Для тех из нас, кто живет в реальном мире, есть одна ветвь философии, созданная специально для нас: стоицизм . Это философия, призванная сделать нас более стойкими, счастливыми, добродетельными и мудрыми, а в результате — лучшими людьми, лучшими родителями и лучшими профессионалами.
Стоицизм был общей нитью через некоторых великих лидеров истории. Его практиковали короли, президенты, художники, писатели и предприниматели. Марк Аврелий. Фридрих Великий, Монтень, Джордж Вашингтон, Томас Джефферсон, Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Теодор Рузвельт, генерал Джеймс Мэттис, — и это лишь некоторые из них, — все находились под влиянием стоической философии.
Так что же такое стоицизм? Кто такие стоики? Как можно стать стоиком?
I. Что такое стоицизм?
«Из всех людей только те имеют досуг, кто уделяет время философии, только они живут по-настоящему. Не довольствуясь тем, чтобы просто следить за своими днями, они присоединяют все века к своим. Весь урожай прошлого добавляется к их запасам». — Сенека
Личные дневники одного из величайших императоров Рима, личные письма одного из лучших драматургов Рима и мудрейших политических воротил , лекции бывшего раба и изгнанника, ставшего влиятельным учителем. Несмотря ни на что, спустя около двух тысячелетий эти невероятные документы сохранились. Они содержат некоторые из величайших мудростей в истории мира, и вместе они составляют основу того, что известно как стоицизм — древней философии, которая когда-то была одной из самых популярных гражданских дисциплин на Западе, практиковавшейся богатыми и бедными, могущественными и борющимися в стремлении к хорошей жизни.
За исключением самых ярых искателей мудрости, стоицизм либо неизвестен, либо неправильно понят. Для обычного человека этот яркий, ориентированный на действие и меняющий парадигму образ жизни стал синонимом «без эмоциональности». Учитывая тот факт, что одно лишь упоминание философии делает большинство людей нервными или скучными, «стоическая философия» на первый взгляд звучит как последнее, что кто-либо хотел бы узнать, не говоря уже о том, что срочно необходимо в ходе повседневной жизни.
Трудно найти слово, которое было бы более несправедливо в руках английского языка, чем «стоик». Стоицизм на своем законном месте является инструментом в стремлении к самообладанию, настойчивости и мудрости: чем-то, что человек использует, чтобы прожить великую жизнь, а не какой-то эзотерической областью академических исследований. Конечно, многие из великих умов истории не только понимали стоицизм таким, какой он есть на самом деле, они искали его: Джордж Вашингтон, Уолт Уитмен, Фридрих Великий, Эжен Делакруа, Адам Смит, Иммануил Кант, Томас Джефферсон, Мэтью Арнольд, Амброз Бирс, Теодор Рузвельт, Уильям Александр Перси, Ральф Уолдо Эмерсон. Каждый читал, изучал, цитировал или восхищался стоиками. Сами древние стоики были не бездельниками. Имена, которые вы часто встречаете — Марк Аврелий , Эпиктет, Сенека — принадлежали соответственно римскому императору, бывшему рабу, который стал влиятельным лектором и другом императора Адриана, и известному драматургу и политическому советнику.
Что все эти и бесчисленное множество других великих мужчин и женщин нашли в стоицизме, чего не нашли другие? Очень много. Прежде всего, то, что он дает столь необходимую силу, мудрость и выносливость для всех жизненных испытаний.
II. Как зародился стоицизм?
Около 304 г. до н. э. купец по имени Зенон потерпел кораблекрушение во время торгового плавания. Он потерял почти все. Направляясь в Афины, он познакомился с философией с помощью философа-киника Кратеса и мегарского философа Стильпо, что изменило его жизнь. Как позже шутил Зенон: «Я совершил удачное плавание, когда потерпел кораблекрушение». Позже он переехал в то, что стало известно как Стоа Пойкиле, что буквально означает «расписанное крыльцо». Возведенное в V веке до н. э. — его руины видны до сих пор, около 2500 лет спустя — расписанное крыльцо было тем местом, где Зенон и его ученики собирались для дискуссий. Хотя его последователи изначально назывались зенонианцами, высшей заслугой смирения Зенона является то, что основанная им философская школа, в отличие от почти всех школ и религий до или после, в конечном итоге не носила его имени.
III. Кто такие философы-стоики?
Агасикл, царь спартанцев, однажды пошутил, что он хотел бы быть «учеником людей, чьим сыном я хотел бы быть». Это критическое соображение, которое нам необходимо учитывать в нашем поиске образцов для подражания. Стоицизм не является исключением. Прежде чем начать наше изучение, нам нужно спросить себя: кто те люди, которые следовали этим заповедям? Кого я могу указать в качестве примера? Горжусь ли я тем, что равняюсь на этого человека? Хочу ли я быть больше похожим на него?
Римский император Марк Аврелий, драматург и политический советник Сенека и раб, ставший выдающимся учителем Эпиктет — вот три стоика, с которыми вам нужно познакомиться в первую очередь. Как только вы это сделаете, мы уверены, что вы захотите пойти по их стопам.
Кто такой Марк Аврелий?
«Единственный из императоров», — писал историк Геродиан о человеке, который стал известен нам как Марк Аврелий , — «он доказал свою ученость не просто словами или знанием философских учений, но своим безупречным характером и воздержанным образом жизни». Дион Кассий: «Помимо обладания всеми другими добродетелями, он правил лучше, чем кто-либо другой, когда-либо занимавший какой-либо пост власти».
Родился 26 апреля 121 года, никто бы не предсказал, что Марк Катилий Север Анний Вер однажды станет императором Римской империи. Император Адриан, который знал молодого Марка по его ранним академическим достижениям, чувствуя его потенциал, следил за мальчиком. Его прозвище для Марка, с которым он любил ходить на охоту, было Вериссимус — игра слов на его имя Верус — самое верное . Что именно Адриан увидел в Марке, неясно. Но к 17-летию Марка Адриан начал планировать что-то необычное.
Он собирался сделать Марка Аврелия императором Рима.
25 февраля 138 года Адриан усыновил 51-летнего мужчину по имени Антонин Пий при условии, что тот в свою очередь усыновит Марка Аврелия . Учитывая статистику продолжительности жизни того времени, Адриан полагал, что этот регент и наставник может оказаться у руля через пять лет. Все было хорошо, за исключением того, что Антонин прожил и правил двадцать три года.
В 161 году, когда Антонин умер и завершилось одно из самых долгих правлений, Марк наконец стал императором Римской империи и правил почти два десятилетия до своей смерти в 180 году. Его правление было нелегким: войны с Парфянской империей , варварские племена, угрожавшие империи на северной границе , рост христианства, а также чума , унесшая жизни миллионов людей.
Известный историк Эдвард Гиббон писал, что при Марке , последнем из «Пяти хороших императоров», «Римская империя управлялась абсолютной властью, под руководством мудрости и добродетели». Руководство мудрости и добродетели. Вот что отличает Марка от большинства прошлых и настоящих мировых лидеров. Просто посмотрите на оставленный им дневник, который теперь известен как его «Размышления» : личные мысли самого могущественного человека в мире, наставляющего себя, как стать более добродетельным, более справедливым, более невосприимчивым к искушениям, более мудрым.
А для Марка Аврелия стоицизм стал основой для преодоления стрессов повседневной жизни лидера одной из самых могущественных империй в истории человечества.
Кто такой Сенека?
Родившийся около 4 г. до н. э. в Кордубе, Испания, сын богатого и ученого писателя, известного в истории как Сенека Старший, Сенека Младший был предназначен для великих дел с рождения. Отец Сенеки выбрал Аттала Стоика в качестве наставника своего мальчика, в первую очередь за его репутацию человека великого красноречия. Его сын с энтузиазмом взялся за образование — по собственному рассказу Сенеки, он с радостью «осадил» класс и был первым, кто приходил и последним, кто его покидал. Самый сильный урок, который Сенека усвоил от Аттала, заключался в желании совершенствоваться практически, в реальном мире. Цель изучения философии, как усвоил Сенека от своего любимого наставника, заключалась в том, чтобы «каждый день уносить с собой что-то одно хорошее: он должен возвращаться домой более здоровым человеком или на пути к тому, чтобы стать более здоровым».
Хотя его приверженность к самосовершенствованию была любима его учителями, они также знали, что его отец — не поклонник философии — платил им за подготовку сына к активной и амбициозной политической карьере. В Риме многообещающий молодой юрист мог появиться в суде уже в 17 лет, и нет никаких сомнений, что Сенека был одним из них... но, когда ему было всего двадцать с небольшим, здоровье Сенеки едва не оборвалось. Болезнь легких заставила его совершить длительную поездку в Египет, чтобы восстановиться, где он провел почти десятилетие, занимаясь писательством, чтением и наращиванием сил.
Он вернулся в Рим в возрасте 35 лет в 31 году нашей эры — время паранойи, насилия, коррупции и политических потрясений. Сенека большую часть времени держал голову опущенной во время столь же ужасающих правлений Тиберия и Калигулы. Его жизнь резко изменилась в 41 году нашей эры, когда императором стал Клавдий и сослал Сенеку на остров Корсика. Это было еще восемь лет вдали от Рима — и хотя он начал продуктивно (написав Утешение Полибию, Утешение Гельвии и О гневе за короткий промежуток времени), многие написанные утешения вскоре потребовали некоторого утешения для него самого. Так началась его практика написания писем , которая продолжалась всю его жизнь.
Восемь лет спустя, в другом крутом повороте, Агриппина, мать будущего императора Нерона и жена Клавдия, отозвала Сенеку из изгнания, чтобы он стал наставником и советником ее сына. В 53 года Сенека внезапно возносится в центр жизни при римском императорском дворе — вихрь событий, которые история до сих пор не охватил. В конце концов, Сенека оказал лишь минимальное влияние на Нерона, человека, которого время вскоре раскроет как ненормального. Всегда ли это была безнадежная миссия? Вероятно. Но все, что может сделать стоик, — это появиться и сделать нашу работу. Сенека считал, что у него есть обязательства. Как он позже напишет, разница между стоиками и эпикурейцами заключается в том, что стоики считали политику долгом.
Кто такой Эпиктет?
В то время как Сенека с удивительной убедительностью говорил о рабовладельцах, которые стали собственниками своих рабов, неся за них ответственность и управляя ими, а другие стоики поздравляли себя за гуманное отношение к своему движимому имуществу, Эпиктет на самом деле был одним из них.
Его имя неизвестно. Epictētos по-гречески означает «приобретенный». Эпиктет родился в рабстве. Упоминание Эпиктетом своего хозяина, Эпафродита, на удивление нейтрально, потому что мы знаем, что Эпафродит был жестоким даже по римским меркам. Более поздние христианские авторы рассказывают нам, что хозяин Эпиктета был жестоким и развращенным, в какой-то момент вывернув ногу Эпиктета со всей своей силой. В наказание? В качестве болезненного удовольствия? В поединке по борьбе? Пытаясь заставить непослушного ребенка следовать инструкциям? Мы не знаем. Все, что мы слышим, это то, что Эпиктет спокойно предупредил его, чтобы он не зашел слишком далеко. Когда нога сломалась, Эпиктет не издал ни звука, он не проронил ни слезинки. Он улыбнулся, посмотрел на своего хозяина и сказал: «Разве я тебя не предупреждал?»
Всю оставшуюся жизнь Эпиктет ходил хромая. Но Эпиктет остался непоколебимым после этого инцидента. «Хромота — это помеха для ноги», — скажет он позже, — «но не для воли». Эпиктет предпочел рассматривать свою инвалидность только как физическое нарушение, и на самом деле именно эта идея выбора определила суть его философских убеждений. Жизнь была подобна пьесе, любил говорить он, и если драматургам «удовольствие, что вы должны играть бедняка, калеку, правителя или частного лица, смотрите, чтобы вы играли естественно. Ибо это ваше дело, хорошо играть роль, назначенную вам; выбирать ее — дело другого».
Так он и сделал.
Закон, установленный Августом в 4 г. н. э., устанавливал, что рабы не могут быть освобождены до достижения ими 30-летнего возраста. Эпиктет получил свободу лишь вскоре после смерти императора Нерона. Он решил полностью посвятить себя философии и преподавал в Риме почти 25 лет... Пока император Домициан не изгнал всех философов из Рима. Эпиктет бежал в Никополь в Греции, где основал философскую школу и преподавал до своей смерти.
IV. Каковы четыре добродетели стоицизма?
Храбрость.
Умеренность.
Справедливость.
Мудрость.
Они являются важнейшими ценностями в стоической философии. «Если в какой-то момент вашей жизни, — писал Марк Аврелий , — вы столкнетесь с чем-то лучшим, чем справедливость, истина, самообладание, мужество, — это должно быть действительно нечто необыкновенное». Это было почти двадцать веков назад. С тех пор мы открыли много нового — автомобили, Интернет, лекарства от болезней, которые раньше были смертным приговором, — но нашли ли мы что-то лучшее?
…чем быть храбрым
…чем умеренность и трезвость
…чем делать то, что правильно
…чем истина и понимание?
Нет, не делали. Вряд ли когда-нибудь сделаем. Все, с чем мы сталкиваемся в жизни, — это возможность ответить этими четырьмя чертами:
Храбрость
Если вы читали мрачный и прекрасный роман Кормака Маккарти « Все красивые лошади» , вы помните ключевой вопрос, который Эмилио Перес задает Джону Грейди. Вопрос, который затрагивает самую суть жизни и то, что мы все должны делать, чтобы прожить жизнь достойно.
«Мир хочет знать, есть ли у вас мужество. Храбры ли вы?»
Стоики могли бы выразить это немного иначе. Сенека сказал бы, что на самом деле жалеет людей, которые никогда не испытывали несчастья. «Ты прошел через жизнь без противника», — сказал он. «Никто никогда не сможет узнать, на что ты способен, даже ты сам».
Мир хочет знать, к какой категории вас отнести, поэтому он время от времени посылает вам сложные ситуации. Думайте об этом не как о неудобствах или даже трагедиях, а как о возможностях, как о вопросах к ответам. Есть ли у меня смелость? Я смелый? Я собираюсь столкнуться с этой проблемой или убежать от нее? Я выстою или меня перевернут?
Пусть ваши действия оставят отклик в памяти и напомнят вам, почему смелость — это самое главное.
Умеренность
Конечно, жизнь не так проста, чтобы утверждать, что смелость — это все. Хотя все признают, что смелость необходима, мы все также хорошо знаем людей, чья смелость превращается в безрассудство и становится ошибкой, когда они начинают подвергать опасности себя и других.
Вот тут-то и появляется Аристотель. Аристотель фактически использовал мужество как главный пример в своей знаменитой метафоре «Золотой середины». На одном конце спектра, сказал он, была трусость — это недостаток мужества. На другом — безрассудство — слишком много мужества. То, что требовалось, то, что нам тогда требовалось, было золотой серединой. Правильное количество.
Вот что такое умеренность или воздержание: не делать ничего лишнего. Делать правильные вещи в правильном количестве правильным образом. Поскольку «Мы есть то, что мы постоянно делаем», — сказал еще Аристотель, — «поэтому совершенство — это не действие, а привычка».
Другими словами: Добродетель и совершенство — это образ жизни. Это основа. Это как операционная система , а код, на котором эта система работает, — привычка.
Как позже скажет Эпиктет , «способность подтверждается и растет в соответствующих действиях, ходьба — ходьбой, бег — бегом... поэтому, если вы хотите что-то сделать, сделайте это привычкой». Поэтому, если мы хотим быть счастливыми, если мы хотим быть успешными, если мы хотим быть великими, мы должны развивать способность, мы должны развивать ежедневные привычки, которые позволяют этому произойти .
Это отличная новость. Потому что это означает, что впечатляющие результаты или огромные изменения возможны без титанических усилий или магических формул. Небольшие корректировки, хорошие системы, правильные процессы — вот что нужно.
Справедливость
Быть храбрым. Найти правильный баланс. Это основные стоические добродетели, но по своей серьезности они меркнут в сравнении с тем, чему стоики поклонялись больше всего: Поступать правильно.
Нет более важной стоической добродетели, чем справедливость, потому что она влияет на все остальные. Сам Марк Аврелий сказал, что справедливость — «источник всех других добродетелей». Стоики на протяжении всей истории продвигали и отстаивали справедливость, часто с большим личным риском и с большим мужеством, чтобы совершать великие дела и защищать людей и идеи, которые они любили.
- Катон отдал свою жизнь, пытаясь восстановить Римскую республику.
- А Трасея и Агриппин отдали свои войска, сопротивляясь тирании Нерона.
- Джордж Вашингтон и Томас Джефферсон сформировали новую нацию, которая стремилась, пусть и несовершенно, бороться за демократию и справедливость, во многом вдохновившись философией Катона и других стоиков.
- Томас Уэнтворт Хиггинсон, переводчик Эпиктета , командовал черным полком солдат во время Гражданской войны в США.
- Беатриса Уэбб, которая помогла основать Лондонскую школу экономики и первой сформулировала идею коллективных переговоров, регулярно перечитывала Марка Аврелия .
Бесчисленное множество других активистов и политиков обратились к стоицизму, чтобы он вооружил их против трудностей борьбы за идеалы, которые имели значение, чтобы направить их к тому, что было правильным в мире, где так много неправильного. Стоик должен глубоко верить, что личность может что-то изменить. Успешный активизм и политическое маневрирование требуют понимания и стратегии, а также реализма... и надежды. Это требует мудрости, принятия, а также отказа принимать статую кво.
Джеймс Болдуин наиболее блестяще передал это напряжение в «Записках туземца» :
Начинало казаться, что нужно вечно держать в уме две идеи, которые, казалось, находились в противоречии. Первая идея была принятием, принятием, без всякой злобы, жизни такой, какая она есть, и людей такими, какие они есть: в свете этой идеи само собой разумеется, что несправедливость является обычным явлением. Но это не означало, что можно быть самодовольным, поскольку вторая идея была равной силы: что никогда в своей жизни нельзя принимать эти несправедливости как обычное явление, но нужно бороться с ними всеми силами.
Стоик видит мир ясно... но также ясно видит, каким мир может быть. И тогда он достаточно смел и стратегически мыслящий, чтобы помочь воплотить это в реальность.
Мудрость
Мужество. Умеренность. Справедливость. Это важнейшие добродетели жизни. Но какие ситуации требуют мужества? Каково его правильное количество? Что правильно? Вот где вступает в дело последняя и существенная добродетель: Мудрость. Знание . Обучение . Опыт , необходимый для того, чтобы ориентироваться в мире.
Мудрость всегда ценилась стоиками. Зенон сказал, что нам даны два уха и один рот не просто так: чтобы больше слушать, чем говорить. И поскольку у нас два глаза, мы обязаны больше читать и наблюдать, чем говорить.
Сегодня, как и в древнем мире, важно уметь различать огромные массивы информации, которые находятся в вашем распоряжении, и реальную мудрость, которая вам нужна, чтобы жить хорошей жизнью. Важно, чтобы мы учились, чтобы мы всегда держали свой разум открытым. Вы не можете выучить то, что, как вы думаете, вы уже знаете, сказал Эпиктет. Это правда.
Вот почему нам нужно не только быть скромными учениками, но и искать великих учителей. Вот почему мы должны всегда читать. Вот почему мы не можем прекращать обучение. Вот почему мы должны быть усердны в отфильтровывании сигнала от шума.
Цель не просто в получении информации, а в получении правильного вида информации. Это уроки, которые можно найти в «Размышлениях» , во всем, от самого Эпиктета до Джеймса Стокдейла, входящего в мир Эпиктета. Это ключевые факты, выделяющиеся из фонового шума, которые вам нужно усвоить.
Тысячи лет ослепительного понимания доступны миру. Вероятно, у вас есть сила узнать все, что вы хотите, на кончиках ваших пальцев. Поэтому сегодня почтите стоическую добродетель мудрости, замедлившись, став осознанными и найдя мудрость, которая вам нужна.
Два глаза, два уха, один рот. Оставайся учеником. Действуй соответственно — и мудро.
V. Какие книги по стоицизму самые лучшие?
Размышления Марка Аврелия
«Размышления» — это, пожалуй, единственный документ такого рода, когда-либо созданный. Это личные мысли самого могущественного человека в мире, дающего себе советы о том, как справляться с обязанностями и обязательствами, связанными с его положением. Маркус останавливался почти каждую ночь, чтобы практиковать ряд духовных упражнений — напоминаний, призванных сделать его скромным, терпеливым, сочувствующим, щедрым и сильным перед лицом всего, с чем он сталкивался. Вы не можете прочитать эту книгу и не уйти с фразой или строкой, которые пригодятся вам в следующий раз, когда вы окажетесь в беде. Прочтите ее, это воплощенная практическая философия.
Письма стоика Сенеки
В то время как Марк писал в основном для себя, Сенека не испытывал затруднений с советами и помощью другим. Фактически, это была его работа — он был наставником Нерона, которому было поручено уменьшить ужасные импульсы ужасного человека. Его советы о горе, о богатстве, о власти, о религии и о жизни всегда рядом, когда они вам нужны. Письма Сенеки — лучшее место для начала, но эссе в « О краткости жизни» также превосходны.
Рассуждения Эпиктета
То, что учения Эпиктета сохранились до нас, примечательно. Это произошло только благодаря ученику по имени Арриан, которому приписывают переписывание уроков, полученных им в классе Эпиктета в начале второго века нашей эры. Арриан написал в письме до публикации «Рассуждений» : «Все, что я слышал от него, я записывал, слово в слово, как мог, как запись для последующего использования его мыслей и откровенных выражений». Арриан использовал эти уроки, чтобы добиться известности по всему Риму как политический советник, военачальник и плодовитый автор. Интересно, что в первой книге «Размышлений» , озаглавленной «Долги и уроки», Марк благодарит одного из своих учителей философии, Рустика, «за то, что он познакомил меня с лекциями Эпиктета — и одолжил мне свою собственную копию».
Препятствие — это путь Райана Холидея
Вдохновленная стоицизмом и максимой Марка Аврелия — «Препятствие к действию способствует действию. То, что стоит на пути, становится путем» — « Препятствие — это путь» — это учебник по ключевым принципам процветания в условиях давления. На исторических примерах великих мужчин и женщин книга учит нас, как преодолевать невзгоды и трудности, переворачивать препятствия с ног на голову и показывает, как любить свою судьбу, что бы она ни принесла. Книга стала культовой классикой как среди тренеров, так и среди спортсменов и была представлена в таких известных изданиях, как Sports Illustrated и ESPN .
VI. Как стать стоиком: 9 стоических упражнений для начала
1. Дихотомия контроля
«Главная задача в жизни заключается просто в следующем: определить и разделить вещи, чтобы я мог ясно сказать себе, какие внешние вещи не находятся под моим контролем, а какие связаны с выбором, который я фактически контролирую. Где же мне искать добро и зло? Не в неконтролируемых внешних вещах, а внутри себя, в выборе, который является моим собственным...» Эпиктет
Самая важная практика в стоической философии — это различение того, что мы можем изменить, а что нет. На что мы можем повлиять, а на что нет. Рейс задерживается из-за погоды — никакие крики на представителя авиакомпании не прекратят шторм. Никакие желания не сделают вас выше или ниже или не сделают вас рожденным в другой стране. Как бы вы ни старались, вы не сможете понравиться кому-то. И вдобавок ко всему, время, потраченное на то, чтобы бросаться на эти неподвижные объекты, — это время, которое не потрачено на то, что мы можем изменить.
Возвращайтесь к этому вопросу ежедневно — в каждой сложной ситуации. Записывайте и постоянно размышляйте над этим. Если вы сможете сосредоточиться на том, чтобы четко определить, какие части вашего дня находятся под вашим контролем, а какие — нет, вы не только станете счастливее, но и получите явное преимущество перед другими людьми, которые не понимают, что ведут проигрышную битву.
2. Журнал
«Мало кого сейчас волнуют марши и контрмарши римских командиров. То, за что цепляются столетия, — это тетрадь мыслей человека, чья реальная жизнь была в значительной степени неизвестна, который записывал в полуночной темноте не события дня или планы на завтра, а нечто гораздо более постоянное, идеалы и стремления, которыми жил редкий дух». — Брэнд Бланшард
Эпиктет — раб. Марк Аврелий — император. Сенека — влиятельный человек и драматург. Эти три радикально разных человека вели радикально разные жизни. Но у них, похоже, была одна общая привычка: ведение дневника .
Эпиктет наставлял своих учеников , что философия — это то, что они должны «записывать день за днем», что это писание — то, как они «должны упражнять себя». Любимым временем для ведения дневника Сенеки были вечера. Когда стемнело и его жена заснула, он объяснил другу: «Я анализирую весь свой день и перебираю в памяти то, что я сделал и сказал, ничего не скрывая от себя, ничего не пропуская». Затем он ложился спать, обнаруживая, что «сон, который следует за этим самоанализом», был особенно сладок. А Марк был самым выдающимся из дневников, и нам повезло, что его труды сохранились до нас, под соответствующим названием Τὰ εἰς ἑαυτόν, Ta eis heauton, или «себе».
В стоицизме искусство ведения дневника — это больше, чем просто дневник. Эта ежедневная практика — философия . Подготовка к предстоящему дню. Размышления о прошедшем дне. Напоминание себе о мудрости, которую мы усвоили от наших учителей, из прочитанного , из собственного опыта. Недостаточно просто услышать эти уроки один раз, вместо этого человек практикует их снова и снова, прокручивает их в уме и, что самое важное, записывает их и чувствует, как они утекают сквозь пальцы.
Стоицизм призван быть практикой и рутиной. Это не философия, которую вы читаете один раз и магическим образом понимаете на уровне души. Нет, это пожизненное занятие, требующее усердия, повторения и концентрации. (Пьер Адо называл это духовными упражнениями ). Это одно из преимуществ формата «страница в день» (с ежемесячными темами), в который мы организовали стоиков (и еженедельные темы в « Ежедневном журнале стоиков» ). Он предлагает вам одну вещь для обзора — чтобы иметь под рукой — и полностью усвоить. Не мимоходом. Не только один раз. Но каждый день в течение года, и желательно из года в год. И если Эпиктет прав, это то, что вы должны держать под рукой все время — вот почему коллекция величайших хитов, представленная ежедневно, была так привлекательна для нас.
В этом смысле ведение дневника — это стоицизм. Почти невозможно иметь одно без другого.
3. Практика Несчастья
«Именно во времена безопасности дух должен готовиться к трудным временам; пока судьба дарует ему милости, наступает время укрепиться против ее неудач». — Сенека
Сенека , который пользовался огромным богатством как советник Нерона, предложил, что мы должны выделить определенное количество дней в месяц, чтобы практиковать бедность. Возьмите немного еды, наденьте свою худшую одежду, отойдите от комфорта вашего дома и кровати. Поставьте себя лицом к лицу с нуждой, сказал он, вы спросите себя: «Это то, чего я раньше боялся?»
Важно помнить, что это упражнение, а не риторический прием. Он не имеет в виду «думать» о несчастье, он имеет в виду жить им. Комфорт — это худший вид рабства, потому что вы всегда боитесь, что что-то или кто-то его отнимет. Но если вы не можете просто предвидеть, но и практиковать несчастье, то случай теряет свою способность нарушать вашу жизнь.
Такие эмоции, как тревога и страх, имеют свои корни в неопределенности и редко в опыте. Каждый, кто делал большую ставку на себя, знает, сколько энергии могут потреблять оба состояния. Решение — сделать что-то с этим невежеством. Ознакомьтесь с вещами, с наихудшими сценариями, которых вы боитесь.
Практикуйте то, чего боитесь, будь то симуляция в вашем уме или реальная жизнь. Недостаток почти всегда обратим или временен.
4. Тренируйте восприятие
«Выберите не причинять вреда, и вам не причинят вреда. Не чувствуйте себя причиненным вреда, и вам не причинят вреда». — Марк Аврелий
У стоиков было упражнение под названием «Переворачивание препятствия вверх дном» . Они хотели сделать невозможным не практиковать искусство философии. Потому что если вы можете правильно перевернуть проблему вверх дном, каждое «плохое» становится новым источником хорошего.
Представьте на секунду, что вы пытаетесь кому-то помочь, а он отвечает вам угрюмостью или нежеланием сотрудничать. Вместо того, чтобы усложнять вам жизнь, говорится в упражнении, он на самом деле направляет вас к новым добродетелям; например, терпению или пониманию. Или смерть близкого вам человека; шанс проявить стойкость.
Марк Аврелий описал это так:
«Препятствие действию способствует действию. То, что стоит на пути, становится путем».
Это должно звучать знакомо, потому что это тот же образ мыслей, который стоит за «поучительными моментами» Обамы. Прямо перед выборами Джо Кляйн спросил Обаму, как он принял решение отреагировать на скандал с преподобным Райтом. Он сказал что-то вроде : «Когда эта история всплыла, я понял, что лучше всего не пытаться контролировать последствия, а говорить с американцами как со взрослыми». И в итоге он превратил негативную ситуацию в идеальную платформу для своей знаменательной речи о расе.
Распространенный рефрен о предпринимателях заключается в том, что они используют возможности, даже создают их. Для стоика все является возможностью. Скандал с преподобным Райтом, досадный случай, когда ваша помощь остается недооцененной, смерть близкого человека — все это не «возможности» в обычном смысле этого слова. На самом деле, они противоположны. Они — препятствия. Стоик превращает каждое препятствие в возможность .
Для практикующего стоика нет ничего хорошего или плохого. Есть только восприятие. Вы контролируете восприятие. Вы можете выбрать экстраполяцию за пределы своего первого впечатления («Случилось X». –> «Случилось X, и теперь моя жизнь окончена»). Если вы свяжете свою первую реакцию с бесстрастием, вы обнаружите, что все — просто возможность.
5. Помните — все это эфемерно
«Александр Македонский и его погонщик мулов оба умерли, и с ними обоими случилось одно и то же». — Марк Аврелий
Марк Аврелий написал себе простое и эффективное напоминание, которое помогло ему обрести перспективу и сохранить равновесие:
«Просмотрите список тех, кто испытывал сильный гнев по отношению к чему-либо: самому известному, самому неудачливому, самому ненавистному, самому чему угодно: Где все это сейчас? Дым, пыль, легенда... или даже не легенда. Подумайте обо всех примерах. И как тривиальны вещи, которых мы так страстно хотим».
Важно отметить, что «страсть» здесь не является современным употреблением, с которым мы знакомы, как в энтузиазме или заботе о чем-либо. Как объясняет Дон Робертсон в своей книге , когда стоики обсуждают преодоление «страстей», которые они называли patheiai, они имеют в виду иррациональные, нездоровые и чрезмерные желания и эмоции. Гнев был бы хорошим примером. Что важно помнить, и это решающий момент, они стремятся заменить их на eupatheiai, например, радость вместо чрезмерного удовольствия .
Возвращаясь к сути упражнения, все просто: помните, насколько вы малы . Если уж на то пошло, помните, насколько малы почти все.
Помните, что достижения могут быть эфемерными, и что вы обладаете ими лишь на мгновение.
Если все эфемерно, что имеет значение? Прямо сейчас имеет значение. Быть хорошим человеком и делать правильные вещи прямо сейчас — вот что имеет значение, и это было важно для стоиков.
Возьмите Александра Македонского, который завоевал весь известный мир и назвал города в его честь. Это общеизвестно. Стоики также указывали, что однажды, будучи пьяным, Александр подрался со своим лучшим другом Клитом и случайно убил его. После этого он был настолько подавлен, что не мог есть и пить в течение трех дней. Софисты были созваны со всей Греции, чтобы посмотреть, что они могут сделать с его горем, но безрезультатно.
Это ли признак успешной жизни? С личной точки зрения, не имеет значения, будет ли ваше имя красоваться на карте, если вы теряете перспективу и причиняете боль окружающим.
Учитесь на ошибке Александра. Будьте скромны, честны и осознанны. Это то, что вы можете иметь каждый день своей жизни. Вам никогда не придется бояться, что кто-то отнимет это у вас или, что еще хуже, что это захватит вас.
6. Взгляните сверху
«Как красиво выразился Платон. Когда вы хотите поговорить о людях, лучше всего взглянуть с высоты птичьего полета и увидеть все сразу — собрания, армии, фермы, свадьбы и разводы, рождения и смерти, шумные залы суда или тихие пространства, всех иностранных людей, праздники, мемориалы, рынки — все это смешано вместе и организовано в пары противоположностей». — Марк Аврелий
Маркус часто практиковал упражнение, которое называется «взгляд сверху» или «взгляд Платона». Оно призывает нас сделать шаг назад, уменьшить масштаб и увидеть жизнь с более высокой точки зрения, чем наша собственная. Это упражнение — представление всех миллионов и миллионов людей, всех «армий, ферм, свадеб и разводов, рождений и смертей» — побуждает нас принять перспективу и, как и предыдущее упражнение, напоминает нам, насколько мы малы. Оно переориентирует нас, и, как выразился стоик Пьер Адо, «взгляд сверху меняет наши оценочные суждения о вещах: роскошь, власть, война… и заботы повседневной жизни становятся нелепыми».
Видеть, насколько мы малы в великой схеме вещей, — это только одна часть этого упражнения. Второй, более тонкий момент — это приобщиться к тому, что стоики называют sympatheia, или взаимозависимостью со всем человечеством. Как сказал астронавт Эдгар Митчелл, один из первых людей, которые действительно испытали настоящий «взгляд сверху», «В открытом космосе вы мгновенно развиваете глобальное сознание, ориентацию на людей, сильную неудовлетворенность состоянием мира и навязчивое желание что-то с этим сделать». Сделайте шаг назад от собственных забот и напомните себе о своем долге перед другими. Возьмите точку зрения Платона.
7. Memento Mori: размышляйте о своей смертности
«Давайте подготовим наши умы, как будто мы приближаемся к самому концу жизни. Давайте ничего не откладывать. Давайте подводить итоги жизни каждый день. … Тот, кто каждый день вносит последние штрихи в свою жизнь, никогда не испытывает недостатка во времени». Сенека
Приведенная выше цитата Сенеки является частью Memento Mori — древней практики размышления о смертности, которая восходит к Сократу, который сказал, что правильная практика философии — это «ни о чем ином, как о смерти и смерти». В своих «Размышлениях» Марк Аврелий писал, что «Вы можете покинуть жизнь прямо сейчас. Пусть это определит, что вы делаете, говорите и думаете». Это было личным напоминанием продолжать жить добродетельной жизнью сейчас, а не ждать.
Размышления о своей смертности угнетают только в том случае, если вы упускаете суть. Стоики считают эту мысль бодрящей и умиротворяющей. Неудивительно, что одна из биографий Сенеки называется « Умирая каждый день» . В конце концов, именно Сенека призывал нас говорить себе «Вы можете не проснуться завтра», когда ложитесь спать, и «Вы можете не спать снова», когда просыпаетесь, как напоминание о нашей смертности. Или как другой стоик, Эпиктет , призывал своих учеников: «Держите смерть и изгнание перед глазами каждый день, вместе со всем, что кажется ужасным, — делая так, вы никогда не будете иметь низменных мыслей и не будете иметь чрезмерного желания». Используйте эти напоминания и медитируйте над ними ежедневно — пусть они станут строительными блоками для того, чтобы прожить свою жизнь в полной мере и не тратить ни секунды.
8. Преднамерение зла
«То, что совершенно непредвиденно, более сокрушительно по своему эффекту, и неожиданность увеличивает тяжесть катастрофы. Это причина для того, чтобы ничто никогда не застало нас врасплох. Мы должны проецировать свои мысли вперед на каждом шагу и иметь в виду все возможные случайности, а не только обычный ход событий... Репетируйте их в уме: изгнание, пытки, война, кораблекрушение. Все условия нашей человеческой участи должны быть у нас перед глазами». — Сенека
Premeditatio malorum («предварительное размышление о зле») — это стоическое упражнение по представлению вещей, которые могут пойти не так или быть отняты у нас. Оно помогает нам подготовиться к неизбежным неудачам жизни. Мы не всегда получаем то, что по праву принадлежит нам, даже если мы это заслужили. Не все так чисто и прямолинейно, как мы думаем. Психологически мы должны подготовить себя к тому, что это произойдет. Это одно из самых мощных упражнений в арсенале стоиков для развития устойчивости и силы.
Сенека , например, начинал с обзора или репетиции своих планов, скажем, отправиться в путешествие. А затем в голове (или в дневнике, как мы сказали выше) он перебирал то, что могло пойти не так или помешать этому — может начаться шторм, капитан может заболеть, на корабль могут напасть пираты.
«Ничто не случается с мудрецом против его ожиданий», — писал он другу. «... и не все складывается для него так, как он желает, а только так, как он рассчитывает, — и прежде всего он рассчитывает, что что-то может помешать его планам».
Выполняя это упражнение, Сенека всегда был готов к срыву и всегда встраивал этот срыв в свои планы. Он был готов к поражению или победе.
9. Любовь Фати
«Любить только то, что происходит, что предначертано судьбой. Нет большей гармонии». — Марк Аврелий
Великий немецкий философ Фридрих Ницше описал бы свою формулу человеческого величия как amor fati — любовь к судьбе. «Чтобы ничто не было иным, ни вперед, ни назад, ни во всей вечности. Не просто переносить необходимое, тем более скрывать его… но любить его».
Стоики не только были знакомы с таким отношением, но и принимали его. Две тысячи лет назад, в своем личном журнале, который станет известен как «Размышления», император Марк Аврелий сказал: «Пылающий огонь делает пламя и яркость из всего, что в него бросают». Другой стоик, Эпиктет , который, будучи калекой, сталкивался с невзгодами за невзгодами, повторял то же самое: «Не стремись к тому, чтобы вещи происходили так, как ты хочешь; лучше желай, чтобы то, что происходит, происходило так, как оно происходит: тогда ты будешь счастлив».
Вот почему amor fati — это стоическое упражнение и образ мышления, который вы принимаете, чтобы извлечь максимум из всего, что происходит: относиться к каждому моменту — каким бы сложным он ни был — как к чему-то, что нужно принять, а не избегать. Не только быть с этим в порядке, но и любить его и становиться лучше благодаря ему. Так, чтобы, как кислород для огня, препятствия и невзгоды становились топливом для вашего потенциала .
VII. Каковы лучшие цитаты стоиков?
«Мы часто больше напуганы, чем ранены; и мы больше страдаем от воображения, чем от реальности». — Сенека
«Глупо пытаться избежать чужих ошибок. Они неизбежны. Просто попытайтесь избежать своих собственных». — Марк Аврелий
«Наша жизнь такова, какой ее делают наши мысли» — Марк Аврелий
«Не объясняй свою философию. Воплощай ее». Эпиктет
«Если кто-то скажет вам, что какой-то человек плохо отзывается о вас, не оправдывайтесь в том, что о вас говорят, а отвечайте: «Он не знал моих других недостатков, иначе он не упомянул бы только об этих». — Эпиктет
«Если это неправильно, не делай этого, если это неправда, не говори этого». — Марк Аврелий
«Вы становитесь тем, чему уделяете свое внимание… Если вы сами не выбираете, каким мыслям и образам вы себя подвергаете, это сделает кто-то другой». — Эпиктет
«Будь терпим к другим и строг к себе». — Марк Аврелий
«У вас всегда есть возможность не иметь никакого мнения. Никогда не нужно волноваться или тревожить свою душу из-за вещей, которые вы не можете контролировать. Эти вещи не просят, чтобы вы их судили. Оставьте их в покое». — Марк Аврелий
«Всё, что вам нужно, это: уверенность в суждениях в настоящий момент; действие ради общего блага в настоящий момент; и благодарное отношение в настоящий момент ко всему, что встречается на вашем пути». — Марк Аврелий
«Ни один человек не властен иметь все, что он хочет, но в его власти не желать того, чего он не имеет, и с радостью использовать то, что он имеет». — Сенека
«Если кто-то может меня опровергнуть — показать, что я ошибаюсь или смотрю на вещи с неправильной точки зрения — я с радостью изменюсь. Я ищу истину, а истина никогда никому не причиняла вреда». — Марк Аврелий
«Сегодня я избежал тревоги. Или нет, я отбросил ее, потому что она была внутри меня, в моих собственных восприятиях, а не снаружи». — Марк Аврелий
«У вас есть власть над вашим разумом, а не над внешними событиями. Осознайте это, и вы обретете силу». — Марк Аврелий
«Не сами события тревожат людей, а лишь их суждения о них» — Эпиктет
«Быть как скала, о которую разбиваются волны. Она стоит неподвижно, и бушующее море затихает вокруг нее». — Марк Аврелий
«Сначала скажи себе, кем ты хотел бы быть, а потом делай то, что должен делать». — Эпиктет
«Не тратьте больше времени на споры о том, каким должен быть хороший человек. Будьте им». — Марк Аврелий
«Главным признаком упорядоченного ума является способность человека оставаться на одном месте и пребывать в обществе самого себя». — Сенека
«Принимай без гордости, отпускай без привязанности». — Марк Аврелий
VIII. Напоминания о физическом стоицизме
Медальон Memento Mori
Наш самый популярный предмет, медальон memento mori, был добавлен к ежедневному ношению тысяч людей как буквальное и неизбежное напоминание о том, что «вы можете покинуть жизнь прямо сейчас». На лицевой стороне изображена интерпретация трех основ бытия — тюльпана (жизни), черепа (смерти) и песочных часов (времени). На обороте — цитата Марка Аврелия: «Вы можете покинуть жизнь прямо сейчас».
Медальон Амор Фати
Amor fati (лат. «любовь к судьбе») — это образ мышления, который вы принимаете, чтобы извлечь максимум из всего, что происходит: относиться к каждому моменту — каким бы сложным он ни был — как к чему-то, что нужно принять, а не избегать. Пламя на лицевой стороне медальона вдохновлено вечной мудростью Марка Аврелия: «пылающий огонь делает пламя и яркость из всего, что в него бросают». На обороте — отрывок из формулы величия великого философа Фридриха Ницше : «Не просто переносить необходимое, тем более скрывать его… но любить его».