Основные вехи цифровой трансформации российского здравоохранения на федеральном и региональном уровнях, новые возможности цифровых сервисов как для медицинских работников, так и пациентов; дополнительные компетенции необходимые, чтобы ориентироваться в цифровой экосистеме здравоохранения, а также что изменится в работе врачей в ближайшее время обсуждали участники сессии «Системная ревизия арсенала цифровых решений для российского здравоохранения», которая прошла в рамках XII Международного конгресса «ОргЗдрав – 2024. Эффективное управление в здравоохранении».
Смотреть запись сессии: https://congress.orgzdrav.com/orgzdrav/2024/06-11-S01
Модераторы: Гусев Александр Владимирович, к.т.н., директор по развитию бизнеса Webiomed и Ашенбреннер Инна Викторовна, директор Департамент развития клинических сервисов, Цифромед.
Здравоохранение – это индустрия знаний. Все, что происходит в отрасли, касается сбора и анализа данных о пациенте, превращения их в новые знания и правильного применения на практике. Так было во все эпохи и происходит сегодня, только сегодня это происходит уже с использованием компьютерных технологий, которые позволяют собирать и хранить большие объемы данных, в сотни раз быстрее их обрабатывать, ярче и удобнее представлять для пользователей. Цифровая трансформация российского здравоохранении находится в активной фазе. Формируются домены Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) и ГИСы, практически в каждой медицинской организации внедрены МИСы, осуществляется переход на электронный документооборот. Все это ради главной цели – чтобы врачи лучше лечили пациентов, а организаторы здравоохранения эффективнее управляли процессами, происходящими в отрасли. Но на этом пути возникают неизбежные проблемы – во всех странах применение МИС пока приводит к выгоранию врачей; телемедицина увеличивает время приема пациента; ИИ требует более высокой квалификации медицинских работников для оценки применимости подсказки; клинические рекомендации неудобны в использовании и недостаточны для поддержки врачебных решений. При всем изобилии цифровых решений медицинские организации не обеспечены современными базами медицинских знаний, а большинство организаторов здравоохранения и практикующих врачей не владеют основами медицинской информатики.
Улумбекова Гузель Эрнстовна, д.м.н., ректор ВШОУЗ.
🔹 КМП и безопасность пациентов напрямую определяются знаниями врачей, а знания врачей – качественной подготовкой в вузе и возможностью иметь «под рукой» доступ к широкому спектру знаний.
🔹 Цифровые технологии, с одной стороны, увеличивают поток информации (удвоение ежегодно), с другой – помогают быстрее создавать и транслировать их, понятнее представлять.
🔹 Внедрение цифровых технологий и ИИ неизбежно, но требует ресурсов (+10% к постоянным издержкам медицинской организации), обученных кадров и преподавателей, преодоления рисков (безопасность данных о пациенте, ошибки ИИ, соблюдение авторских прав при обучении больших языковых моделей, снижение настороженности врача и утрата им навыков клинического мышления).
🔹 В РФ пока есть проблемы с получением и обновлением знаний у медработников. Об этом свидетельствует то, что в Москве 20% выпускников медвузов с первого раза не сдают стандартный аккредитационный экзамен, а по результатам экспертизы качества медицинской помощи ежегодно в четверти случаев выявляются нарушения. За рубежом происходит бум трансляции знаний в здравоохранении с участием профессиональных библиотек и их ассоциаций. Все медицинские работники имеют постоянный доступ к широкому спектру медицинских знаний в печатном и цифровом виде.
🔹 Сегодня в РФ ЕСТЬ Поручение Президента (№ 616 от 30 марта 2024 г пп. 5 и 27) о необходимости создания современных центров знаний в регионах, а также разработаны инструменты для ускорения трансляции знаний медработникам, осталось сделать «Территорию медицинских знаний» в здравоохранении.
Еникеев Игорь Маратович, администратор отдела внедрения технологий искусственного интеллекта ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России.
🔹 Основные категории цифровых технологий в здравоохранении: ЭМК, телемедицина, персональные цифровые помощники для мониторинга состояния пациента и ИИ.
🔹 Задачи ИИ: на основе анализа больших данных помочь врачу принимать правильные решения и повышать эффективность оказания медпомощи. ИИ также позволяет значительно улучшить качество образования, содействуя формированию индивидуального подхода в обучении.
🔹 Сегодня в РФ Росздравнадзором зарегистрировано уже 33 медицинских изделия с использованием ИИ (из них 25 российские), например, анализ видеопотока, анализ цифровых данных из ЭМК. Есть решения ИИ, не требующие регистрации в качестве медизделия, это, например, чат боты, расшифровщики голосовых сообщений врача и пациента.
🔹 Проблемы с ИИ-приложениями: требуется высокое качество и достаточность данных для обучения ИИ; необходимость переобучение моделей каждые 2-3 года из-за их деградации; обязательность соблюдения нормативных требований при их разработке (конфиденциальность данных, справедливость – использование обучающих данных от разных групп пациентов, соответственно, учет их особенностей); необходимость обучения студентов и врачей биомедицинской информатике со студенческой скамьи; наличие лидера по цифровизации в медицинской организации.
🔹 В 2024 году в регионах должно быть внедрено не менее 3-х решений, основанных на технологиях ИИ (медицинских изделий).
Смотреть запись сессии: https://congress.orgzdrav.com/orgzdrav/2024/06-11-S01