Споры с таможней - важная судебная практика

Как правильно спорить с таможенными органами: как формируется практика по судебным делам

Декларант, который привозит партию товаров на таможенный пункт пропуска, должен заполнить необходимые документы. Одной из ключевых задач является расчёт таможенной стоимости, поскольку от неё зависит сумма налогов и сборов, которые придётся заплатить в бюджет.

Судьи Верховного суда РФ считают, что при расчёте таможенной стоимости можно учитывать суммы, перечисляемые материнской компании, которая предоставляет товар. Также есть мнение, что стоимость можно увеличить на сумму расходов на транспортировку и хранение товаров. А судьи экономической коллегии предложили, чтобы декларант учитывал назначение ввозимых товаров.

Декларант, который привозит партию товаров на таможенный пункт пропуска, должен заполнить необходимые документы.

Перечисления материнским структурам

Есть компании, которые закупают товары за границей и привозят их в Россию. Они платят пошлины, НДС и другие налоги. Часто собственники таких компаний хотят уменьшить стоимость ввозимых товаров. Однако сотрудники Федеральной таможенной службы (ФТС) с этим не согласны.

Импортерам сообщают, что таможенная стоимость товаров будет увеличена на сумму различных расходов. Например, возникают споры о том, нужно ли учитывать в таможенной стоимости роялти и дивиденды, которые выплачиваются материнской компании.

В 2022 году три похожих дела попали на рассмотрение в Верховный суд Российской Федерации. Во всех случаях таможенники пришли к выводу, что к заявленной собственниками таможенной стоимости необходимо добавить суммы, перечисленные зарубежным поставщикам. Они считали, что при перечислении дивидендов и роялти реальная стоимость импортируемой продукции занижается.
Ведь продавец после реализации товара перечисляет средства компании-поставщику, и тем самым он занижает сумму налогов, перечисляемых в бюджет своей страны.

Импортеры считают, что такая позиция ФТС нарушает их права и обратились в суд. Первая, апелляционная и кассационная инстанции поддержали требования истцов. Однако Верховный Суд пришёл к выводу, что все дела необходимо рассматривать заново. Было высказано мнение, что за счёт перечисления выплат зарубежным поставщикам компании-импортёры получают возможность манипулировать ценами и соответственно выводить их из-под начисления таможенных пошлин.

Важно отметить, что до дел 2021 года никто не поднимал вопрос о том, нужно ли учитывать выплачиваемые дивиденды при расчёте таможенной стоимости. Спор о том, учитывать ли роялти, возникал, но в 2016 году.

Некоторые юристы считают, что Верховный Суд принял неоднозначное решение. Компании ввозят товары, продают их и с прибыли от продаж компания платит налог и собственно дивиденды. Сумма начисленного налога на прибыль в большинстве случаев будет выше, чем пошлины, уплачиваемые при ввозе.
Соответственно, предположение о том, что при помощи дивидендов продавцы импортных товаров могут манипулировать ценой, экономически несостоятельно.

Таможенники обычно выдвигают аргумент, что для импортёра не имеет значения, высокая ставка или низкая. Ведь продавец всегда может завысить сумму расходов, чтобы минимизировать прибыль и соответственно сумму налога. Однако юристы считают, что подобные предположения безосновательны. Ведь для выплаты дивидендов компания должна зафиксировать прибыль, рассчитать и перечислить в бюджет налог. Но Верховный Суд не принял этот довод импортёров к рассмотрению. В результате суды первых инстанций вновь будут рассматривать спор между таможенниками и импортёрами товаров.

Кассационный суд посчитал, что в таможенную стоимость нужно включить лицензионные платежи

В ВС РФ рассматривали вопрос о том, нужно ли включать в таможенную стоимость дивиденды и роялти. Однако на уровне кассации заинтересованность вызвали не они, а лицензионные платежи.

Сформировалась позиция, согласно которой эти платежи обязательно должны учитываться в составе таможенной стоимости. Если импортер не заплатит лицензиару, он не сможет продавать товары. К такому выводу пришли судьи кассационной инстанции, рассматривая дело № А55-7782/2022.

Затраты на транспортировку

Ещё в 2021 году суды всё чаще стали признавать транспортные расходы обязательной составляющей таможенной стоимости.

Показательным примером является дело № А43-33079/2021, связанное с экспортом древесины. Российская компания не только продавала товар, но и предоставляла услуги по его перевозке. В арбитражном суде было решено, что расходы на доставку являются неотъемлемой частью таможенной стоимости, поскольку их невозможно отделить от самого товара.

Сначала — цель, потом классификация

Одна российская компания занималась импортом ирригаторов для полости рта. В таможенной декларации они были обозначены как изделия медицинского назначения. Поэтому компания рассчитывала, что пошлина составит 0%. Однако сотрудники Федеральной таможенной службы (ФТС) пришли к выводу, что эти изделия предназначены для решения бытовых проблем, а значит, нужно платить пошлину по ставке 5%.

Компания не согласилась с таким решением и обратилась в суд. Дело № А56-24796/2021 дошло до Верховного суда Российской Федерации. И здесь снова указали на недопустимость формального подхода к делам подобного рода.
Ведь граждане покупают ирригаторы, чтобы заботиться о здоровье зубов и полости рта, а не просто как ещё один бытовой прибор.

Судьи Верховного суда пришли к выводу, что при определении размера пошлины важно учитывать, для чего предназначен тот или иной товар. Однако эксперты в сфере таможенного регулирования говорят о том, что в некоторых ситуациях функционал товара не всегда считается основным классифицирующим признаком. Это возможно, если необходимая информация содержится непосредственно в коде классификации или в пояснениях к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Российские суды против Суда ЕАЭС

В Верховный суд Российской Федерации поступили дела № А27-12875/2020 и № А27-11118/2020. В них есть два важных момента, на которые стоит обратить внимание.

Евразийская экономическая комиссия может принимать решения, которые противоречат праву Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Если кто-то в судебном порядке доказывает, что эти решения неправомерны, это не означает, что ранее принятые решения комиссии будут автоматически отменены или пересмотрены. Также не подлежат пересмотру вердикты, вынесенные российскими судами.

Например, компанию оштрафовали по статье 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях из-за неверных данных в таможенной декларации.
Позднее Суд ЕАЭС пришёл к выводу, что исходное решение комиссии было неверным. Однако пострадавшая компания не смогла отменить незаконный штраф.

Если какое-либо из решений комиссии отменено из-за несоответствия действующему праву, чтобы не опираться на него в будущем при разрешении споров, необходимо не просто обратиться с ходатайством в Суд ЕАЭС, но и обосновать свою позицию. В рассматриваемом деле оштрафованная компания не выполнила это условие. Поэтому решение комиссии оставалось актуальным, и таможенные платежи пришлось доплачивать.

Юристы считают, что Суд ЕАЭС играет роль контролёра в судебных вопросах. Из-за подобных решений его значимость снижается, хотя он и так мог рассматривать ограниченный перечень вопросов.

Сроки действия заявки на включение в ТРОИС


Одна из функций Федеральной таможенной службы — ведение ТРОИС, таможенного реестра, содержащего данные о товарных знаках и других объектах интеллектуальной собственности.
Любой владелец такого объекта через своего таможенного представителя может подать заявку на включение сведений о логотипе или товарном знаке в ТРОИС.

Срок действия заявки — не более трёх лет. При этом правообладатель может раньше прекратить сотрудничество со своим таможенным представителем и отозвать выданные ему доверенности. К такому выводу пришёл Верховный суд Российской Федерации, изучая дело № А40-182154/2021.

Сроки действия поручительства — в соответствии с ГК РФ

Верховному Суду снова пришлось разбираться в спорах между таможенниками и декларантами.

В суд поступило дело под номером А40-269134/2019. Согласно материалам дела, российская компания-импортёр заключила договор поручительства со страховой компанией. Договор был заключён на два года.

Однако после того, как срок действия договора поручительства истёк, таможенники попытались взыскать сумму недоимки со страховой компании.


В 2022 году судьи Президиума Верховного Суда Российской Федерации рассмотрели этот спор. Они подчеркнули, что вопросы предоставления поручительства в таможенных делах регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно пункту 6 статьи 367 Гражданского кодекса, таможенные органы не могут требовать оплату от поручителя после истечения срока действия договора поручительства.

Что нужно учитывать при маркировке товаров

В деле № А56-35206/2021 компания-экспортёр столкнулась с отказом сотрудников Федеральной таможенной службы (ФТС) пропустить на территорию страны партию мебели. Причиной стало отсутствие данных о проведённой сертификации на упаковках с товаром. Однако компания предоставила таможенникам декларацию о соответствии Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Первая, апелляционная и кассационная судебные инстанции поддержали требования импортёра. Они сочли незначительные недочёты в маркировке несущественными. Однако Верховный суд Российской Федерации подчеркнул, что товары можно ввозить на таможенную территорию страны только при условии правильного оформления как документов, так и маркировки. В результате действия таможенников были признаны правомерными.

Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!