Найти тему
Solar Vita

Великий и точка. Почему Чёрный Квадрат реально крут.

“И это вы называете искусством? Да мой сын трехлетний лучше нарисует!” - так встречают в инфополе любое появление одной из величайших картин русского искусства. “Вот это вот величайшая картина?! Вы издеваетесь!” Да, это он, великий и ужасный, второй век кряду поджигатель пятых точек, единственный (не совсем) и неповторимый (да да) - Чёрный квадрат Казимира Малевича.

Чем квадрат ужасен - это понятно, но чем же он велик? Если совсем коротко: Чёрный квадрат – это прадедушка смартфона, вот этой вот маленькой чёрной прямоугольной коробочки, без которой сейчас никуда.

Нет, конечно не Квадратом единым, всё искусство Авангарда начала века, включая, великий конструктивизм — это фундамент нашего с вами современного мира с его эргономичным дизайном, лаконичными формами, функциональностью и доступностью. Как настоящее коллективное искусство авангард работал единым фронтом, но у каждого явления есть символ, и символ авангарда – Чёрный Квадрат. Оглянитесь по сторонам: нас окружают квадраты, прямоугольники и круги. Мы буквально живем в мире вещей простых геометрических форм, большинство из которых - чёрные и белые. Квадратов, кстати, было три: черный, белый и красный. И ещё были круг и крест. Так сказать, стильный корпус на выбор.

Вот они, слева направо. Супрематизм 1915-2019.
Вот они, слева направо. Супрематизм 1915-2019.

Само собой, новое возникает не по щелчку пальцев, и не в вакууме (если это не Большой взрыв). У каждого явления, тем более в искусстве, есть свои предпосылки и путь развития. Мир на стыке 19го и 20го веков переживал турбулентность. Шла глобальная перестройка и шатание скреп. Люди устали от жесткого социального разделения, художники устали от бесконечных вензелей, золотых канделябров и духоты богатых салонов. Тем более всё это изящество, утончённость, умывальники с картушами и хруст французских кандибоберов были уделом небольшого числа избранных. Вопреки мифу про "раньше было лучше", роскошь красоты и качества была доступна далеко не всем и большинство жило за рамками комфорта и доступности, задыхаясь в пыли социальных шаблонов.

Хотелось свежего воздуха, хотелось кардинального слома формы, слома мироустройства, да всего. Искусство, начавшее хулиганить в последних десятилетиях 19 века, разошлось не на шутку. Эпоха требовала завершить то, что начали импрессионисты — вытащить искусство из душных гостиных на улицу, к людям, в кафе и мюзик-холлы. Музыканты, актёры, поэты, фотографы жаждали перевернуть мир вверх тормашками. Душный академический реализм в живописи всё больше терял смысл. Особенно, когда на сцену истории на полном ходу ворвался поезд Люмьер. Новые технологии - новые возможности! И вот тогда выстрелило новое искусство.

Молодые авангардисты подошли к делу решительно: они провозгласили искусство равное для всех — вообще всех! Искусство как база нового мира Равных! Искусство как выражение универсальных образов! Искусство, связывающее людей! Удобный интерфейс!

Строго говоря, еще Прерафаэлиты в середине 19го века пытались нести искусство в массы, так сказать, красоту в каждый дом. Но их труды были вещами штучными, трудозатратными и очень дорогими. Конечно же, ни до каких бедняков эта красота не доходила. Художники начала 20го века пошли другим путем. Их решение было гениальным: простые формы! Еще проще! Максимально просто! Долой громоздкие украшательства! Стол — это прямоугольник для еды, дом — это куб для жилья, картина — квадрат в гармонии чистого цвета! Простые формы создавать проще, быстрее и дешевле. Их можно сделать много. Их можно легко совмещать и трансформировать. Главное, они для всех одинаковы, а, значит, все будут равны. Икея!

Именно тогда и возник современный интерьер.

Вы думали, это современный дизайн, но это я, Баухауз 1920х-30х! Немецкое арт-объединение Баухауз — кузница всего современного дизайна — имело тесные связи с русским Авангардом и черпало свои идеи, в том числе, в супрематических экспериментах Малевича. На картинке наиболее культовые предметы, впервые придуманные в тот период: кресло «Барселона» Ван дер Роэ, лампа Марианны Брандт, дверная ручка Вальтера Гропиуса, пожалуй самое узнаваемое кресло снова Ван дер Роя, столы Йозефа Альберса и столы Веймара.
Вы думали, это современный дизайн, но это я, Баухауз 1920х-30х! Немецкое арт-объединение Баухауз — кузница всего современного дизайна — имело тесные связи с русским Авангардом и черпало свои идеи, в том числе, в супрематических экспериментах Малевича. На картинке наиболее культовые предметы, впервые придуманные в тот период: кресло «Барселона» Ван дер Роэ, лампа Марианны Брандт, дверная ручка Вальтера Гропиуса, пожалуй самое узнаваемое кресло снова Ван дер Роя, столы Йозефа Альберса и столы Веймара.

И ничего удивительно, что Авангардизм полнее всего раскрылся под знаменами русской революции. Идеи новых художников отражали саму суть молодой советской республики. И именно в этот период русское-советское авангардное искусство вышло, в авангард искусства мирового, чего не было ни до, ни после.

Малевич был частью этого большого процесса. Авангард объединил бурление разных стилей и течений: они коллабились, враждовали, взаимоисключались, но всё, в итоге, слилось в единый вектор развития, и в этом суть. Квадрат был выставлен в 1915 году между двумя революциями, в эпицентре мятущегося мира, который вот вот рухнет, и свою революцию он совершил. Его принято считать концом изобразительного искусства. Но в той же мере его можно считать началом нового искусства, нового мира — мира дизайна в полном смысле этого явления. Изображение в окладе больше не самоцель, теперь это — часть пространства и всех происходящих в нём процессов. Картина может быть чем угодно: ощущением, символом, пранком, проявлением свободы воли. Малевич повесил Черный квадрат в красный обрядовый угол потому что мог. Он породил не предмет живописи, но концепцию творческой свободы. Художник больше не копировал реальность — он и был ее творцом. Его искусство, это простые разноцветные кубики, из которых можно сложить что угодно. Лего!

Кто конструктор разбросал? «Супрематизм» и «Супрематизм» №56 1915-1916.
Кто конструктор разбросал? «Супрематизм» и «Супрематизм» №56 1915-1916.
А это не Малевич, это его ученик - Эль Лисицкий. Современная типографика? Лучше! Эскизы обложки журнала «Вrооm» 1922 и великое «Клином красным бей белых» 1920.
А это не Малевич, это его ученик - Эль Лисицкий. Современная типографика? Лучше! Эскизы обложки журнала «Вrооm» 1922 и великое «Клином красным бей белых» 1920.

Судьба русского авангарда на родине грустна. Времена изменились, на смену всеобщему празднику свободы пришёл тотальный контроль. Следующий виток искусства должен был провозгласить новое величие. Искусство должно было быть строго воспитательными, тщательно изображать правильного гражданина, воспевать советскую власть, красоту крестьянских березок и почаще напоминать об ужасах царизма. Наступала эпоха сталинского ампира и долгого соцреализма. Лихое, свободное самовыражение в концепцию государства больше не вписывалось, хоть многие его визуальные идеи продолжали эксплуатироваться. Геометрия и беспредметность ещё вернутся позже, но уже калькой западных дизайнеров. Теперь уже любовь к русскому Авангарду станет уделом избранных. У рабочего же человека в сердце будет Шишкин, часто, правда, в формате ковров и конфетных оберток. Так-то тоже массовое искусство. Несколько поколений выросло, созерцая в учебниках исключительно грачей, крестьян и бурлаков. Ещё в России любят очереди и Серова, но и великолепный Серов и нежный Саврасов и незабвенный Репин развивали то, что уже было придумано старшими французскими братьями. Русский Советский Авангард бы, в полном смысле передовым и эпохальным, от того особенно обидно, что он оказался стыдливо задвинут в полупустые музейные залы. Художники, стремившиеся в массы, стали массам нелюбы. При том, что массы каждый божий день существуют в той реальности, которую создали Малевич, Родченко, Лисицкий и другие. Мы стараемся обустроить себе скандинавский дизайн, восхищаемся японским минимализмом, любим яркую типографику, выбираем модные квартиры-студии, наполняем их функциональными стеллажиками, закупаемся стильными айфончиками и совершенно не задумываемся: с чего вдруг простой черный прямоугольник без кнопок выглядит так круто.

Но мир помнит. Для мирового искусства Квадрат Малевича — это база.

Во многом благодаря Маяковскому связь поколений с Русским Авангардом всё же сохранилась. Поэтому Маяковский это тоже наше всё. Пьеса Маяковского Мистерия Буфф  в постановке Мейерхольда со сценографией Малевича и эскизами костюмов от самого Маяковского (верхний рисунок). Маяковский это тоже авангард.
Во многом благодаря Маяковскому связь поколений с Русским Авангардом всё же сохранилась. Поэтому Маяковский это тоже наше всё. Пьеса Маяковского Мистерия Буфф в постановке Мейерхольда со сценографией Малевича и эскизами костюмов от самого Маяковского (верхний рисунок). Маяковский это тоже авангард.
Плакаты из собрания Баухауза. Примечательно, что судьба братского немецкого конструктивизма была отчасти похожей: в 1933 году с приходом в Германии к власти национал-социа­листов Баухауз был закрыт за чуждые новому строю идеи (и семитизм), а художники расползлись по миру.
Плакаты из собрания Баухауза. Примечательно, что судьба братского немецкого конструктивизма была отчасти похожей: в 1933 году с приходом в Германии к власти национал-социа­листов Баухауз был закрыт за чуждые новому строю идеи (и семитизм), а художники расползлись по миру.

В таком разговоре кто-то обязательно припомнит нетолерантные ныне лузлы Альфонса Алле о неграх, дерущихся в пещере, типа «за тридцать лет до Малевича». Но там, где у Алле был просто лузл, у Малевича хватило потенции переформатировать искусство. Что, вероятно, не мешало ему самому над собой посмеяться: в нижних слоях краски под Квадратом нашлась отсылка к этому вашему Алле. Смех смехом, но в истории традиционной живописи Малевич поставил жирную точку. И она была квадратной – как пиксель, из которого состоит история сегодняшняя.

Раз трехлетний ребенок может нарисовать также, значит каждый может быть творцом!

Любите искусство и не ругайте детей за рисунки на обоях, возможно, они перевернут мир!

Заставка на рабочий стол. Малевич «Красная конница» 1932.
Заставка на рабочий стол. Малевич «Красная конница» 1932.
Они забудут тебя, но мы помним. Малевич «Головы крестьян» 1928-1929.
Они забудут тебя, но мы помним. Малевич «Головы крестьян» 1928-1929.
Да,он умел рисовать! Поэтому его эксперименты с формой и цветом выверенны и осознанны. Малевич «Автопортрет» 1910-1911.
Да,он умел рисовать! Поэтому его эксперименты с формой и цветом выверенны и осознанны. Малевич «Автопортрет» 1910-1911.
Тот самый приколист Альфонс Алле. «Битва негров в пещере глубокой ночью.»; «Оцепенение новобранцев, впервые увидевших лазурь Средиземного моря.»;« Хоровод пьяных в тумане.»; «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналам.»; «Сутенёры в расцвете сил, пьющие абсент, лежа на животах в траве.» 1883-1884.
Тот самый приколист Альфонс Алле. «Битва негров в пещере глубокой ночью.»; «Оцепенение новобранцев, впервые увидевших лазурь Средиземного моря.»;« Хоровод пьяных в тумане.»; «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналам.»; «Сутенёры в расцвете сил, пьющие абсент, лежа на животах в траве.» 1883-1884.