Найти в Дзене

ВАЗ-2101«Жигули»

Советский заднеприводный легковой автомобиль малого класса с кузовом типа седан. Первая модель, выпущенная Волжским автомобильным заводом. На базе ВАЗ-2101 было создано так называемое «классическое» семейство автомобилей ВАЗ, которое находилось на конвейере до 17 сентября 2012 года. За выпуск данной модели в мае 1972 года Волжскому автомобильному заводу была вручена международная премия «Золотой Меркурий».В 2000 году ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века по результатам всероссийского опроса, проведённого журналом «За рулём». Название «Жигули», предложенное конструктором А. М. Чёрным, было утверждено директором Волжского автозавода В. Н. Поляковым ещё в начале 1967 года. Оно берёт начало от названия местности Жигулёвские горы — возвышенности на правом берегу Волги, расположенной напротив города Тольятти, в котором и производился автомобиль.В народе к ВАЗ-2101 в разное время «приклеились» два прозвища: сначала — «единичка», а уже в конце 1980-х годов, когда модель

Советский заднеприводный легковой автомобиль малого класса с кузовом типа седан. Первая модель, выпущенная Волжским автомобильным заводом. На базе ВАЗ-2101 было создано так называемое «классическое» семейство автомобилей ВАЗ, которое находилось на конвейере до 17 сентября 2012 года. За выпуск данной модели в мае 1972 года Волжскому автомобильному заводу была вручена международная премия «Золотой Меркурий».В 2000 году ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века по результатам всероссийского опроса, проведённого журналом «За рулём».

Название «Жигули», предложенное конструктором А. М. Чёрным, было утверждено директором Волжского автозавода В. Н. Поляковым ещё в начале 1967 года. Оно берёт начало от названия местности Жигулёвские горы — возвышенности на правом берегу Волги, расположенной напротив города Тольятти, в котором и производился автомобиль.В народе к ВАЗ-2101 в разное время «приклеились» два прозвища: сначала — «единичка», а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной — «копейка». 16 августа 1966 года в Москве было подписано генеральное соглашение между итальянской компанией Fiat и Внешторгом о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей. В его рамках был утверждён проект строительства автозавода на территории СССР. Этим соглашением определялись и сами модели: два автомобиля в комплектации «норма» с кузовами седан (ВАЗ-2101) и универсал (ВАЗ-2102), и автомобиль «люкс» (ВАЗ-2103). В качестве прототипа для «нормы» сразу был определён Fiat 124, получивший в 1967 году награду «Европейский автомобиль года». Интересно, что некоторые нововведения были применены в ВАЗ-2101 в целях унификации с люксовой моделью Fiat 124S (ВАЗ-2103). В первую очередь, это травмобезопасные наружные ручки дверей. Также ВАЗ-2101 получил наружное зеркало заднего вида. В общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование Fiat 124R.

Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 были собраны 19 апреля 1970 года, постоянная работа главного конвейера началась в августе. До конца года в Тольятти собрали 21 530 машин, в 1971 году это количество возросло до 172 175 автомобилей, а пик выпуска ВАЗ-2101 пришёлся на 1973 год, когда было собрано 379 007 экземпляров. На проектную мощность завод вышел в 1974 году. Для производства комплектующих на ВАЗ-2101 требовалось освоение в Советском Союзе новых технологических стандартов. Это касалось марок сталей, пластмасс, смазочных материалов и резины. Производство автомобилей ВАЗ-2101 (в том числе ВАЗ-21011) было прекращено в 1983 году, в связи с увеличением производства новой модели ВАЗ-2105. После этого в производстве оставалась только модификация ВАЗ-21013, производство которой завершилось в 1988 году. Всего за период 1970—1988 г.г. было выпущено 4 846 900 автомобилей ВАЗ-2101 и его модификаций.

•ВАЗ-2101 «Жигули» — первоначальный вариант, двигатель 1,2 л и 59 л. с. (1970—1983);

•ВАЗ-21011 «Жигули-1300/Lada-1300» двигатель 1,3 л и 64 л. с. (1974—1983) — так называемая «ноль одиннадцатая». Основные изменения коснулись модернизации кузова. ВАЗ-21011 оснащали иной решёткой радиатора с более частыми вертикальными прутьями (19 вместо 9 у ВАЗ-2101), в нижней части панели передка появились четыре дополнительных прямоугольных отверстия для лучшего притока воздуха к радиатору системы охлаждения. На бамперах исчезли «клыки», уступив место резиновым накладкам по периметру. На задних стойках кузова ВАЗ-21011 появились отверстия принудительной вытяжной вентиляции салона, прикрытые оригинальными решётками, подобно ВАЗ-2103.

Экспортный вариант автомобиля назывался Lada 1200. Свыше 57 тыс. автомобилей было отправлено в страны Социалистического содружества — ГДР, Чехословакию, Болгарию, Венгрию и Югославию. В Восточной Европе ВАЗ-2101 стал достаточно популярным автомобилем, который использовался не только как личный транспорт, но и на службе в полиции и других ведомствах.