88K подписчиков

Ожидания от супервизии. Каков ваш перенос?

Любой практикующий психолог принимает, что супервизия является неотъемлемой частью его профессии. Нравится ему это или нет.

Супервизия может быть регулярной или ситуативной, индивидуальной или групповой. Благодаря супервизии мы можем тренировать технику выбранного подхода, расширять свои представления о возможностях работы с клиентами, а главное мы тренируем внутреннюю способность дистанцироваться от происходящего с клиентом на сессии, и смотреть на процессы со стороны. Супервизия может восприниматься по-разному и каждый супервизор воспринимается по-своему. Причем один и тот же супервизор, в группе например, одним из участников будет ощущаться как поддерживающий, а другим как холодный и отстраненный. Более того, на разных этапах профессиональной деятельности отношения к самой супервизии меняется.

На мой взгляд, есть определённый набор ожиданий от суперизий, которые присутствуют в той или иной мере у каждого специалиста, особенно у начинающего. В разных ситуациях наш запрос к супервизии тоже может меняться или, точнее, сменяться.

Виды переносов на супервизию (супервизора)

1. Супервизор как спасатель

Психолог ожидает, что супервизор спасёт его от сложностей с клиентами или спасет его практику. Супервизор видится всемогущим и всезнающим. Как правило эти ожидания никогда не оправдываются и психолог довольно быстро может разочароваться. Даже если в первое время супервизор бессознательно и возьмёт на себя роль спасателя, в дальнейшем, как мы знаем, всё равно с ней не справится. Иначе он будет тащить практику своего супервизанта целиком на себе, подкрепляя неуверенность психолога в своих силах.

2. Супервизор, как учитель

Такое отношение к супервизии в нашей стране наиболее распространённое. В целом, супервизанты приходят за знаниями, за тренировкой навыков , за желанием перенять опыт своего супервизора. Однако, каким-то вещам можно научиться только на практике. Ожидая от супервизора, чтобы он обучил тебя ВСЕМУ, супервизант рано или поздно столкнется с осознанием, что супервизор каких-то вещей может не уметь или не знать. (Могу привести пример из собственного опыта, где супервизор мне сказала, что с созависимостью успешно можно работать только в индивидуальном формате. Я же к тому моменту уже увлекалась группанализом и знала, что это один из самых действенных методов по работе с созависимостью. Но мой супервизор не касалась этого метода и говорила исходя из своих знаний и опыта)

Ну и многие вопросы решаются не через получение информации, а через личную терапию. Не прожив «на своей шкуре» опыт, психолог не всегда сможет понять как обращаться с теми или иными сложностями в процессе работы с клиентом. И даже если супервизор все будет говорить правильно и супервизант будет следовать этой инструкции, это может не принести успех в работе, так как личного эмоционального опыта у психолога нет.

3. Супервизор как судья

Одна из задач супервизии это надзор. Действительно, супервизор несёт часть ответственность психолога за то чтобы не допустить этические нарушения и чтобы работа выполнялось максимально экологично. Однако, в этом пункте психолог больше приходит за тем, чтобы ему вынесли вердикт «виновен» или наоборот сняли с него непериносимый стыд и вину. Не все психологи могут в этом признаться, но тот или иной момент нашей практики, нам действительно хочется чтоб нам сказали виновен ты или нет. Сложность здесь стоит в том, что не все вопросы мы можем решить однозначно - было ли это нарушение или не было, была ли конфронтация подходящей или слишком интенсивной, вынашивали ли клиент план ухода с терапии и ждал провокацию или психолог не смогу сконтейнировать клиента и тот не выдержал. Опытный супервизор начнёт углубляться в то, что с переносом и контрпереносом, что происходит самим супервизантом, возможно что-то из материала относится вопросам личной терапии. К сожалению, не все супервизанты смогут выдержать такой подход, так как не получают определенности и бросают супервизию.

4. Супервизор как терапевт

На начальном этапе практики или из-за недостатка личной терапии, супервизант может ожидать, что супервизор будет залечивать его раны, контейнировать все его чувства, связанные с практикой, и с тем как это влияет на его личную жизнь, будет разбирать конфликты, не всегда напрямую связанные с работой и клиентами, которых он приносит на супервизию.

У терапевтов есть ограничения в том, чтобы не сваливаться в супервизию коллеги, так и у супервизора есть ограничение в том, чтобы терапевтировать своего супервизанта. И несмотря на то, что психолог обратившись к супервизору может об этом знать, он все равно может чувствовать себя отвергнутым, если супервизор начнёт разграничивать эти моменты и говорить, что в данной ситуации, или в данной период жизни, вероятно полезнее будет личная терапия, чем супервизия.

5. Супервизор как соучастник

Есть психологи, которые не очень согласны ориентироваться на границы профессиональной этики или выбранного подхода. Они могут взять из своего подхода то, что им больше по-душе, а на остальное закрывать глаза. Здесь супервизор выступает не в роли старшего товарища, который может поддержать, подсказать, предостеречь, а скорее за то, чтобы разделить ответственность за собственное ошибки и «притупления» за то, что он попросту не будет придерживаться никаких границ. И если его в этом попытаются уличить, он с лёгкостью свалит все на супервизора.

Если вы какое-то время работаете в практике, то знаете специалистов, которым и супервизоры и коллеги могут говорить, что-то, чем они занимаются являются нарушениями и это может вредить терапевтическим отношениям, например, смещение специалиста профессиональных в личные отношений с клиентом, но тем не менее, психолог на это не обращатет никакого внимания. Он рационализирует или отшучивается, тем самым игнорируя правила работы.

6. Супервизор как надзиратель

Не смогла подобрать другое слово для обозначения этого вида переноса. Такое бывает, когда психолог обучается какому-то методу и у него есть обязательные условия о получении часов супервизии. Часто у специалистов ограничены возможности выбора супервизора и приходится работать с теми, кого дают. После начала супревизии психолог понимает, что не сходится с супервизором по личным критериям, но, тем не менее он должен приходить и разбирать кейсы, хотя не чувствует доверия или не получает ожидаемой практической пользы. Он вынуждены раз разом приходить, отбывать срок, для того чтобы потом получить корочку «свободен».

Кому-то легче, кому-то сложнее удержаться в подобных условиях, но разочарование и злость могут нарастать. В качестве поддержки приведу своими словами рекомендацию Нэнси МакВильямс. Даже если вы совершенно не сходитесь со своим супервизором, но поменять нет возможности, вы можете научиться у него тому, как делать не надо.

7. Супервизор как партнёр

Конечно нам всем хочется дорасти именно до такого уровня. В идеале, мы хотели бы иметь такие отношения со своими супервизором, где он является нашим спасателем, помощником, учителем, судьей, терапевтом и в какой-то степени надзирателем. Чтобы были настолько сбалансированные отношения, где ты не боишься своего супервизора, уважаешь его, где можешь принимать его слова на веру, но и спорить с тем с чем не согласен. Где ты знаешь, что он может ошибаться или чего-то не знать, но от этого его фигура не становиться менее интересной. Где чувствуешь, что супервизор не стремиться из тебя сделать себя или идеального исполнителя метода, а способствует раскрытию твоего творческого потенциала.

Но, как ни парадоксально, партнером наш супервизор сможет для нас стать, только тогда, когда мы будем сами к этому готовы.

Автор: Мохова Анна Евгеньевна
Психолог, Супервизор

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru