Найти в Дзене

Художественный образ Южного берега Крыма в первой половине XIX века

Автор - Наталия Сырбу

Множество путевых заметок, рисунков, литографий и гравюр, созданных путешественниками и художниками, дают нам возможность представить, как выглядел Южный берег Крыма в начале XIX века. Сразу после присоединения Крыма к России к южным берегам отправились многочисленные экспедиции с научными целями и необходимостью хозяйственного освоения новых территорий, в каждой из них требовалось присутствие художника «для снятия видов».

Отметим, что к этому времени патриархальная Русь превратилась в великую державу – Российскую империю, правила которой взошедшая на престол в 1761 году Екатерина II. Она была образованным и талантливым человеком, сочиняла пьесы и сказки, переписывалась с французскими просветителями – Вольтером и Дидро. У нее было твердое убеждение, что у великой державы и искусство должно быть великим. Поэтому естественно, что под ее особое императорское покровительство попала Академия художеств, основанная в Санкт-Петербурге в 1757 году. В Академии не только обучали молодых живописцев, скульпторов и архитекторов, там определяли каким быть российскому изобразительному искусству. В числе направляемых в Крым художников были выпускники Академии.

Историки и искусствоведы считают, что русский период в художественном изображении Крыма открывают этюды одного из основоположников русской пейзажной живописи академика Михаила Матвеевича Иванова (1748-1823), который в 1780–1791 гг. состоял в штате наместника южных губерний князя Г. А. Потёмкина-Таврического.

Большое значение в истории развития Крыма имело путешествие в 1787 году Екатерины II в Крым. В поездке по Крыму императрицу сопровождали высокие государственные чины, а также иностранцы: посол Франции Луи Филипп де Сегюр, посол Англии А. Фицгерберт, посол Австрии Людвиг Кобенцель и личные гости императрицы - принц Шарль-Жозеф де Линь и принц Карл Генрих Нассау-Зиген. В число обширной свиты входил известный русский архитектор и художник Николай Александрович Львов, который делал зарисовки на полях писем и отправлял их друзьям. Как отмечает в своем исследовании «Живописная Таврида», посвященном авторской литографии, М. Р. Мальгина: «К списку первых изображений Тавриды следует отнести и работы русского художника, основоположника городского пейзажа, Федора Яковлевича Алексеева, специально командированного в Крым в 1795 году для «снятия видов» тех мест, где пролегало знаменитое путешествие Екатерины II».

В Крыму Федор Яковлевич Алексеев (1753-1824) провел два года, рисовал пейзажи мест, где побывала императрица во время путешествия, выполнил множество акварельных зарисовок и эскизов, на которых передавал особый колорит юга: своеобразие восточной архитектуры с куполами, минаретами, черепичными крышами, живописный ландшафт с горами и пирамидальными кипарисами.

Самым первым большим иллюстрированным изданием по Крыму стал альбом гравюр художника Христиана Гейслера, иллюстратора научных трудов академика П. С. Палласа, изучающего Крым с 1793 года.

 Г. Гейслер. Южнобережные татары
Г. Гейслер. Южнобережные татары

Немецкий художник-пейзажист, академик Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств Карл Кюгельхен (1772-1831) был назван современниками «видописцем Тавриды». Он сопровождал академика Е. Е. Келера в его научной поездке на юг и выполнил более 200 этюдов. На основании его рисунков был создан один из первых отечественных литографических альбомов «Виды Крыма», а также написаны живописные полотна, которые были приобретены для Эрмитажа и личного кабинета Александра I.

К. Кюгельхен. Кикенеиз. 1804-1806 гг.
К. Кюгельхен. Кикенеиз. 1804-1806 гг.

Следует отметить работы «рисовальщиков», которые сопровождали Павла Ивановича Сумарокова (1767-1846) в крымских путешествиях. Его «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие а Тавриду» были одним из первых изданий, посвященных географии, истории и достопримечательностям Крыма. Особую ценность этому изданию придает специально изготовленная серия гравюр по рисункам Афанасия де Палдо и Емельяна Михайловича Корнеева (1780- после 1839). Исследователь творчества Корнеева Н. Н. Гончарова считает, что художник сформировался на стыке двух эпох. В его произведениях отразилась «трансформация ведущего художественного стиля классицизма - и возникновение первых ростков романтизма». В Академии Корнеев обучался как исторический живописец, но «после двухлетней работы над видовыми зарисовками он чувствует себя в новом жанре совсем уверенно». Также он выполнял рисунки бытового характера – сценки из жизни местного населения. В 1812-1813 годах в Париже был издан двухтомный альбом «Народы России», в который вошли гравюры, выполненные по его рисункам.

 М. Корнеев. Солдат-арнаут с семьей
М. Корнеев. Солдат-арнаут с семьей

С назначением в 1823 году М. С. Воронцова Новороссийским генерал-губернатором начался новый этап в истории Крыма. За время своего правления Михаил Семенович Воронцов успел многое сделать для развития инфраструктуры полуострова: организовал строительство портов, дорог, почтового и морского сообщения.

Ф. Вольф. Дом Воронцова в Гурзуфе. Литография. 1820-е гг.
Ф. Вольф. Дом Воронцова в Гурзуфе. Литография. 1820-е гг.

Также он поддерживал тех, кто разделял с ним его «крымский энтузиазм»: спонсировал и покровительствовал «путешествующим с учеными целями». Примером тому вышедший в 1834 году «Путеводитель путешественника по Крыму» Шарля Монтандона. Этот путеводитель явился не только универсальным справочником, но и прекрасной рекламой полуострову.

Путеводитель иллюстрирован литографиями А. Брауна по рисункам неизвестных нам художников А. Фадзарди и Джози.

Совершающий путешествие по Крыму и Кавказу в 1831-1834 гг., французский ученый-энциклопедист Дюбуа де Монпере «мастерски владеющий карандашом рисовальщика, молотком геолога, точными инструментами топографа… создал своего рода кавказско-крымскую энциклопедию…». По итогам путешествия издал труд в шести томах, который был высоко оценен Географическими обществами Парижа, Лондона, Берлина и Санкт-Петербурга. Русский император Николай I наградил автора орденом Св. Станислава и крупной суммой денег, которая была потрачена на издание роскошного «Атласа», состоящего из пяти разделов: географического, живописного, архитектурного, археологического и геологического. Живописный раздел включил в себя 75 видов Крыма.

Дюбуа де Монпере. Вид Аю-Дага, Гурзуфа, Кизилташа, снятый от Ай-Даниля. 1834 г.
Дюбуа де Монпере. Вид Аю-Дага, Гурзуфа, Кизилташа, снятый от Ай-Даниля. 1834 г.

Значительное место в творческой биографии известного русского художника-пейзажиста, академика Императорской Академии художеств Никанора Чернецова занимает крымский период. В 1834-1836 годах он состоял на службе в канцелярии генерал-губернатора М. С. Воронцова в Крыму. Сделал серию видов дворца графа Воронцова, а также усадеб Южного берега Крыма. Путешествующий по Крыму в 1836 году историк и писатель Николай Сергеевич Всеволожский (1772-1857) познакомился с Чернецовым и оставил о нем воспоминания: «Он живописец. Я видел множество снятых им видов замечательных местоположений Крыма и был очень доволен его гуашами и акварелями. Колорит прекрасный, нигде не отступающий от природы, рисунок правильный, перспектива превосходная: одним словом, пейзажи… достойны его таланта и были бы уважены первыми художниками по этой части в других странах Европы».

М. С. Воронцов не оставил без внимания и молодого итальянского художника Карло Боссоли (1815-1884), которого граф поддерживал заказами на литографии и копирование живописи. Работая в Крыму, он создал живописную хронику строительства Воронцовского дворца. Большой знаток истории Крыма, обладатель одной из лучших коллекций печатной графики с видами Крыма А. Л. Бертье-Делагард дает такую оценку рисункам, акварелям и гуашам художника: «Эти работы убеждают, что именно в Крыму окончательно сложилась творческая манера художника».

Боссоли К. Дворец в Алупке со стороны моря
Боссоли К. Дворец в Алупке со стороны моря

В 1837 году в состав экспедиции в Крым, организованной А. Н. Демидовым, вошел французский художник-баталист Огюст Раффе. Он оставил большую серию рисунков бытовых сцен. Демидов в путевых заметках писал: «Раффе обогащал свой портфель, срисовывая народные сцены, происходившие перед его глазами».

Раффе О. Татарская баня. Комната для отдыха. Бахчисарай
Раффе О. Татарская баня. Комната для отдыха. Бахчисарай

Названные имена не представляют исчерпывающий список художников, работающих на Южном берегу Крыма в первой половине XIX века. Он, по мере изучения, может быть расширен. Вывод, который можно сделать из небольшого обзора: художники, работающие в Крыму в первой половине XIX века, создали не только художественный образ полуденного края, но и участвовали в формировании русской школы пейзажной живописи.