Дорогие читатели моего канала! Сегодня хочу посвятить свою статью еще одной знаменитой красавице из мира литературы - цыганке Кармен. Хотя сейчас больше ее знают поклонники музыки, ведь Кармен из одноименно оперы Жоржа Бизе давно превзошла по популярности первоисточник.
Но все же давайте обратимся в начале к описанию героини у Проспера Мериме:
"Я сильно сомневаюсь в чистокровности сеньориты Кармен; во всяком случае, она была бесконечно красивее всех ее соплеменниц, которых я когда-либо встречал. Чтобы женщина была красива, надо, говорят испанцы, чтобы она совмещала тридцать «если», или, если угодно, чтобы ее можно было определить при помощи десяти прилагательных, применимых каждое к трем частям ее особы. Так, три вещи у нее должны быть черные: глаза, веки и брови; три — тонкие: пальцы, губы, волосы, и т.д. Об остальном можете справиться у Брантома. Моя цыганка не могла притязать на все эти совершенства. Ее кожа, правда, безукоризненно гладкая, цветом близко напоминала медь. Глаза у нее были раскосые, но чудесно вырезанные: губы немного полные, но красиво очерченные, а за ними виднелись зубы, белее очищенных миндалин. Ее волосы, быть может, немного грубые, были черные, с синим, как вороново крыло, отливом, длинные и блестящие. Чтобы не утомлять вас слишком подробным описанием, скажу коротко, что с каждым недостатком она соединяла достоинство, быть может, еще сильнее выступавшее в силу контраста. То была странная и дикая красота, лицо, которое на первый взгляд удивляло, но которое нельзя было забыть. В особенности у ее глаз было какое-то чувственное и в то же время жестокое выражение, какого я не встречал ни в одном человеческом взгляде.»
Уже по этому описанию мы видим, что красота Кармен совсем не классическая. Но она очень самобытна и необычна, что, как я думаю, более всего и привлекает к ней.
Образ свободолюбивой цыганки был очень популярен в литературе того времени. А началось все еще в XVI с образа прекрасной Пресьосы в новелле Мигеля Сервантеса "Цыганочка". Но у него и у многих авторов после него романтическая героиня и юная цыганочка на поверку оказывалась европейской девушкой когда-то похищенной варварами. Вспомним и прекрасную Эсмеральду из романа Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери". Она ведь тоже совсем не цыганка, хотя в общекультурном смысле все помнят ее именно как юную цыганку. Но в это время настоящая цыганка не могла быть героиней в литературе, ведь цыган и воспринимали именно как дикарей, занимающихся исключительно воровством и разбоем. А первым, кто увидел в цыганах свободолюбивый и гордый народ, был наш Александр Сергеевич Пушкин в поэме "Цыганы".
Кстати, именно под влиянием этой поэмы Проспер Мериме и написал свою "Кармен". И здесь героиня совсем не романтизированная красавица - она настоящая цыганка, пышущая страстью и плотской привлекательностью. Описание ее внешности непривычно реалистично для описания героини-красавицы:
"Я поднял глаза и увидел ее. Это было в пятницу, и этого я никогда не забуду. Я увидел Кармен, которую вы знаете, у которой мы с вами встретились несколько месяцев тому назад.
На ней была очень короткая красная юбка, позволявшая видеть белые шелковые чулки, довольно дырявые, и хорошенькие туфельки красного сафьяна, привязанные лентами огненного цвета. Она откинула мантилью, чтобы видны были плечи и большой букет акации, заткнутый за вырез сорочки. В зубах у нее тоже был цветок акации, и она шла, поводя бедрами, как молодая кобылица кордовского завода. У меня на родине при виде женщины в таком наряде люди бы крестились. В Севилье же всякий отпускал ей какой-нибудь бойкий комплимент по поводу ее внешности; она каждому отвечала, строя глазки и подбочась, бесстыдная, как только может быть цыганка. Сперва она мне не понравилась, и я снова принялся за работу; но она, следуя обычаю женщин и кошек, которые не идут, когда их зовут, и приходят, когда их не звали, остановилась передо мной и заговорила.»
Но такую Кармен в нашем сознании давно заменила романтическая красавица из одноименной оперы Жоржа Бизе. Очевидно, что даже в экранизациях самой новеллы мы чаще всего наблюдаем именно этот образ.
Я уже не говорю о постановках и экранизациях самой оперы, где образ Кармен настолько романтизирован и героизирован, что она превращается практически в идеал женщины, борющейся за свободу и равноправие с мужчинами. Чего, конечно, у Мериме мы не видим вовсе.
А как вы относитесь к Кармен? И какой образ вам ближе: из новеллы Проспера Мериме или из оперы Жоржа Бизе?