Дымит перо, стучит копытом стол,
Мы рвём сердца и жжём в ночи глагол.
«Монолог» А. Мирзаян
Дорогие читатели!
Хочу поделиться некоторыми мыслями, возникшими после завершения произведения «Последние три года».
Начну, пожалуй, с того, а почему я решил что-то написать. Вообще, какие-то мысли, идеи и порывы случались достаточно часто, но вот до реального воплощения в жизнь никогда не доходило. Должно быть, именно Дзен стал своего рода толчком к написанию собственного произведения. Сначала я просто читал другие каналы, и одним из первых каналов, с которого я начал знакомство с Дзеном, был канал «Дирижабль с чудесами». О каналах, которые я читаю или читал, я расскажу в другом посте. Так вот проведя довольно много времени на этой площадке, меня посетила мысль из разряда: «А чем я хуже? Вот сейчас возьму, да как напишу!». Взял и написал. Вот только не учел, что между взять и написать всё до конца лежит пустыня без единой мысли, дремучий лес с буреломом незаконченных идей, пропасти с усталостью и безразличием, болота раздражения и много других природно-писательских явлений, которых не было видно на самом старте. Другой проблемой оказалось отсутствие живой аудитории. На момент выкладки глав на канале было 90 подписчиков, из которых только один читал мое произведение и ставил лайки. Этим читателем является Лилия К., которой я премного благодарен за первоначальную поддержку. По большей части только благодаря ей я более-менее регулярно выкладывал главы, так как знал, что кто-то ждет продолжения. А уже потом был конкурс от Дирижабля с чудесами, после которого число подписчиков увеличилось до 350 (на момент выхода финалов пять человек отписались, видимо, первый финал для них оказался слишком тяжелым). Так вот, идея есть, а дальше бери и пиши. И я начал писать. Кстати, писал почти год. Первые главы были выложены в середине сентября прошлого года, а написаны они были в августе.
Надо сказать, что я вдохновился произведениями других авторов, и подумал, что писать это просто, особенно если пишешь о чем-то абстрактно-отвлеченном. Но не тут то было. Скелет идеи у меня был почти полностью готов, включая финалы, которые я обдумывал еще на этапе первой части. Но бряцать костями идеи, это не сильно интересно, на него нужно нарастить мясо событий, а потом украсить одеждой из деталей. И вот тут начались основные проблемы. Во-первых, нужны события, которые должны дополнять общий сюжетный ряд, и привносить некоторую необычность в сюжетную линию. Во-вторых, нужны детали, чтобы не получилось, что герой пошел, зашел и пришел. А как он пошел, каким образом зашел, к чему пришел и т.п. Вот тут нужны детали, которые пробегаются одним взглядом, но делают изложение ярче.
Иной раз, я просто впадал в ступор, так как не знал, что писать дальше. Как должно выглядеть окружение главного героя, с чем и как он должен взаимодействовать. И многое другое. Если не хватало собственного опыта, то приходилось обращаться к сторонним ресурсам, где могла быть нужная мне информация. В другой раз понимал, что просто не могу писать, так как не было сил. Вот приходишь вечером домой, делаешь какие-то дела, а ближе к ночи садишься за ноут, и понимаешь, что писать нужно, а сил нет. Вроде мысль есть, а выразить ее не можешь. Оставляешь написание на следующий день, а читатели то ждут очередную главу, и тогда изо всех сил стараешься выдерживать установленный самим собой график.
Также я понял, что писательство очень энергозатратный процесс, как физическом, так и в эмоциональном плане.
Про физический план. Я печатаю десятью пальцами не глядя на клавиатуру. На самом деле я печатаю не совсем правильно, не так как учат машинисток, но теперь уж как умею. Переучиваться не буду))) Когда по выходным у меня было несколько свободных часов, то я сидел и плотно писал главы для последующей выкладки в течение недели. Так вот на третьем часу или ближе к концу авторского листа (40 тыс. знаков), начинаешь понимать, что пальцы банально устали. Они уже не поспевают за мыслью (и так-то не поспевают) и вообще печатают не то, что ты собирался))) А глаза и шея, пребывающие в постоянном напряжении, начинают отваливаться. Точнее глаза вываливаться, а шея отваливаться.
Для сведения, по моим расчетам на одну главу лично у меня уходит от 1,5 до 3 часов. В этом смысле я восхищаюсь Евгенией Потаповой, которая умудряется выкладывать по 2 главы в день. Я так не могу.
Что касается эмоционального аспекта, то сам не замечаешь, как после написания наиболее напряженных глав наступает внутреннее опустошение. Особенно много сил ушло на самые тяжелые финалы. Не только вам было тяжело их читать, но и мне писать их было тоже очень непросто. Впрочем, любая глава требует напряжения внутренних сил, иначе она будет эмоционально пустой.
Отдельный разговор по картинки к каждой главе. Все изображения были сгенерированы с помощью ИИ Stable Diffusion. Эта ИИ предоставляет все права на сгенерированное изображение, а генерацию я запускал в бесплатном режиме через colab. Там у меня очень ограниченный функционал, поэтому некоторые картинки получились «кривоватыми», но даже на их генерацию уходило немало времени. Была мысль развернуть эту ИИ на своем компьютере, но у меня не хватает для этого мощности. Поэтому пользуемся тем, что доступно.
В общем, как-то так, и это я еще не касался вопросов корректуры и редакторской правки. Об этом я расскажу в другой статье.
Подытожим. Легко ли написать книгу? Да, если у вас есть не банальный сюжет, обширный личный опыт, вы быстро печатаете или есть кто-то, кто делает это за вас. Вы можете быстро найти картинки для каждой главы или есть тот, кто вам их найдет/сгенерирует. А еще у вас должно быть достаточно времени на писательскую деятельность. Вы должны быть полны сил, находиться в хорошем расположении духа и прекрасно себя чувствовать. Вот тогда писать книгу будет занятием относительно простым и даже приятным)))
Еще раз благодарю читателей, которые дошли вместе со мной до финала моего произведения! Я зрею для следующей книги, поэтому не теряйте меня из вида))) В следующем посте я буду критиковать сам себя)))