И проник гражданин Том в самые глубины моей грешной души.

И прошиб меня товарищ Уэйтс до самой сердцевины моей натруженной печонки.

-2

Во - первых, уж очень я люблю такие голоса, хриплые, иногда - как бархат, иногда - как напильник, иногда - как стон, иногда - резкие, иногда - рычащие и кричащие, иногда - срывающиеся с рыка на фальцет и уж больно мне надоели всякие правильные, ровненькие сладкоголосые певческие экземпляры. Я вообще хочу написать статью про мои любимые хриплые голоса. Спойлер - будут там Курт Кобейн, Дженис Джоплин, Луи Армстронг, Лиам Галлахер, Сэм Кук, Джим Моррисон, Лейн Стэнли, Боб Дилан, Крис Корнелл, ну и ещё кто-нибудь.

Во-вторых, уж больно я люблю музыку, с трудом поддающуюся классификации,  так сказать музыку "вне стилей и определений". А у него и блюз и джаз и авангард и экспериментальная музыка, и кабаре, и рок и ещё чёрт-те что вообще не поддающееся четкой формулировке.

Ну и в-третьх, уж больно мне заходят эти как бы алкогольные рефлексии мятущейся души, с разбросом от сентиментальной романтики до буйной ярости.  Ну это уж детали лично моего характера и лично моей биографии, в которые я прямо сейчас не готов углубляться.

Вот слушал я Уэйтса неделю, потом недели две погружался в его творчество, читал и переводил его тексты и изучал его музыкальную биографию. Потом несколько дней все понятое и услышанное пытался сформулировать. Короче, нырнул я в Уэйтса глубоко. Вот только что вынырнул, сформулировал как мог и готов поделиться с вами впечатлениями об увиденном и услушанном в этих самых уэйтовских тёмных глубинах.

План статьи будет такой. Сначала я поделюсь с вами, мои читатели, своими размышлизмами по поводу гражданина Тома, а в конце дам достаточно много его знаковых вещей в хронологическом порядке. Если его творчество вам зайдёт, то я забабахаю вторую статью про Уэйтса, в которой дам со своим разбором ну ооочень много его вещей. Потому что материала много и материал непростой, а коротко и просто писать на большие и сложные темы я не умею, а учиться этому на старости лет у меня нет никакого желания.

__________________

-3

Я всегда был в восхищении от людей, которые прут буром против мейнстрима и всегда делают всё ровно наоборот. А Том Уэйтс сделал карьеру, делая именно то, что НЕ НУЖНО.

Пока Битлз вторгались в Америку, он пытался устроиться на работу певцом в стиле Синатры в гольф-клубе Сан-Диего.

Когда Сан-Франциско превратился в психоделический город, он отправился в Хейт-Эшбери с намерением стать не хиппи, а битником, который подпитывается бибопом.

Когда в США доминировала музыка западного побережья 70-х — кокаиновое псевдо-кантри о том, как бы расслабиться, — Уэйтса можно было найти рычащим скорбные фортепианные баллады, в которых пьяные негодяи без гроша в кармане проклинали свою жизнь, глядя на проституток через неоновое окно кабака.

С выходом на первый план стадионного рока и синтезаторов в начале 80-х Уэйтс взялся за то, чтобы соединить дадаистский блюз Капитана Бифхарта с музыкой кабаре, которая считалась бы пиком моды в Германии времен Веймарской республики.

Десять лет спустя популярная культура грозила догнать его — его влияние можно было различить повсюду, от фильмов Квентина Тарантино до музыки П. Дж. Харви, — но перспектива идти в ногу со временем, похоже, полностью свела Уэйтса с ума: альбомы 90-х были полны сурового индустриального шума и видений апокалипсиса.

А 2004 году Уэйтс нашёл самым подходящим для того, чтобы отказаться от своего пианино и начать заниматься битбоксингом!!

Вот такой нелинейный и нестандартный чувак... И именно это лично меня в нём и подкупает!

"Лучше сидеть с бутылкой в обнимку, чем в бутылку лезть" (Том Уэйтс)

-4

-5

-6

-7

-8

-9

_____

Звучание Уэйтса поражает воображение — он любит жесткие джазовые инструменты, но оркеструет их так, чтобы они звучали скорее как у капитана Бифхарта, чем у Телониуса Монка (про Монка я обязательно напишу статью, а вот про капитана Бифхарта - не уверен, хотя всё может быть).

Том любит перкуссию, но во многих его лучших песнях есть только легкое постукивание, неясные перетасовки барабанов, а часто и вовсе нет барабанов. Его музыка звучит так, будто она всегда на грани хаоса, но в то же время в ней есть связность и последовательность, которые делают ее сразу узнаваемой. А самое главное - есть его голос, о котором уже полвека существует множество ярких метафор и описаний.

Однако что действительно объединяет причудливый рецепт музыки Уэйтса, так это глубоко укоренившиеся антиномии современного опыта: любовь и отчаяние, мечтательность и присутствие, тревога и утешение. Его музыка часто бывает странной, но ее суть никогда не меняется — в ней присутствует полностью понятная палитра чувств и эмоций. От своих сокрушительных фортепианных баллад до едких рок-треков и эксцентричных звуковых композиций Уэйтс всегда отражает то, что мы можем узнать из нашей собственной жизни, даже если мы не являемся заблудившимися бродягами, своенравными ковбоями, или маньяками в барах. В конечном счете, его музыка посвящена взаимосвязи между стремлением, которое мы испытываем к подлинным переживаниям и покоем, который мы получаем тогда, когда, наконец, отпускаем это стремление..

______________

Том Уэйтс — Tom Waits — Томас Алан Уэйтс, родился 7 декабря 1949 года в Помоне, Калифорния) и он очень плодовитый певец, автор стихов, композитор и актёр.

Он начал свою карьеру в начале 1970-х годов как певец в грязных барах с заплёванными полами, посыпанными опилками — "spit 'n' sawdust" — и такое определение имеется для подобных мест.

-10

Изначально на него оказало глубокое влияние поколение битников, такие писатели, как Джек Керуак и Уильям С. Берроуз, и такие поэты, как Аллен Гинзберг и Чарльз Буковски. Уэйтса часто сравнивают с Чарльзом Буковски, поскольку они похожи как по содержанию творчества, так и по образу жизни

Уэйтс не мог зарабатывать себе на жизнь музыкой в ​​70-х, потому что его классическая барная музыка не пользовалась популярностью. Голос Уэйтса в то время был мягким, теплым и чистым.

Уэйтс впоследствии приобрёл себе много преданных последователей и повлиял на последующих исполнителей его песен, несмотря на совсем небольшую поддержку его творчества на радио или телевидении. Фактически, его песни, возможно, наиболее известны широкой публике в виде кавер-версий более известных исполнителей, таких как Eagles, Брюс Спрингстин и Род Стюарт.

Хотя альбомы Уэйтса имели неоднозначный коммерческий успех в его родных Соединенных Штатах, в других странах они время от времени достигали статуса золотых альбомов.

В лирическом плане песни Уэйтса известны атмосферными изображениями неблагополучных персонажей и мест; он поет о неудачниках, бомжах, уличных бродягах, алкоголиках, наркоманах, проститутках и прочих изгоях общества, хотя в его репертуаре есть и более традиционные, любовные и трогательные баллады.

Когда он выступал на разогреве у Фрэнка Заппы, публика освистывала его и отказывалась слушать — он не соответствовал авангардному стилю Заппы.

Бесчисленные сигареты, цистерны алкоголя и множество ночных вечеринок в конечном итоге оставили свой след на его лице и в его голосе.

-11

Его более поздний фирменный хриплый голос можно впервые услышать на альбоме Small Change. Этот отличительный голос оказался его визитной карточкой.

Известный музыкальный журнал описывает его звучание, «словно его замочили в чане с бурбоном, оставили висеть в коптильне на несколько месяцев, а затем вынесли на улицу и переехали машиной».

Small Change с его сентиментальными балладами, его барно-джазовым настроем и ориентированными на нуар историями оказался самым большим коммерческим успехом Тома в 1970-х годах.

Впоследствии Уэйтс разработал свой уникальный стиль. Его песни стали более резкими, а аранжировки — более сюрреалистичными и экспериментальными с каждой новой записью.

Сочиняя саундтрек к фильму Фрэнсиса Форда Копполы «От всего сердца»,

-12

Уэйтс познакомился со своей будущей невестой Кэтлин Бреннан.

-13

Они поженились в 1980 году, и она помогла ему бросить пить и курить. После свадьбы они работали вместе над его альбомами как сопродюсеры и соавторы. Трудно сказать, какая часть принадлежит ей, а какая ему, но легко заметить, что они составляют идеальную команду. Кроме того, его старшего сына Кейси можно услышать на вертушках и перкуссии в альбоме Уэйтса «Real Gone».

Одним из самых больших успехов Уэйтса стал альбом «Swordfishtrombones», выпущенный в 1983 году. Он поразил как критиков, так и поклонников. На этом альбоме Том отходит от привычного фортепиано в сопровождении струнного оркестра и заменяет его на множество экзотических инструментов, прозванных им «оркестр-свалка». Тексты песен становятся более абстрактными. Джаз и блюз с элементами фолка и рока выходят на второй план, новый жанр Тома определен как экспериментальный рок, так как его новая музыка не похожа ни на одного из рок-жанров в чистом виде. Да и голос самого Уэйтса пошёл в разнос не хуже аранжировок его композиций — Том начал рычать гроулом, кричать скримом, шептать, петь нормальным голосом и вообще всячески экспериментировать со своим главным инструментом.

Swordfishtrombones был признан многими критиками как один из лучших альбомов Уэйта, например, журнал Spin поставил его на второе место в списке «25-ти альбомов всех времен». Уэйтс на этом альбоме достиг нового уровня написания песен и оставил позади прежние стереотипы о нём. Все песни, будь то баллады, джайв или джаз, сыграны совершенно по-другому. Кажется, что Уэйтс взял музыкальные архетипы этих стилей и сделал их своими. Это и есть квинтэссенция нового стиля Уэйтса.

В 2011, спустя 36 лет после выхода первого альбома Уэйтса Closing Time в 1973, альбом Bad As Me стал первым альбомом Уэйтса, попавшим в десятку лучших в США.

В конце 1980-х Уэйтс нашел выход для своего творчества в сочинении мюзиклов. Его первый мюзикл назывался «Черный всадник». Сюжет немного напоминает «Трехгрошовую оперу» Курта Вайля и Бертольда Брехта и 1930-е годы.

Уэйтс также автор и других мюзиклов, которые позже стали альбомами. Одним из них был мюзикл «Blood Money». Это одно из самых мрачных произведений Уэйтса. Другой мюзикл основан на классическом произведении Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес». «Alice» очень романтичный, мечтательный и мягкий, и содержит одну из самых романтичных песен Уэйтса.

Уэйтс также был композитором таких фильмов, как «Ночь на Земле» Джима Джармуша и «От всего сердца» Фрэнсиса Форда Копполы, за саундтрек к которому он был номинирован на «Оскар». Обладатель «Грэмми» за альбомы "Bone Machine" и "Mule Variations".

Помимо многочисленного вклада в кино в качестве композитора (база данных фильмов imdb.com насчитывает 51 появление Уэйтса в качестве композитора и 244 саундтреков и клипов, содержащих песни Уэйтса), он также является актером, в общей сложности появившимся в 60 ролях, начиная от нескольких мини-ролей, типа трубача в «Сердце субботнего вечера» и в «Дракуле Брэма Стокера» до главной роли Зака ​​во «Вне закона» Джима Джармуша.

-14

Он появился в фильме Роберто Бениньи «Тигр и снег».

-15

Уэйтс сыграл мистера Ника (Дьявола) в «Воображариуме доктора Парнаса» Терри Гиллиама.

-16

"Кофе и сигареты" режиссёра и сценариста Джима Джармуша -

-17

«Мёртвые не умирают» того же самого Джима Джармуша.

-18

___________________________

С 1973 года Том Уэйтс выпустил 16 студийных альбомов, начиная с Closing Time и заканчивая Bad as Me 2011 года.

В 2011 году Том Уэйтс был включён в Зал славы рок-н-ролла

-19

-20

-21

-22

===========================

Ну а сейчас я дам пару десятков ярких моментов из творческой карьеры одной из величайших и самых причудливых музыкальных фигур по имени Том Уэйтс.

В хронологическом порядке и с широким охватом — "от пьяненького исполнителя сентиментальных баллад до мудрого брехтовского сюрреалиста"

"(Ищу) Сердце субботнего вечера "

"(Looking For) The Heart of Saturday Night "

Альбом "The Heart of Saturday Night". 1974.

Самое примечательное в дебютном альбоме Тома Уэйтса 1973 года "Closing Time", это то, насколько он непримечательный. Конечно, есть несколько замечательных песен: инструментальный заглавный трек и Martha, которая могла бы быть мелодией Вилли Нельсона, 👇

а также Ol '55 — 👇

перепетая Eagles — над версией которвх Уэйтс публично презрительно отзывался. 👇

Сила песен трубадура из Сан-Диего никогда не ставилась под сомнение, но как артист он не имел индивидуальности и считался одним среди множества фолк-певцов/авторов песен, соревнующихся за любовь публики.

Но к тому времени, как он выпустил The Heart of Saturday Night в 1974 году, он выбрал более четкий стиль (как внешний, так и музыкальный), о чем свидетельствовали кепка, прям как из моего любимого сериала "Острые козырьки" и свободный галстук, надетые с потрепанной развязностью на обложке — стиль, противоположный модным в то время длинноволосым рокерам в расклешенных штанах.

-23

(Looking For) The Heart of Saturday Night повествует о ошеломленном взгляде широко раскрытых глаз начинающего пьяницы... Эта такая любовная ода субботним ночам на алкогольном взводе.

На протяжении 16 студийных альбомов Уэйтс будет пополнять тему обреченного романтизма сентиментального пьяницы, а также документировать свои постоянно меняющиеся отношения с бутылкой в ​​разных состояниях опьянения (The Piano Has Been Drinking — прекрасный пример). 👇

Этот трек идеально прослеживает нарастание часа силы, определяет момент, ради которого человек работал всю неделю, и завершается «магией меланхоличной слезы в твоем глазу». Он сентиментален и сразу вызывает ностальгию по единственному дню недели, который, по-видимому, имеет значение для определенного типа людей. (Охх... Как это всё знакомо и как это всё интернационально и иррационально 😥!)

" Блюз Тома Трауберта (Четыре листа на ветер в Копенгагене) "

"Tom Traubert’s Blues (Four Sheets to the Wind in Copenhagen)"

Альбом: Small Change. 1976.

В целом, карьера Уэйтса делится на две четкие фазы: до альбома Swordfishtrombones и после Swordfishtrombones. Тем не менее, правда, как всегда, сложнее, и траектория его художественного развития - это путешествие с гораздо более тонкими нюансами.

Переломным моментом для его творчества, должно быть, был этот первый трек с альбома Small Change, когда люди впервые услышали его в 1976 году, близко познакомившись и этим бродячим рассказчиком, полностью измотанным и грубым и одновременно — сказочно милым и сентиментальным.

Многие комментировали, мол сейсмический сдвиг в его творчестве произошёл позже, когда Уэйтс ушел из студии Asylum в Island Records, но завсегдатай баров в 1976 году был совсем не похож на фолк-настроенного Тома двумя альбомами ранее. Мотив духовно (и алкогольно) жаждущего человека здесь пронизывает весь трек, а струнная секция растопит даже самое холодное сердце.

У песни также есть международный колорит, фактически извращая австралийский национальный гимн в припеве, песня была написана в Лондоне и повествует о пьяном ползании по датской столице с девушкой по имени Матильда.

Blues Тома Трауберта достиг статуса культовой классики и, вполне возможно, является его самой фирменной песней. Том Уэйтс нашел здесь свой голос, и этот голос с этого момента будет серьезно рычащим!

"Сделай шаг вперед"

"Step Right Up"

Альбом: Small Change. 1976.

Как в сценарии со страниц «Фактотума» Буковски, в конце 1960-х Том Уэйтс жил в своей машине и работал на на входе в двери ночного клуба в Лос-Анджелесе под названием «The Heritage». Там он мог выжидать, читая бесконечного Керуака и записывая фразеологию своих будущих персонажей — завсегдатаев ночного клуба.

 “Я сидел там инкогнито во внутреннем святилище этого клуба – общался и опускался вниз по социальной лестнице”, - сказал он позже. 

Уэйтс взялся за эту работу, потому что намеревался в конечном итоге сам играть в этом клубе, что он потом и сделал, дав себе ценный сценический опыт для того, чтобы отточить свое мастерство. В это дало свой разрушительный эффект в 1976 году в треке Step Right Up, где он выплевывает серию скользящих однострочных слоганов от возвышенных («Он стрижет ваш газон и забирает детей из школы / Он избавляет вас от нежелательных волос на лице») до смешных («Измени свою жизнь / Превратись в девятилетнего индуистского мальчика, избавься от своей жены»).

Step Right Up — это крутая стебовая классика прото-рэпа!

"Рождественская открытка от проститутки из Миннеаполиса"

"Christmas Card from a Hooker in Minneapolis"

1978 года, альбом "Blue Valentine".

Зажигательная игривость и позитивная последовательность аккордов в начале "Рождественской открытки от проститутки из Миннеаполиса" сразу же вызывают в памяти трогательную энергетику песни Рэя Чарльза "Georgia on My Mind", хотя единственное, что у них действительно есть общего, - это названия населенных пунктов США, разделенных 1000 километрами (пардон, милями, раз уж речь идет об Америке).

Содержание песни говорит само за себя; Уэйтс дословно воспроизводит воображаемое послание, которое проститутка пишет вымышленному персонажу Чарли о своих попытках добиться успеха с тромбонистом. Согласно письму, она чиста, трезва и беременна. Этот рассказ о проститутке с золотым сердцем (почти как наша "Интердевочка" или их " Красотка"), безусловно, менее снисходителен к дамам древнейшей профессии, чем большинство других его рассказов, одновременно мрачный и смешной, который вызывает чувство жалости. В этой истории, естественно, есть свой поворот, рассказанный одним из великих рассказчиков музыки. Хоть и в названии песни есть "Christmas", но это не рождественская песня, хотя она полна юмора и человечности.

"Сердечный приступ и вино"

"Heartattack and Vine"

Альбом 1980 г.

Его жена Кэтлин Бреннан однажды сказала, что песни Уэйтса делятся на две категории: "grim reapers” and “grand weepers” («мрачные могильщики» и «великие плакальщики»), в то время как сам Том создал еще три категории, когда в 2006 году выпустил свой альбом "Orphans: Brawlers, Bawlers & Bastards" (скандалисты, горлопаны & ублюдки).

Heartattack and Vine (из одноименного альбома 1980 года) — это, вероятно, скандалист, и немного ублюдок.

☝ Блюзовая Way Down in the Hole Уэйтса представила его более широкой аудитории, когда она была использована в качестве темы для знаменитого сериала "Прослушка" —The Wire в 2002 году, 👇

С альбомом Heartattack and Vine связан известный судебный процесс: песня «Heartattack and Vine» в исполнении Скримин Джей Хокинса была использована в коммерческой рекламе Levi Strauss & Co. без разрешения Уэйтса, который подал в суд на компанию и победил.👇

Другие известные песни с альбома: «Jersey Girl» и «Ruby’s Arms». Первая — самая романтическая песня Тома, её он написал вместе со своей будущей женой Кэтлин.👇

На «Jersey Girl» записал кавер Брюс Спрингстин 👇

Был кавер и у Bon Jovi 👇

Ruby’s Arms была использована знаменитым режиссёром Жан-Люком Годаром в фильме «Имя: Кармен».

"Johnsburg, Illinois"

Альбом "Swordfishtrombones". 1983 г.

Песня о любви Johnsburg, Illinois, названная в честь родного города Бреннана, является возвратом к сентиментальному тапёру в баре былых времён.

И хоть на этом альбоме брутальные блюзовые хиты (такие как 16 Shells From a Thirty-Ought-Six) звучат сильнее, чем когда-либо у Тома прежде,

в то время как нуарные истории о Кровавых Мэри и чихуахуа (Frank's Wild Years) 👇

и кубинский фанк заглавного трека демонстрируют эксперименты дадаистов/бифхартов и ничем не ограниченную эклектику, 👇

однако Johnsburg, Illinois приносит такое удовольствие, что вы хотите ставить песню снова и снова. «Она — моя единственная настоящая любовь / Она — все, о чем я думаю», — сладко поет Том.

"Псы дождя"

"Rain Dogs"

1985 г.

Ошеломительный прием, оказанный Swordfishtrombones, включал в себя и глубокое изумление коллег Уэйтса. Элвис Костелло сказал Патрику Хамфрису в книге «The Many Lives of Tom Waits»: «Я всегда завидовал его способности вынимать себя из угла, в который он, казалось бы, сам себя загнал». Если Swordfishtrombones были дерзкими, то Rain Dogs был еще более творчески изобретательным и, вероятно, содержит даже больше классики на килограмм музыкального веса, чем любая другая запись Уэйтса.

Cemetery Polka, Hang Down Your Head, Time, Downtown Train, Singapore… каждый из них — классика. Лучше всего, пожалуй, заглавный трек, вдохновленный документальным фильмом Мартина Белла о девяти бездомных подростках в Сиэтле, для которого Уэйтс написал музыку. Начиная с исполнения на галльском аккордеоне, он звучит в сочетании с отрывистыми гитарными нотами давнего соавтора Марка Рибо, которые, возможно, лучше всего иллюстрируют это вайтсианское звучание. Если вам интересно узнать, что на самом деле означает вэйтсовский звук, то музыкальный словарь определяет его как: «хриплый вокал, нестройные звуки и использование необычных инструментов».

"Earth Died Screaming"

"Земля умирает с криком'

Альбом: Bone Machine. 1992 г.

«Земля умирает с криком » — британский научно-фантастический фильм ужасов 1964 года.

Песня под названием "Earth Died Screaming" была вдохновлена названием фильма, несмотря на то, что Уэйтс никогда его не видел.

Вообще альбом Уэйтса "Bone Machine" — это грандиозный антиутопический опус, который сочетает в себе хрупкую пустоту романа «Дорога» (постапокалиптический роман американского писателя Кормака Маккарти), пропитанную стимпанком инструментальную составляющую и неистовый грохот «Безумного Макса». Временами альбом граничит с ужасом. Открывающая пластинку «Earth Dies Screaming» пережевывает и выплевывает библейские гротески, которые заставили бы Стивена Кинга корчиться от зависти с первого же куплета:

-24

Даже и не знаю, как это переводить...

Руди на полпути,
А Джейкоб в норе,
Обезьяна на лестнице,
Дьявол сгребает уголь,
С воронами, большими, как самолеты,
У льва три головы,
И кто-то съест кожу, которую он сбросит,
И земля умерла, крича,
Пока я лежал и мечтал.

Уэйтс также привлек к этому альбому талантливую команду проверенных музыкантов. Кит Ричардс внес вклад в гитару и вокал в заключительную часть трека 'That Feel'. 👇

И это не единственный случай, когда Кит Ричардс участвовал в альбомах Тома Уэйтса. Они вообще давние друзья. Оду Уэйтса, посвященную Киту я публиковал в своей статье, посвященной 80-летию Кита.

В вышеупомянутой 'Earth Dies Screaming' участвовал Лес Клейпул из Primus.

«Earth Died Screaming» в итоге вошла в саундтрек к фильму «12 обезьян», 👇

а мятежная «Goin' Out West» прозвучала в «Бойцовском клубе», обеспечив культовый статус Уэйтса, который прозвучал из динамиков на большом экране.👇

(Жора, Лена привет!! Especially for you. Я знаю, что вы, любите этот фильм)

"Что Он строит?"

"What’s He Building?"

Альбом: Bone Machine. 1992 г.

Время от времени Уэйтс выпускает своеобразные авангардные треки, состоящие из устной речи, с примесью эмбиентных шумов, записанных в полевых условиях звуков и жутковатого бэк-вокала. Пожалуй, самый эффектный из них - What's He Building?

“Что он там строит?” - спрашивает герой Уэйтса, когда подглядывает за соседом через занавеску. Его догадки становятся все более нелепыми по мере того, как соседские звуки становятся всё более странными. “Он никогда не махнёт рукой, когда проходит мимо, - он что-то скрывает от всех нас...”

А инструменты продолжают греметь. "Я скажу вам одно“ … он не строит игровой домик для детей”.

Трек прекрасно отражает паранойю в Америки, и хотя при его выпуске в 1999 году он должен был быть как бы комичным, но он стал казаться зловещим, поскольку слежка за соседями стала там поголовной после 11 сентября.

«У него есть куры на заднем дворе, и он не возвращается домой до 3 часов ночи, и он говорит, что он из Флориды, но на номерном знаке написано Индиана… так что, знаете ли, я ему не доверяю"

"Поднимите эту тряпку"

"Hoist That Rag"

Альбом "Real Gone". 2004 г.

В 2004 году, он стал более воинственным, более прямым и более откровенно политическим. "Эта тряпка" - это он про американский флаг. Вот так! Ни больше, ни меньше... Тряпка!

Том отошел от американского блюза и на альбоме "Real Gone" и по-настоящему принял хип-хоп и битбокс с его ломаными ритмами.

Хотя и дань традициям вполне отдана, так как здесь Том Уэйтс делает именно то, за что мы его и любим, а именно – возвращается к божественно-угловатым звукам альбомов "Swordfishtrombone" и "Rain Dogs". Он даже зазвал в группу старого приятеля Марка Рибо, чья гитара украшала эпохальные "Rain Dogs" и не только (Марк Рибо — американский гитарист и композитор, студийный музыкант, звезда гитарного авангарда).

С одной стороны, благодаря моментально узнаваемой гитаре Рибо "Real Gone" c первых же песен начинает казаться чем-то родным и до боли знакомым. С другой же – это первый альбом Уэйтса, на котором он полностью отказывается от пианино.

-25

Вот такое описание этого альбома я встретил в одном из музыкальных журналов:

В результате все те причудливые шумы, стуки и скрежеты, что извечно гнездились где-то в глубине музыки Уэйтса, радостной толпой выползают на первый план. Возникает ощущение, что ты попал на какой-то безумный карнавал в сарай с инструментами – всё вокруг стучит, гремит и скрежещет, а в самом центре всей этой свистопляски наждак поет серенады висящей на соседней стенке бензопиле.
Кэтлин Бреннан как-то сказала, что все песни Уэйтса можно разделить на две категории – "Громыхающие Ржавелки" и "Горемычные Рыдалки" (в очень вольном переводе). Она совершенно права – "Real Gone" красиво делится на две эти половины. Из первой категории наибольшее впечатление производят спотыкающееся болотное танго "Hoist That Rag", ритмичное пост-апокалиптическое кантри "Don't Go Into That Barn"

и размеренная какофония "Metropolitan Glide".

Среди песен второго типа хочется выделить шуршащий романс "Dead and Lovely",

прекрасный номер с банджо "Trampled Rose"

и совершенно невероятную 11-минутную элегию "Sins Of My Father".

Уэйтс, с радостью балующийся придумыванием причудливых названий для своей сумасшедшей музыки, обозвал свой новый альбом "фанком кубистов". Шутит, как всегда – потому что придумать адекватного названия всему этому восхитительному безобразию практически невозможно. Это музыка Тома Уэйтса, и этим, в общем-то, всё сказано.

Что по мне, так лучшее на этом альбоме - "Hoist That Rag", в которой фигурирует один из самых незаметных скользящих хуков Марка Рибо. В этой песне есть прекрасная простота, сердце лишь немного учащается, когда Уэйтс произносит название песни, прочищая горло. Каждое повторение этой фразы - очищающий акт освобождения.

"Hell Broke Luce"

(Просто отличное видео! ☝)

Альбом: "Bad as Me". 2011 год. Последний на этот момент альбом Уэйтса.

После того, как он бросил пить в середине 80-х, карикатура на Тома Уэйтса стала еще более гротескной, своего рода перевернутый и публично разлагающийся Дориан Грей (кто читал "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда, тот поймёт, о чём я, а кто не читал - очень рекомендую). И в это же время, как довольный семьянин, он воспитывал своих детей и продолжал нежно ухаживать за женой. Остроумие, небылицы и софистика - все это, несомненно, призвано отвлечь внимание от человека, стоящего за этим карнавалом безумия. Но на фасаде начали появляться трещины, когда Уэйтс не смог сдержать свой гнев из-за войны в Ираке и агрессивной позиции США в мире. Хотя в плане текстов он часто был намеренно, якобы, простоват и вне политики, но конфликт привел к тому, что он написал триумвират песен протеста – Day After Tomorrow на "Real Gone",

Road to Peace на "Orphans "...

и, наконец, Hell Broke Luce на "Bad As Me". Все три были необычно для Тома прямолинейны и сердиты.

"Hell Broke Luce " - самый шумный из этой троицы, вызывающий гнетущее ощущение войны, когда чувствуешь запах напалма и хочется укрыться от падающих бомб и оглушительных воплей содатни.

__________

"Ад ждёт, трус". Эквиритмический перевод песни - Лансер Де Романус (название сочетает в себе игру слов (hell broke loose – ад вышел из берегов, т.е. фраза, символизирующая полнейший хаос и hell broke luce – ад, то бишь Ирак, сломил Люса, доведя его до самоубийства). Но автор перевода перевел иначе, что ж - это его право, перевод вольный, но смысл и напряжение оригинала, по - моему, переданы вполне.

______

У меня был свой дом, теперь нет
Мне вручили военный билет
Бомбы сделали меня здесь глухим, чёрт с ним
Механик хаммера забыл надеть шлем
Без башки остался парень совсем
Ад ждёт, трус
Ад ждёт, трус
Эти грёбаные ямы посреди дорог
Заплати сто баксов чтоб нажали на курок
Слушай генерала что проклятья орет
Погружай язык политикам в задний проход
Левой правой, ать, два
Ад ждёт, трус
Ад ждёт, трус
Как так вышло, те кто начал войну на верхах
Просиживают *опы в кабинетах, нах
Ад ждёт, трус
Ад ждёт, трус
Левой, правой, ать, два
Что ты делал парень, кем ты был до войны?
Я был повар-шеф, был повар шеф
Как же звали тебя парень до проклятой войны?
Звали Джефф, звали Джефф.
Когда мой друг погиб я рыдал,
Метамфетамин отуплял
И я спал, на дне бездны без сил
У меня был милый дом, я свалил   
Видел сон как бежал без штанов
Гарцевал как придурок средь лугов
Её голые колени, весна, - отвали пробурчала она
Левой, правой, ать два
Нимрод Бодфиш дай-ка новые мешки
Некуда складывать солдатские кишки
Обгорело моё здесь лицо
Потерял я свой дом и крыльцо, крыльцо
Левой, правой, ать, два
Встречу ли я дома свой март?
Побриться бы чтоб стать молодцом.
На обед аминь прогорклый с отцом.
Левой, правой, ать, два
Келли Пресутто оторвало пальцы ног
Серхио выплёвывает легкие в песок
Серхио выплёвывает легкие в песок
Ад ждёт, трус
Ад ждёт, трус
Взрыв, - голова под ногой.
Взрыв, - Валери не живой.
Что за чушь президент сказал, брат?
Устроить бы им трупов парад.
Ад ждёт, трус
Ад ждёт, трус
Я не помню когда голосовал
Свою руку в пальто я совал.
Мать мертва и нет писем сто лет.
Жрём козла у костра на обед.
Затянулся пред смертью чуть-чуть
И теперь это небо мой дом.
Я ослеп, я погиб, что потом?

Уэйтс - один из тех редких художников, который совершенствуется по мере того, как он стареет. И чем более старым и сморщенным становится, Уэйтс, и чем больше его лицо напоминает старую перчатку их национальной американской игры бейсбол, тем мудрее он становится. А так бывает далеко не всегда, потому что, как говорил Михал Михалыч Жванецкий — " Мудрость не всегда приходит с возрастом. Бывает, что возраст приходит один". Но эта цитата явно не про Тома Уэйтса.

-26

-27

_________

Всем удачи и спасибо за внимание и терпение!

Пока!

(** - все фотографии из открытых источников)