Найти тему

Кино, которое мы потеряли и до сих пор не нашли

Здравствуйте, друзья!

Кино, как и литература, всегда отражает свою эпоху. Это зеркало своих дней, через которое потомки заглядывают туда, куда уже никогда не смогут попасть.

С середины 1920-х до начала 1956 года в СССР сложилось уникальное по своей закрепощенности кино. Фильмов снималось мало, выход фильма и поход на него в кинотеатр были для людей настоящим событием. Государство выделяло большой бюджет на кино, рассматривая его как свой проект.

Кадр из фильма "Чапаев" 1934 г.
Кадр из фильма "Чапаев" 1934 г.

С экранов на нас смотрели не люди, а шаблоны. Шаблоны главных героев, рабочих, крестьян, злодеев, кулаков, спекулянтов, вражеских агентов и шпионов. Все были карикатурные, не живые. Человек - боевая единица на пути к идеологической идиллии.

Кадр из фильма "Кубанские казаки" 1949 г.
Кадр из фильма "Кубанские казаки" 1949 г.

Каждая сцена была стерильна, весь фильм тщательно лакировали перед выходом на экран. Кино в то время всецело обслуживало власть. Были досадные для власти исключения, когда к цензорам попадалось кино, не подлежащее правкам. Такие фильмы отправляли на полку, а их создатели нередко сталкивались с последствиями. Как раз с тех пор возникло так называемое "полочное кино", которое в том или ином виде существовало вплоть до 1991 года. Все искусство того времени жило под тяжелейшим моральным гнетом.

После смерти И.В. Сталина в 1953 году и разоблачающего доклада Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» на 20-м съезде КПСС в 1956 году искусство задышало. Началась так называемая «оттепель», или "новая волна". Свое название эпоха Оттепели берет из одноименной книги писателя Ильи Эренбурга.

Обложка книги И.Г.Эренбурга "Оттепель" 1954 г.
Обложка книги И.Г.Эренбурга "Оттепель" 1954 г.

Литература молниеносно отреагировала на изменения в стране. Создавались литературные журналы, зазвучали новые имена в литературе. Журнал «Новый мир» являлся классическим литературным журналом Оттепели.

После 1956 года стало появляться то кино, которое сейчас так нравится людям. Развиваясь постепенно, но быстро, его расцвет пришелся на начало 1960-х годов.

Государственная цензура ослабела и кино рвануло вперёд. Снималось большое количество фильмов. Этот процесс совпал с телевизионным бумом, прокатившимся по стране. В конце 50-х -начале 60-х годов в СССР производили миллионы телевизоров.

Самыми свободными и независимыми советскими фильмами стали фильмы именно этих годов. Годы Оттепели дали нам шедевры режиссуры, операторской и сценарной работы. Целая плеяда молодых режиссёров сняли фильмы новой волны. Анатолий Эфрос ("Шумный день", 1960г.), Георгий Данелия ("Серёжа", 1960г., "Я шагаю по Москве" 1963г., "Тридцать три" 1965г.), Эльдар Рязанов ("Карнавальная ночь" 1956г., "Девушка без адреса" 1957г., "Дайте жалобную книгу" 1965г.), Марлен Хуциев ("Весна на Заречной улице" 1956г., "Застава Ильича" 1964г.), Василий Шукшин ("Живет такой парень" 1964г.), Алексей Салтыков ("Друг мой, Колька" 1961г., "Председатель" 1964г.) и другие.

Режиссёр Г.Н.Данелия (источник: Яндекс.Картинки)
Режиссёр Г.Н.Данелия (источник: Яндекс.Картинки)

Сценаристы наполняют живым словом свои сценарии. Молодые актеры и актрисы блистают на экранах, самозабвенно предаваясь ролям.

Например, Людмила Гурченко снималась в фильме "Карнавальная ночь" 1956г. в 21 год, Алексей Баталов в фильме "Летят журавли" 1957г. - в 29 лет, в фильме "Идиот" 1958г. Юрий Яковлев - в 30 лет, в фильме "Я шагаю по Москве" 1963г. Никита Михалков и Евгений Стеблов - в 18 лет, Галина Польских - в 24 года, в фильме "Шумный день" 1960г. Олег Табаков - в 25 лет.

Кадр из фильма "Я шагаю по Москве" 1963 г.
Кадр из фильма "Я шагаю по Москве" 1963 г.

Что же произошло, что мы об этом так долго и восторженно говорим? Прежде всего, на экране появился Человек. Человек как индивидуум. Со своими мыслями, чувствами и желаниями. Фальшивые эмоции шаблонов сталинского кино сменяются подлинными эмоциями новых героев, которые озабочены своим местом в жизни и поисками себя.

Режиссёры расширяют свои приемы, добавляя и длинные сцены без монтажа, и игру со светом, и более грамотную работу с музыкой. Советское кино той эпохи выходит в лидеры по инновациям.

Кадр из фильма "Шумный день" 1960 г.
Кадр из фильма "Шумный день" 1960 г.

Применяют новые техники операторской работы. После появления мобильной камеры в инструментарии операторов, кино поменяло облик. Теперь зритель мог сам стать участником экранных событий благодаря этой мобильности, позволяющей без монтажа снимать динамичные сцены от первого лица.

Кадр из фильма "Летят журавли" 1957 г.
Кадр из фильма "Летят журавли" 1957 г.

Меняется подход к музыкальному сопровождению. Если раньше музыка в кино звучала маршами, то сейчас стала спокойной и лиричной. Песня стала неотъемлемой темой фильмов. Появляются песни авторского исполнения под гитару.

Кадр из фильма "Я родом из детства" 1966г.
Кадр из фильма "Я родом из детства" 1966г.

Мы видим насколько сталинская эпоха ломала творческих людей. Люди гнулись под тяжестью тотальной цензуры и запретов. Наконец, они дождались своего часа и теперь могут заявить о себе. Пружина разжалась и "новые люди" стремятся показать свои мысли, чувства и желания. Они хотят перестать жить под гнетом общественного "надо", заглянув в себя и спросив "а надо ли?".

Но всё имеет свое начало и конец. И Оттепель не исключение. Отправной точкой для "похолодания" стал конец 1962 года. День знаменитого посещения Н.С. Хрущевым выставки художников-авангардистов. Результаты мы знаем из истории.

Н.С. Хрущев возмущается на выставке художников-авангардистов 1 декабря 1962 года (Источник: Яндекс.Картинки)
Н.С. Хрущев возмущается на выставке художников-авангардистов 1 декабря 1962 года (Источник: Яндекс.Картинки)

После отставки в 1964 году Н.С. Хрущева с должности Главы советского правительства "похолодало" еще больше. Окончательные заморозки наступили после событий "Пражской весны" в 1968 году.

Советские танки в Праге 1968 год (Источник: Яндекс.Картинки)
Советские танки в Праге 1968 год (Источник: Яндекс.Картинки)

Оттепель с 1962 по 1968 года как культурное явление в СССР продолжало жить, но по инерции, пока ей ещё хватало разгона, взятого в 1956 году. Но разгон постепенно кончался, цензура ужесточалась и движение, наконец, прекратилось.

Около 12 лет в СССР существовал нетипичный для государства феномен, который послужил катализатором развития всей советской культуры. Относиться к этому времени нужно бережно и с пониманием.

Кадр из фильма "Июльский дождь" 1966г.
Кадр из фильма "Июльский дождь" 1966г.

На канале выйдет серия статей по фильмам Оттепели. Подписывайтесь, чтобы не пропустить. Будем рады вашим мыслям в комментариях.