Как я и обещал в прошлой статье, сегодня мы разберём с вами, как я попробовал себя в роли предпринимателя.
Как и многие семнадцатилетние подростки, я мечтал о своём бизнесе. Думать об этом я начал ещё с 16 лет, но пришёл только спустя год.
Очевидно, что опыта у меня в этом никакого не было, как и капитала, но было желание поиметь денег в столь раннем возрасте.
Конечно же я думал, что это всё просто, потому что задумкой был товарный бизнес, а именно продажа никотиносодержащей продукции.
Такое решение было принято из нескольких соображений:
- Друг, с которым мы хотели это начинать, имел поставщика с очень выгодными на тот момент ценами
- Достаточно простой старт и высокий спрос
- Большие перспективы в кратчайшие сроки
Конечно же мы думали, что эти 3 фактора обогатят нас за считанные недели.
И вот, мы уже сидим, думаем как на этом заработаем сначала 100 000, потом 200 000, а так и до миллиона недалеко.
Конечно же мы тогда даже не думали о том, что нужен маломальский бизнес план, минимальное финансирование для привлечения целевой аудитории (в будущем просто ЦА), а про риски прогореть или, того хуже, попасть под статью за продажу несертифицированной продукции без разрешений мыслей и подавно не было.
Однако, первое время что-то даже выходило. Мы смогли заработать свои первые +-20 000, которые, конечно же, уходили на всякую ерунду.
Именно таким изображением можно описать то, как мы тратили наши заработки.
Из этого уже можно понять, что финансовой грамотностью тут и не пахнет. А предпринимательскими навыками и подавно.
После этого нас ждала череда неудач:
- Отмена нескольких заказов
- Спад спроса
- Потеря ЦА
- Потеря доли уставного капитала
Из этого всего можно сделать очень простой вывод: "пора делать перерыв, перерабатывать концепцию, искать ЦА и увеличивать уставной капитал". Это помогло бы нам остаться наплаву и начать процветать, однако наше мышление дало сбой. Я решил, что это бессмысленная трата денег и времени, ведь нет никакого результата, и благополучно оставил своего друга наедине с этим. Он пару месяцев ещё попробовал что-то предпринять, в чём я ему немного помогал, но всё безуспешно.
Но в чём же были основные наши ошибки?
Как я уже упомянул ранее, у нас не было ничего от слова совсем. Единственное, чем мы обладали, это минимум финансов на первоначальный закуп и прайс-лист.
Однако в этом деле первостепенно стоит выделить 2 основных фактора: риски и ЦА.
Первым делом стоит обращать внимание на риски, которые могут вылиться в достаточно крупные проблемы. В нашем случае, основным риском являлась ответственность перед законом, потому что никаких документов о том, что и зачем мы продаём, у нас не было.
Помимо этого в товарном бизнесе есть риск не попасть в "тренд", который как раз и стал айсбергом перед нашим "Титаником" успеха.
По сути, основной проблемой нашей задумки была шаблонность: мы не предоставили людям ничего эксклюзивного и конкурентоспособного, чтобы привлечь хоть какое-то внимание. А также мы не имели какой-либо оффлайн точки продажи продукции (всё что у нас было - это телеграмм канал с +-сотней подписчиков и постоянные клиенты в лице знакомых). В силу этого, для получения минимальной выручки, наша маржинальность была столь низка, что мы еле отбивали стоимость закупа.
Какие ещё проблемы мы встретили?
Ещё одной проблемой, которая встала перед нами, был дефицит ЦА. Мы даже не догадывались, что поиск клиентов будет столь сложным занятием, потому что придерживались мнения, что "сейчас этим понравится, они всем расскажут, всем будет нравиться и заказы польются рекой". Однако мы не учли тот факт, что сарафанное радио - это лишь 10% потенциальной ЦА, если не меньше. Учитывая то, что объём аудитории на тот момент составлял около 100 человек, потенциальный объём мог быть 1000+. Учитывая тот факт, что это только начальный этап, оборот мог быть гораздо лучше и, возможно, привёл бы к чему-то большему.
Какой вывод можно сделать?
А вывод можно сделать такой: прежде всего, рассматривая ту или иную нишу для развития бизнеса, нужно иметь чёткое понимание того, что она может быть переполнена конкуренцией, из-за чего будет дефицит ЦА, от которой будет зависеть большая часть успеха. Также нельзя забывать и про уставной капитал, который в товарном бизнесе является основой старта. Я не говорю о крупных партиях, ведь ключ к успеху это прощупывание интереса аудитории. А реализовать это проще и лучше закупкой маленьких партий и анализом спроса на те или иные позиции.
Ну и под конец скажу, что самое главное - это грамотное распоряжение финансами, ведь даже если вы прогорите, у вас останется подушка безопасности, которая поможет нивелировать какие-либо последствия и выйти относительно сухим из воды.
В заключение по этой модели бизнеса скажу так: это бессмертная классика, в которой люди всегда будут находить свой успех. Самое главное - понимать, что есть множество рисков, которые можно избегать только при грамотной финансовой модели. Если эта тема будет интересна, можем более подробно разобрать её в будущих статьях, а пока что подписывайтесь, ведь дальше интереснее ;)