Найти тему
Память Даурии

Владимир Яковлевич Кокосов.

Военный врач и писатель, автор книги о Карийской каторге Владимир Яковлевич Кокосов, родился в семье священника Вознесенской церкви в селе Крестовском Камышловского уезда Пермской губернии. В студенческие годы был участником подпольных революционных кружков. Распространял запрещенную литературу и газету «Колокол». Значительную роль в активизации и организации революционных сил в политизациии и разложении студенческой среды как известно сыграла газета «Колокол». Её в 1857–1867 гг. издавали А. И. Герцен и Н. П. Огарёв в Вольной русской типографии, которая действовала вначале в Лондоне, а затем в Женеве. Всего было издано 245 номеров, тираж в период наибольшей популярности газеты достигал 2,5 тысячи экземпляров. В августе 1863 года Кокосов переехал в Санкт-Петербург, присутствовал на гражданской казни Н.Г. Чернышевского. В 1865 году поступил в Императорскую медико-хирургическую академию, которую окончил в 1870 году. В Забайкалье на реке Кара, впадающей в Шилку в 1838 году были открыты россыпи золота, частная добыча которого в середине ХIX века по всему Забайкалью пришла на смену старым казённым серебро-свинцовым рудникам. Карийские прииски, впрочем, отличались тем, что были именно что казённые, а потому в тени знаменитой Нерчинской каторги с 1849 года существовала куда менее известная, а потому как бы не более мрачная Карийская каторга.

Карийская каторга
Карийская каторга

Её первый начальник Николай Разгильдяев был эффективным руковолителем, при нем добыча руды увеличилась во много раз. До 1873 года на рудниках работали лишь уголовники, затем стали присылать политических, в основном народников, начиная с «нечаевцев». С февраля 1871 года по 1874 год Кокосов лекарь на Карийских золотых промыслах. В 1874—1881 годах — врач на Карийской каторге в Нерчином округе Забайкальской области. С 1875 года занимал должность старшего врача при Управлении Нерчинскими ссыльнокаторжными. С конца октября 1881 года — старший врач 2-го военного отдела Забайкальского казачьего войска, станица Акша. В 1890—1897 годах — ординатор, затем главный врач, начальник Читинского военного полугоспиталя одновременно выполняя обязанности тюремного врача, преподавал в военно-фельдшерской школе.

В. Я. Кокосов (в центре)
В. Я. Кокосов (в центре)

Одновременно, с 1893 года — помощник председателя статистического комитета Забайкальской области. Член Забайкальского общества врачей и Читинского отделения Русского географического общества. Первое выступление в печати — очерки «Об истреблении волков в Акшннском округе Забайкальской области»(«Охотничья газета», 3 декабря 1894; 18 марта 1895), «О бегунах Забайкалья» («Приамурские ведомости», 15 января 1895) и др. В 1895 опубликовал исследование «Дарасунскне минеральные воды и грязи». Его перу принадлежат также воспоминания о Н.Г. Чернышевском, автобиографическая проза и сатирические стихи. Книга В.Я. Кокосова «Рассказы о Карийской каторге», изданная «Русским богатством», была положительно воспринята либеральной интеллигенцией. Как в свое время сказал великий русский писатель Ф.М. Достоевский: «Русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию. Либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьет свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, всё». Более поздний рассказ Кокосова, «Гидра», понравился отлученному от церкви, писатели и основателю сектантского учения Л.Н. Толстому. III Миссионерский съезд объявил толстовство самой вредной сектой. Толстовство проповедует полное безбожие, хотя и говорит не мало о Боге. Пока толстовское мировоззрение не прививалось к народу, оно было ни более – ни мене, как богословско-философской доктриной, но с половины 1880-х годов оно начинает быть сектантским народным движением, питательной почвой для взращивания революционеров и разрушения российского общества. 

В. Я. Кокосов
В. Я. Кокосов

Без анализа творчества В.Я. Кокосова невозможно полное освещение темы тюрьмы, каторги и ссылки в русской литературе. В 1914 году В.В.Брусянин посвятил личности автора «Рассказов о Карийской каторге» несколько страниц обзорной публицистической книги «Доктора и пациенты. Литературно-общественные параллели» . Он охарактеризовал литературную, общественную и медицинскую деятельность В.Я.Кокосова как пример подвижничества. В 1931 году в воспоминаниях бывшего «чайковца» Н.А.Чарушина немало дружеских проникновенных слов было уделено памяти B.Я.Кокосова.   

-4