20 июля 1966 года было утверждено решение о создании в городе Тольятти автомобильного завода. С этого момента эта дата отмечается как день рождения АВТОВАЗа.
Это предприятие стало одним из ведущих производителей легковых автомобилей в Европе. За всё время существования завода в Тольятти было выпущено более 29 миллионов автомобилей 50 различных серийных моделей. Каждая новая модель становилась значимым событием не только для самого завода, но и для всей страны. История АВТОВАЗа – это история развития отечественной автомобильной промышленности.
Давайте вспомним, как всё начиналось 53 года назад, как создавались знаковые модели АВТОВАЗа, которые оказали большое влияние на развитие завода и страны.
Создание автомобильного гиганта.
Советские люди имели возможность приобретать автомобили еще с начала 1950-х годов, но выбор был ограничен: самым доступным по стоимости легковым автомобилем был «Москвич», а самым дорогим – «Победа». Количество производимых «Москвичей» было недостаточным, чтобы удовлетворить спрос.
Страна нуждалась в настоящем «народном автомобиле». В какой-то момент на эту роль претендовал даже «Запорожец». Однако многие слои населения не были удовлетворены автомобилем, относящимся к микролитражному классу. В конечном итоге правительство предложило построить новый автомобильный завод, который мог бы производить более полумиллиона легковых автомобилей в год и таким образом удовлетворять автомобильный бум в стране.
Для ускорения процесса создания такого предприятия было решено привлечь иностранных специалистов. Выбор пал на итальянский концерн FIAT, легковые автомобили которого были популярны в Европе. В частности, в 1966 году концерн представил свою новую модель FIAT 124, которая была признана «автомобилем года». Производство именно этой машины планировалось наладить в СССР.
Решение о строительстве нового автомобильного завода в городе Тольятти было официально принято 20 июля 1966 года. Строительство стало грандиозным проектом – оборудование для нового предприятия изготавливалось на 844 машиностроительных заводах СССР, а также на 900 заводах других стран, включая ФРГ, Италию, Великобританию и Францию.
На такую масштабную стройку было выделено шесть лет, однако завод был построен в рекордно короткие сроки – всего за три с половиной года. Уже в 1970 году с конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули».
Рождение автомобильного гиганта.
Советские граждане имели возможность приобретать автомобили ещё с начала 1950-х годов, но выбор был весьма ограничен: самым доступным по цене легковым автомобилем был «Москвич», а самым дорогим – «Победа». Количество производимых «Москвичей» было недостаточным, чтобы удовлетворить спрос.
Страна нуждалась в настоящем «народном автомобиле». В какой-то момент на эту роль претендовал даже «Запорожец». Однако многие слои населения не были удовлетворены автомобилем, относящимся к микролитражному классу. В конечном итоге правительство предложило построить новый автомобильный завод, который мог бы производить более полумиллиона легковых автомобилей в год и таким образом удовлетворять автомобильный бум в стране.
Для ускорения процесса создания такого предприятия было решено привлечь иностранных специалистов. Выбор пал на итальянский концерн FIAT, легковые автомобили которого были популярны в Европе. В частности, в 1966 году концерн представил свою новую модель FIAT 124, которая была признана «автомобилем года». Производство именно этой машины планировалось наладить в СССР.
Решение о строительстве нового автомобильного завода в городе Тольятти было официально принято 20 июля 1966 года. Строительство стало грандиозным проектом – оборудование для нового предприятия изготавливалось на 844 машиностроительных заводах СССР, а также на 900 заводах других стран, включая ФРГ, Италию, Великобританию и Францию.
На такую масштабную стройку было выделено шесть лет, однако завод был построен в рекордно короткие сроки – всего за три с половиной года. Уже в 1970 году с конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули».
Новая эпоха: последние модели с советскими корнями.
После распада Советского Союза Волжский автомобильный завод столкнулся с серьезными проблемами, как и многие другие предприятия в стране. Однако к середине 1990-х годов заводу удалось наладить собственное производство автомобилей.
Первой моделью АВТОВАЗа в постсоветский период стала «десятка» – ВАЗ-2110. Из-за сложностей переходного периода ее выпуск задержался на три года, и она появилась на рынке только в 1995 году. Этот автомобиль мог успешно конкурировать с популярными иномарками того времени, такими как Daewoo Nexia, Audi 80 или даже Opel Astra. Вскоре после этого была выпущена так называемая «одиннадцатая» модель, а еще через несколько лет АВТОВАЗ представил ВАЗ-2112. В 2007 году с конвейера сошла Priora – последняя модель АВТОВАЗа с советскими корнями (за исключением LADA 4×4).
Современная эпоха: время «икс».
Новые времена требовали новых автомобилей. Объединившись с Renault и Nissan, АВТОВАЗ нуждался в новой платформе, способной конкурировать с популярными европейскими и корейскими моделями. Так появилась Vesta, ставшая основой современной истории АВТОВАЗа. Днем рождения Vesta можно считать 10 июня 2010 года, когда была представлена идея новой платформы АВТОВАЗа, которая должна была к 2020 году обеспечить смену модельного ряда. Особенностью этой машины является не только конструкция. Появление LADA Vesta значительно повысило имидж марки: по статистике, сегодня каждый третий покупатель LADA Vesta пересаживается на неё с автомобиля другой марки.
Новые модели LADA Vesta и LADA XRAY, которые вышли в 2015 году, стали настоящим прорывом для марки. Использование Х-графики стало отличительной чертой современного АВТОВАЗа. Стиль был разработан командой дизайнеров завода под руководством директора по дизайну Стива Маттина. Главные акценты нового стиля LADA – это чётко выраженная Х-графика, объединяющая фары, решётку радиатора и нижние воздухозаборники, подкреплённая двумя индивидуальными хромированными элементами буквы X.
После начала выпуска обеих моделей АВТОВАЗ начал распространять новый стиль LADA на другие существующие и перспективные модели. Формировался более понятный и современный модельный ряд. У каждого потребительского сегмента есть свои модели: семейство LADA Granta – это бюджетные автомобили, Vesta и XRAY – автомобили подороже, и две узкоспециализированные модели – LADA 4×4 и Largus.
Самой популярной LADA по итогам продаж за первую половину 2019 года стала LADA Granta – своих покупателей нашли почти 64 тыс. автомобилей этого семейства, что на 40% превышает показатели прошлого года. LADA Vesta заняла вторую строчку рейтинга: за полгода продано более 55 тыс. автомобилей.
История не раз доказывала, что выпуск даже самых успешных автомобилей подходит к концу. Однажды конвейер остановится и для Vesta, как это произошло с популярной «копейкой». Но АВТОВАЗ не собирается останавливаться – до 2026 года завод обещает запустить в серию восемь новых моделей.