Георгий Никулин родом из Крыма. Он вырос, окружённый морем, и с детства мечтал о плаваниях по просторам морей и океанов. В настоящее время Георгий работает на многотоннажном сухогрузе в должности второго помощника капитана и стремится к тому, чтобы сам стать капитаном. В интервью он поделился историей своего морского пути, описал многочисленные обязанности на судне, рассказал о рабочих трудностях и приятных моментах, а также о том, как справляется с разлукой с домом и получает поддержку от семьи. Георгий также обсудил тему зарплаты, свои осуществленные мечты и планы на будущее.
С детства мечтал стать капитаном
— Я родом из Феодосии, посёлка Приморский, но сейчас живу в Краснодарском крае, в курортном городе Анапе. Моя учеба началась с 11 классов, после чего я поступил в Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова на факультет судовождения в Севастополе, городе-герое. Мой первый опыт на судне пришёлся на 18-летнем возрасте, когда я устроился на относительно большой балкер, вмещающий 76 тысяч тонн дедвейта, в должности ОS (матрос 2-го класса). Восьмимесячный контракт прошёл быстро, и осталось много приятных воспоминаний.
Почему я выбрал морскую профессию? Не скрою, это была мечта детства – стать капитаном. Воспитанный у моря, я всегда испытывал особый интерес к различным судам. Мой отец тоже моряк, поэтому можно сказать, что я последовал его примеру.
Для работы на судне мне понадобились загранпаспорт, паспорт моряка, сертификаты об окончании курсов, свидетельство матроса 2-го класса и медицинская комиссия.
Я считаю, что самое важное для работы на судне – это ответственность и внимательность. Необходимо чётко понимать свои обязанности, уметь эффективно работать в команде, владеть английским языком и постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки, придерживаясь лучших морских практик.
Каждый моряк должен обладать внутренней устойчивостью, чтобы успешно проводить время в море, и уверенностью в том, что всё в порядке дома и задуманное будет достигнуто. Опыт приходит со временем, и никто не рождается знатоком всего.
О многочисленных обязанностях на судне и «морской» болезни
— Сейчас мне пошёл 31-й год. Я работаю в море с 18 лет, стараюсь быть дома не больше 4-х месяцев. Морского опыта хватает. Работал и матросом 2-го класса, и матросом 1-го класса, отработал четыре контракта в должности боцмана на многоцелевых судах и «хэвилифтах», работал 3-м помощником капитана, в данный момент работаю 2-м помощником капитана.
Сейчас я работаю на «Bulk Carrier ULTRAMAX», если по-русски, то это многотоннажный сухогруз (63 тыс. тонн дедвейта). Он имеет 5 трюмов, 4 крана.
В мои обязанности входят: и несение штурманской вахты, и планирование рейса, включая подготовку всех карт и требуемых пособий, корректуру и поддержание на уровне современности навигационных карт, морских и справочных пособий. И проведение испытаний и технического обслуживания, а также обеспечение надлежащего ведения журнала на судовом оборудовании глобальной морской системы обеспечения безопасности при бедствии. И поддержание в исправности всего оборудования «мостика». Кроме того, в обязанности входит руководство швартовными операциями судна по указанию капитана, организация и обеспечение медицинского обслуживания экипажа судна. Ну, и выполнение других обязанностей по указанию капитана.
У меня, к счастью, не было морской болезни. Видел многих людей, у которых она была. Это очень прискорбно. На самом деле в этот момент совершенно ничего не хочется: ни есть, ни пить. Хочется только скорее попасть на берег. К «морской» болезни можно привыкнуть только в том случае, если она протекает в слабой форме, а если она в сильной форме, то привыкнуть к ней нельзя и тут с этим ничего не поделать. Поэтому лучше на первых курсах мореходки сходить в рейс, чтобы не учиться 5 лет зря (улыбается).
Тяжело даётся первая неделя разлуки с домом
Из всех моментов, связанных с работой на судне, для меня особых сложностей не выделяется. Обычно я стараюсь проводить на берегу от трёх до четырёх месяцев. После двух месяцев отдыха начинаю чувствовать себя бесполезно (улыбается). На берегу я люблю проводить время с семьёй, друзьями, посещать родителей и путешествовать.
Однако первая неделя разлуки с домом всегда тяжела. Особенно трудно расставаться с семьёй. Когда ты дома, привыкаешь к домашнему уюту, традициям, а потом снова приходится возвращаться к морскому графику работы. Как говорится, "Родина - курорт, но море - дом".
Самые приятные моменты на судне – это, конечно, встреча с новыми сменщиками при подъёме по трапу. Это всегда самый радостный день. Очень приятно находить новых друзей, с которыми потом продолжаешь поддерживать связь дома. Приветствую всех, с кем мне довелось поработать!
Всё, что я имею – заработал в море
— Крайние три контракта я работаю в смешанном экипаже. Я работал и с филиппинцами, и с шриланкийцами, и с нашими парнями. Рабочий язык - английский. Когда-то у меня был языковой барьер, не буду скрывать. В мой первый контракт на судне со смешанным экипажем мне было тяжело работать первые пару недель.
Был случай, когда попал на судно в первый раз в должности штурмана с капитаном-англичанином. Я думал, что всё будет очень сложно. Если честно, как узнал, думал отказаться, но оказалось, что мы отлично отработали на протяжении 5 месяцев на одном «мостике».
А вот что касается зарплат, все зависит от компаний, должности, навыков, знаний и опыта. Перед тем, как уходить в рейс, моряк проходит собеседование, получает контракт и от этого зависит его заработная плата. Если говорить в среднем, то зарплата 2-го помощника капитана под иностранным флагом варьируется в районе 3000-5000 долларов в месяц.
Всё, что я заработал на сегодняшний день – на квартиру, машину, на обеспечение семьи, это всё благодаря морю, больше я нигде не работал. Все мечты можно воплотить в жизнь, если иметь желание. Я продолжаю работать, идя за новыми целями и мечтами.
Семья поддерживает и всегда ждёт домой
— Работа в море даёт дисциплину, субординацию и ответственность. По возвращении на сушу я живу хорошо. Меня ждёт моя любимая жена с дочкой. Надёжный тыл дома – успех и моральное спокойствие в море.
Я знаю, что очень тяжело ждать моряка с рейса, это и заботы, и бытовые трудности для жены, которые ей приходиться решать самостоятельно. По этому поводу в городе-герое Новороссийске установлен памятник «жене моряка», который олицетворяет жён и матерей, ожидающих своих моряков из дальнего плавания. Знаю, что такие есть по всему миру в морских городах.
Дома я отдыхаю, путешествую и готовлюсь к новым рейсам. Однозначно планирую работать на судне и дальше. На это мотивируют детские мечты. Позже можно стать лоцманом (специалист, обеспечивающий безопасное прохождение судов по сложным участкам, обладающий точными знаниями фарватера реки или моря на той территории, которая за ним закреплена. Лоцман работает с судном и полностью направляет его путь) чтобы чаще быть дома. Мотивирует меня на дальнейшую работу в море и зарплата, и интерес к морской профессии.