Определение болезни. Причины заболевания
Игромания (лудомания) — это одна из форм нехимической, т. е. поведенческой зависимости, связанная с участием в азартных играх. К таким играм относятся: рулетка, лотерея, покер, игровые автоматы, различные ставки и любые другие игры на деньги. Во время этих "развлечений" человек рискует материальными ценностями ради призрачного выигрыша, который зависит от случайности
Изначально взгляд на игроманию был исключительно с моральных позиций, поэтому людей, страдающих от этой проблемы, считали морально слабыми, ленивыми и т. п. В середине XX века к пониманию игромании добавили психологические и психоаналитические трактовки, а в конце XX века — нейробиологические. Благодаря окончательному выделению точных физиологических механизмов зависимости от азартных игр удалось доказать болезненный характер изменений в поведении игроманов и отнести данное состояние к спектру психических и поведенческих расстройств.
Значимость проблемы игромании в первую очередь определяется числом людей, вовлечённых в различные формы игровой активности. По данным за период с 1975 по 1999 годы, число жителей США, вовлечённых в игру на ставках, возросло с 68 % до 86 %, при этом доля игроманов также возросла с 0,3 % до 0,74 %
Доходы игрового бизнеса в США в некоторые годы даже опережали доходы киноиндустрии. Вместе с тем, игромания несёт целый спектр проблем: разрушение семьи, потерю работы, опасное кредитование (заём денег под большие проценты). Порой она подталкивает людей к суициду на почве больших долгов и других причин. Все эти факторы привели к тому, что большинство стран, в том числе и Россия, пришли к необходимости жёсткого законодательного регулирования игровых клубов и казино, выделения для них специальных игровых зон. К сожалению, эти меры не позволили полностью справиться с проблемой, т. к. многие игровые площадки переместились в интернет, где их контролировать сложнее.
Как и другие психические расстройства, игромания является многофакторным заболеванием. Во-первых, риск её возникновения связан с социально-демографическими факторами. У мужчин она наблюдается в два раза чаще, чем у женщин. Но у женщин игромания прогрессирует быстрее: у мужчин, в среднем, проходит 4,6 лет от начала игрового поведения до формирования зависимости, а у женщин — 1 год. Также риску возникновения игромании чаще подвержены мигранты. Вероятно, это связано с денежными затруднениями и желанием лёгкой прибыли. В США игромания чаще развивается у людей среднего и пожилого возраста, в то время как в России на приём к врачу с проблемами игромании чаще приходят молодые люди до 40 лет. Возможно, это связано с тем, что в нашей стране азартные игры в широком масштабе появились относительно недавно и мы видим только первое поколение зависимых, которые ещё не успели повзрослеть.
Во-вторых, роль в развитии игромании играют биопсихологические факторы, такие как наследственная склонность к зависимости, отсутствие надёжной привязанности к кому-то или чему-то и др.
Выделяют четыре основных фактора, влияющих на возникновение игромании. Все они связаны с личностными чертами:
- длительный разрушительный стресс, провоцирующий искать "успокоение", "отвлечение" в игре — взаимосвязан с женским полом, повышенным суицидальным риском, наличием различных психических расстройств в семье;
- повышенная потребность в острых ощущениях — связана с наличием в семье людей с алкогольной зависимостью;
- криминальность и склонность к одиночеству — связаны с криминальной историей жизни (аресты, противоправные действия).
Импульсивность и автоматизмы социопатии — связаны с ранним началом игромании, плохой трудовой адаптацией, разводами, импульсивными (необдуманными) правонарушениями.
Игромания у детей
Плохие отношения с родителями и сверстниками, отсутствие родительского контроля и отрицательные образы для подражания повышают риск развития игровой зависимости. Невежественные, деспотические и враждебные родители, семьи с одним родителем, неудовлетворительная домашняя обстановка подталкивают ребёнка к увлечению азартными играми.
Ребёнок подвергается большему риску увлечения азартными играми, если он:
- имеет возбудимый, импульсивный, зависимый (слабовольный) или ищущий ярких ощущений характер;
- испытывает стресс, депрессию или беспокойство;
- стремится игнорировать проблемы или отвлекаться от них вместо того, чтобы заниматься ими;
- переживает семейный конфликт.
Иногда бывает сложно определить, что у детей есть проблемы с азартными играми, потому что они не всегда сталкиваются с финансовыми трудностями, которые испытывают взрослые азартные игроки.
Признаки игровой зависимости у ребёнка:
- внезапные изменения в сумме денег, которые есть у ребёнка: у него не хватает денег, он занимает или берёт деньги у семьи и друзей;
- изменения в режиме сна, усталость, низкий уровень энергии, изменения настроения или раздражительность вдали от азартных игр;
- падающие отметки в школе;
- избегание друзей и общественных мероприятий;
- позитивное отношение к азартным играм, нарастающее увлечение сайтами азартных игр в Интернете, результатами спортивных событий или ТВ-покером;
- акцент на спортивные ставки, а не на сам спорт;
- сокрытие увлечения азартными играми или отрицание проблемы.
Если возникла проблема, ребёнок может сказать, что азартные игры лучше, чем другие вещи, которыми он мог бы заниматься, например: "Зато я не принимаю наркотики, мама".
Симптомы игромании
Основным симптомом игромании является особое игровое поведение. Под ним понимают риск чем-то значимым, ценным при ставке на исход события, когда вероятность проиграть или выиграть зависит от шанса.
Существуют различные формы игровой зависимости, при котором используются ставки на различные события, и как и при химических зависимостях — наркомании — каждый вид ставок имеет свой оттенок в проявлении игромании.
В зависимости от сопутствующих психопатологических нарушений выделяют пять основных подтипов игроманов, которые часто сочетаются между собой:
- Невротический подтип (34 %) — игра для них выступает как способ решения эмоциональных проблем, одиночества, тревоги. При этом помимо игромании они могут страдать от психозов и неврозов.
- Психопатический подтип (24 %) — игромания сочетается с антисоциальными личностными автоматизмами (например агрессией) и появляется как склонность к обману ради доступа к лёгким деньгам, а значит и удовольствиям.
- Импульсивный подтип (18 %) — для этих людей характерно снижение способности к самоконтролю, потому, попадая в игровую ситуацию, они безудержно делают ставки.
- Субкультуральный подтип (14 %) — изначально люди начинают играть, чтобы повысить свой статус в своём окружении, показаться более рисковым, сильным, смелым, а затем становятся зависимыми и не могу преодолеть тягу к азартным играм.
- Симптоматический подтип (10 %) — игромания начинается как вторичный симптом на фоне выраженного психического расстройства (депрессии, шизофрении и т. д.).
Следует отличать игровую зависимость от простого развлечения. В последнем случае человек воспринимает игру только как способ весело провести время. Хотя он надеется выиграть, но не рассчитывает на это. Игра не увлекает его настолько сильно, чтобы заставить играющего регулярно влезать в долги и ввязываться в неприятности.
На развитие у человека игромании могут указывать следующие признаки:
- Финансовые проблемы: теряется контроль над средствами и временем, которые уходят на патологическое увлечение, бесследно исчезают деньги, ценные вещи, появляются всё новые и новые кредиты, долги;
- Проблемы эмоциональной сферы: часто меняется настроение, внезапно возникают вспышки гнева, иногда беспокоят депрессивные, суицидальные мысли.
- Изменения в поведении: нежелание следить за своим внешним видом, зацикленность на собственных мыслях, отрешённость от родных, знакомых, появление новых друзей, увлекающихся азартными играми, попытки добыть деньги любыми способами, нежелание тратить средства на что-то, кроме игры.
Часто игромания сочетается с другими зависимостями: алкогольной и наркотической. Многие игроманы делают ставки, особенно крупные, находясь в состоянии опьянения. Алкоголь повышает импульсивность человека, делает его более решительным, а порою — даже безрассудным. Не зря говорят, что "пьяному море по колено".
Как отличить игроманию от увлечения играми
Чтобы отличить психическое расстройство "игромания" от увлечения играми следует использовать диагностические критерии DSM-5, разработанные Американской психиатрической ассоциацией. Игромания определяется как стойкое и повторяющееся проблемное поведение в отношении азартных игр, приводящее к клинически значимым нарушениям или дистрессу. Проявляется следующими четырьмя или более критериями на протяжении 12 месяцев:
- У человека возникает необходимость играть в азартные игры, увеличивая сумму ставок, чтобы достичь желаемого волнения и удовольствия. Этот критерий отражает динамику формирования зависимости. Постепенно привычные стимулы утрачивают свою значимость для игромана, и чтобы вновь испытать те же ощущения, ему приходится идти на больший риск, повышать сумму ставки. Этот процесс отражает повышение толерантности к азартным играм. Здоровый человек не испытывает подобной необходимости и использует игры как временную альтернативу другим развлечениям.
- Человек становится беспокойным или раздражительным, когда пытается сократить или прекратить играть в азартные игры.
- Зависимый уже неоднократно и безуспешно пытался контролировать, сокращать или прекращать увлечение азартными играми. Критерий отражает стойкость проблемы и неспособность справиться с ней самостоятельно. Здоровый человек сам в состоянии контролировать поведение в отношении азартных игр и может с лёгкостью от них отказаться.
- Обычно он всецело поглощён игрой. Например, постоянно думает о прошлых азартных играх или планирует следующие, ища способы получить деньги, которые можно снова потратить на игру. Игры занимают центральное положение в жизни зависимого и постепенно вытесняют остальные виды деятельности. Жизнь становится подчинена желанию вернуться к игре.
- Человек часто играет в азартные игры, когда чувствует себя беспомощным, виноватым, тревожным, подавленным. Азартные игры служат не только для получения удовольствия, но и способом избавиться от отрицательных эмоций. У зависимого человека снижена способность справляться с фрустрацией, переживать негативные события, поэтому он вынужден прибегать к лёгкому способу получить положительные впечатления.
- Проиграв деньги в азартные игры, он обычно возвращается на следующий день, чтобы поквитаться ("погоня" за своими потерями).
- Игроман начинает лгать, чтобы скрыть степень вовлечённости в азартные игры.
- Он ставит под угрозу значимые отношения, работу, обучение, возможность карьерного роста из-за азартных игр. В крайних случаях человек теряет всё это. Это один из ключевых критериев, разделяющих нормальное увлечение и патологию. Здоровый человек в состоянии в любой момент оставить своё увлечение, ставящее под угрозу успех в других сферах жизни, в отличие от зависимого.
- Игроман полагается на других, чтобы получить деньги для решения финансовых проблем, вызванных азартными играми.
Патогенез игромании
Долгое время велась дискуссия, к какому виду психических расстройств необходимо относить игроманию. Одна группа учёных причисляла её к группе расстройств импульсного контроля, таких как клептомания и пиромания. При этом в основе развития игровой зависимости должно было лежать нарушение произвольного внимания и недостаточность тормозных исполнительских функций.
Вторая группа относила это расстройство к зависимостям (аддикциям), причём выделяла его в новый кластер нехимических (поведенческих) аддикций. Были выявлены схожие с наркоманиями изменения в генах DRD2, MAOA и др. Также идентичными были эпидемиологические данные и факторы риска.
Третья группа учёных считала, что игромания относится к группе обсессивно-компульсивных расстройств, поэтому влечение к игре следует рассматривать как навязчивое обсессивное или компульсивное влечение.
Последняя возможная гипотеза предполагает, что игромания — это расстройство настроения, т. к. часто у больных наблюдаются сильные аффекты, провоцирующие и модифицирующие течение заболевания.
В итоге победила позиция второй группы и игромания была включена в перечень нехимических зависимостей, т. к. именно для этой теории было накоплено наибольшее количество доказательств, нейробиологических исследований. К тому же подходы к лечению аддикций (12-шаговые программы, терапия предупреждения рецидивов) лучше всего подошли игроманам.
Классификация и стадии развития игромании
Выделяют два типа течения игромании:
- эпизодическое — симптомы игромании появляются на определённый период времени, но ослабевают или вовсе исчезают после эпизода активной игромании;
- персистирующее — симптомы наблюдаются непрерывно в течение длительного времени.
Также сейчас отдельно рассматривают такие виды игровых зависимостей, как игроманию, реализуемую в оффлайн-казино и игровых клубах, и онлайн-игроманию. Все оффлайн-казино в большинстве стран разрешены только на отдельных выделенных территориях — игровых зонах. Интернет-казино контролировать намного сложнее. Не следует путать зависимость от азартных игр в интернет-казино и тотализаторах и зависимость от компьютерных игр, это разные состояния и подходы к их терапии отличаются.
Существуют несколько стадий развития игромании:
- Уровень 0 — человек не играет в азартные игры.
- Уровень 1 — человек играет в азартные игры только в развлекательных целях. Это занятие не приводит к серьёзным проблемам.
- Уровень 2 — игра сопровождается выраженными негативными последствиями в различных областях жизни: возникают проблемы в семейной и профессиональной сфере, с физическим здоровьем и безопасностью. Диагностические критерии игромании не выполняются (критерии указаны ниже).
- Уровень 3 — игра сопровождается выраженными негативными последствиями в различных областях жизни, наблюдаются диагностические критерии игромании.
- Уровень 4 — тяжёлая форма зависимости. Помимо наличия всех критериев зависимости, наблюдаются негативные последствия игромании. Также долгое время присутствует разрушительный стресс, который заставляет человека искать помощи.
В развитии уже сформировавшейся игромании классически выделяют несколько фаз:
1. Фаза выигрыша — она появляется при раннем успехе и сопровождается приятным ощущением повышения социального статуса, силы и могущества. Всё это закрепляет произошедшие события в памяти и приводит к началу погружения человека в теорию игрового процесса, изучению выигрышных стратегий. Игра постепенно и незаметно вытесняет все остальные интересы и способы совладания со стрессом. Всё свободное время человек проводит в игре. Свой успех он связывает со своими незаурядными способностями, ставит его в основу своей самооценки.
2. Неожиданная неудача, которая обязательно будет, запускает фазу проигрыша. Человек сначала не верит в это, затем стремится как можно быстрее отыграться, чтобы восполнить потерю и вернуться в окрыляющее чувство успеха. Часто для этого приходится врать родным и на работе, порою даже воровать. Желание отыграться, а значит найти денег на новую игру, становится труднопреодолимым, а порою и совсем несовладаемым, т. е. компульсивным. Эта фаза похожа на погоню за утерянным состоянием благоденствия.
3. Повторяющаяся смена фаз проигрыша и погони за деньгами, чтобы отыграться, формирует третью фазу — отчаянье. У каждой семьи свои финансовые и моральные резервы, чтобы поддерживать неутолимое желание игрока отыграться, в очередной раз доверяя его обещаниям измениться и снова сталкиваясь с обманом и растратами. Но любым резервам и любому терпению приходит конец, тайное всегда становится явным, и игроман сталкивается с отвержением в семье, увольнением с работы, личным банкротством и невозможностью реализовать свою мечту отыграться. Это состояние часто сопровождается тяжёлой депрессией, мыслями о самоубийстве, желанием всё бросить и убежать, а также психосоматическими симптомами — нарушением работы пищеварительного тракта, паническими атаками и др.
В некоторых случаях в фазу отчаянья, которую можно считать неким аналогом фазы абстиненции у зависимых от алкоголя и наркотиков, люди обращаются за помощью и начинают лечиться. В других случаях, после прохождения игрового цикла наступает некоторая пауза, во время которой человек возвращается к работе, не играет, не тратит деньги. Но такая ремиссия может смениться новым обострением и срывом с вхождением в описанный игровой цикл.
Подведем итоги:
Сегодня активно обсуждается ограничение распространения компьютерных игр, которые формируют повышенную азартность у подростков. Все компьютерные игры можно условно поделить на те, в которых для достижения победы необходимо развивать какие-то навыки (скорость реакции, умение думать, способность решать задачи, хорошо запоминать и т. д.), а также те, где исход игры зависит не от стараний игрока, а от случая, и для достижения победы надо просто дольше играть, тем самым повышая вероятность столкнуться с удачей и выигрышем. Именно второй тип игр формирует игровой стереотип поведения у подростков, активирует, а потом и закрепляет функционирование "игровых" зон мозга.