88K подписчиков

Про гиперответственность

Гиперответственность — бич многих. Попробуйте определить вы из их числа или нет. Для этого ответьте, верны ли следующие убеждения конкретно для вас: 1. 24/7 вы непрерывно кому-то что-то должны.

Гиперответственность — бич многих. Попробуйте определить вы из их числа или нет.

Для этого ответьте, верны ли следующие убеждения конкретно для вас:

1. 24/7 вы непрерывно кому-то что-то должны. И никто не может вас заменить на этом поприще.

2. Вы привыкли к своему грузу ответственности и уже не обращайте внимания на трудности.

3. Вы осознаёте, что тянете слишком много. Но по-другому никак не можете.

4. Вам страшно, что вы чего-то не успеете.

5. Вы не можете отказать, если у вас о чём-то просят.

6. Собственные потребности вы ставите последними в очереди.

7. Вы живёте в режиме многозадачности.

8.Вас не отпускает усталость.

9. Вы работаете даже в отпуске, потому что никому не можете делегировать свои полномочия.

10. Вы уже забыли, когда последний раз встречались с друзьями или ходили в спортзал.

11. У вас уже есть хронические болячки на почве переутомления.

Узнали себя? Ну что ж, поздравляю! Нездоровое чувство долга — это про вас.

А теперь давайте во всём разбираться основательно. Выполните следующее упражнение:

1. Нарисуйте таблицу из шести столбцов.

2. В первый выпишите те утверждения, которые вам наиболее близки. А заодно и чувства, которые сопровождают эти утверждения.

2. Во втором сформулируйте новое утверждение, которые заведомо избавят вас от груза ответственности. Какие чувства они вызывют? Запишите их в этот же столбец.

3. Запишите шаги, при помощи которых вы перейдете от нынешнего утверждения к новому в третий столбец. Например: «Я проведу анализ своих обязанностей. Я распределю их по степени важности. Я выделю те, которые смогу кому-то делегировать».

4. Перечислите соответственно эти обязанности в четвёртом столбце. Разделите свои дела по степени важности. То есть те, которые требуют безотлагательного решения отделите от тех, которые нужно решить в течение дня. А дела, которые можно отложить на завтра от задач, решение которых возможно в течение недели.

5. В пятый столбец запишите людей, которые могли бы помочь вам в этих делах. Если речь идёт о работе, то это будут коллеги. Если это домашние или прочие бытовые дела — родственники или друзья.

А может быть это будет какое-то техническое средство или ресурс. Например, программа-планировщик. А может быть вам трудно бороться с этой проблемой в одиночку. Тогда вам потребуется помощь психолога. Напишите об этом тоже в пятом столбце.

6. Шестой столбец заполнять сразу не нужно. В нём вы будете фиксировать результаты в единицу времени. Например, раз в неделю вы будете записывать то, что было сделано или не сделано, результаты, которые вы получили.

Запомните, планирование и ещё раз планирование поможет разгрести любую уйму дел. Только понимание и распределение их по степени важности даст вам возможность снять себя долю ответственности и передать её кому-то другому. Совершенно не обязательно тащить всё самому. Кто-то сделает это за вас ничуть не хуже. Здесь уже встаёт другой вопрос. Вопрос доверия. Но для вас же первостепенно избавиться от нездорового чувства долга. А пока вы не научитесь доверять другим, вы будете бесконечно тянуть на себе непомерный груз ответственности.

--

Автор: Татьяна Колесникова
Психолог, Когнитивно-поведенческий терапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru