Найти в Дзене

Фееричный поход шведов на Москву: как Карл XII потерял веру в себя

Сегодня я расскажу о периоде Северной войны, который был подобен Сталинграду в войне Великой Отечественной и который носит краткое и ёмкое название: "коренной перелом". Это 1708-1709 года. Дочитайте статью до конца, и Вы узнаете главную ошибку шведов во время их Русского похода.

Шведская армия
Шведская армия

В 1707 году Швеция в целом и её король Карл XII находились "на вершине мира". Грозная коалиция, созданная против Карла, казалась окончательно растоптанной.

Дания была выведена из войны почти мгновенно, а после многолетней войны капитулировал и курфюрст Саксонии, а по совместительству король Польши и великий князь Литвы - Август Сильный.

Оставалась только Россия, но она, очевидно, не слишком заботила Карла.

Да, русские выбили шведов из Прибалтики. Да, основали новый город - Петербург. Да, взяли штурмом несколько крепостей. Да, отбили ряд атак шведов (Архангельск, Петербург).

Про оборону Архангельска можно почитать тут:

Про основание Питера здесь:

Но в прямом столкновении с Карлом русская армия потерпела очень чувствительное поражение (Нарва) и в только что закончившийся кампании в Польше русские войска активно участвовали.

Август вообще смог сопротивляться так долго только благодаря сильной помощи из России и войсками и деньгами. Так вот, несмотря на постоянное присутствие русских полков Польская кампания закончилась для шведов триумфом.

Поэтому Карл не слишком торопился с продолжением войны. Его армия в качестве оккупационных сил расположилась в богатой Саксонии и отдыхала там почти год.

Карл XII
Карл XII

Только летом 1707 года шведы выдвинулись против России. Несмотря на некоторую, нехарактерную для Карла, медлительность, силы он собрал весьма значительные.

Силы сторон и подготовка

Непосредственно к походу готовилась армия под командованием самого Карла (35 тыс.). В Лифляндии "на низком старте" находился Лёвенгаупт с 15 тысячами. Около 25 тысяч шведских солдат находилось в Финляндии и Польше. Это те силы, которые могли непосредственно участвовать во вторжении. 75 тыс., с учетом высочайшей выучки шведов - большая сила.

Россия могла ответить главной армией Шереметева - 83 тыс. человек, 25 тыс. были у Федора Апраксина в Петербурге (напомню, что точных планов, где пойдут шведы не было) и 15 тыс. Баура находились в Дерпте. Они могли присоединиться как к Шереметеву, так и к Апраксину.

И к этому добавились, уже привычные, просто титанические усилия по подготовке к войне. На линии шириной в 200 вёрст от Пскова до "Черкасских городов"

"как можно дальше от дорог намечались «крепкие укрытия» для людей, скота и места для сена, а также ямы для хранения зерна"

Все крупные населенные пункты региона были соединены постоянной почтой, возводились засеки и другие полевые укрепления. Позади этой линии была построена рокада (дорога параллельная линии укреплений для оперативной переброски резервов вдоль фронта).

Засеки
Засеки

Ряд городов: Москва, Смоленск, Новгород, Псков, Великие Луки, Брянск - объявлялись "не подлежащими капитуляции". В них спешно ремонтировались укрепления и возводились новые, создавались гигантские запасы провианта и воинской амуниции.

Приготовления Петра перед шведским вторжением, пожалуй, сделали бы честь любому интенданту и военному инженеру в веке 20-м.

И вот началось ...

Увы, несмотря ни на что, начало было не слишком обнадеживающим.

Начало кампании

Карл XII, как всегда - превосходный солдат, средний генерал и никакой государственный деятель, лично, во главе отряда драгун лихой атакой овладел Гродно (7 февраля 1707 года).

Тут, конечно, сказался недавний случай, когда под тем же Гродно, русская армия чуть не попала в окружение. Командование справедливо опасалось повторения той истории и предпочло отойти.

Но... поражение всегда поражение. Шведы взяли важный город и расположились на зимние квартиры.

Продолжение последовало только следующим летом. 16 июня Карл выступил из города. Всего армия вместе с прибывшими подкреплениями насчитывала около 40 тыс. И снова все для шведов шло как нельзя лучше.
Они обошли русских, которые планировали остановить их на реке Березине, а победа при Головчене (14 июня) позволила успешно переправится и через Днепр.

В тот момент, Карл двигался на Москву. Удар по столице-вполне в его духе и, хотя продвижение шведов шло более-менее успешно, но проблемы нарастали.

Армия шведов
Армия шведов

Во-первых - все больше сказывались последствия приготовлений Петра - основные опорные пункты противник взять не мог, а всё остальное разорялось самими русскими.

Во-вторых - находящаяся неподалеку армия Шереметева начинала наносить чувствительные контрудары. Венцом этого стал бой под Раёвкой.

Бой под Раёвкой - на волосок от гибели

В принципе, события начались "из ничего", но благодаря храброму и бестолковому Карлу чуть не стали катастрофой. Вокруг шведов (в точности как столетие спустя вокруг армии Наполеона) постоянно кружилась иррегулярная конница русских-казаки и калмыки.

"Горячий шведский парень" это терпеть не захотел. Король приказал отряду конницы прогнать казаков, но шведы внезапно столкнулись с русскими драгунами, которые прогнали их самих.

Окончательно взбешенный Карл во главе свиты, телохранителей и одного полка кавалерии решил лично показать "кто тут папка". Как, впрочем, он вполне успешно делал, и не раз.

Увы, любая удача когда-нибудь заканчивается. Отряд шведского короля был практически полностью изрублен, а перед Карлом, во весь рост встала угроза плена.

Отряд короля
Отряд короля

Шведы, будучи в прострации от разворачивающихся событий попытались организовать подмогу. Но форс-мажорные обстоятельства, угроза плена или смерти короля и нулевая подготовка сделали эти попытки сумбурными и не слишком удачными.

Отдельные их отряды попадали под русский каток. Этот день стал последним для двух шведских генералов - Туре Хорда и Русеншерны, но кое-как отбить короля и сопроводить в лагерь удалось. Карл, надо отдать ему должное, всё это время отважно дрался - "слабоумие и отвага", это как раз про него.

Регулярная русская кавалерия их не преследовала, но в погоню бросились казаки, которые смогли достать немало отступающих шведов.

Пётр назвал Раёвский бой "счастливой партией". Соотношение потерь составило 3 к 1 - 375 у русских и более тысячи у шведов. Причем многие погибшие были, что называется, нерядовыми. Полегла вся охрана короля, многие из свиты, про двух генералов я уже говорил.

Самое удивительное, в шведской википедии дело под Раёвкой проходит как "победа шведов", хотя о собственных потерях они.... деликатно умолчали. Совсем. Там в графе "потери" пропуск.

Но несмотря на такую "победу" шведская армия остановилась и перед Карлом во весь рост встал любимый вопрос отечественной интеллигенции: "Что делать?"

Карл в раздумьях
Карл в раздумьях

Проблемы со снабжением вставали все более остро, корпус Лёвенгаупта срочно вызванный из Прибалтики хоть и сопровождал огромный обоз (до 8 тысяч повозок) с провиантом, амуницией и оружием, но явно не успевал. Ни о каком штурме Москвы и речи быть не могло.

Идти назад - тоже ничего хорошего.

Во-первых, это возвращаться по разоренным войной областям - то еще удовольствие (Наполеон не даст соврать)

Во-вторых, это выглядело как отступление, на что упрямый Карл никогда бы не согласился (об этом напрямую говорят источники).

Поворот к катастрофе

Тогда шведский король, выбирая из плохого и очень плохого выбрал наихудшее. Он решил идти на Северщину (обширные земли Гомельской, Харьковской, Сумской, Черниговской, Полтавский, Курской, Брянской и Белгородских областей).

Как уже не раз говорил - Карл отличный солдат, очень средний генерал и никакой король. Этим решением он показал себя "во всей красе". Хотя направление, конечно, имело свои преимущества:

а) богатое снабжение провиантом

б) уже зашевелился один небезызвестный персонаж по имени Иван Мазепа, который решил что "под шведом" ему будет лучше

в) этим маневром шведы обходили с юга области России, которые были готовы к вторжению

НО

а) полностью прерывали операционные пути со своими базами

б) оставляли в тылу мощную вражескую армию.

в) обрекали на гибель (как показала практика) как корпус Лёвенгаупта, который ни много не мало - до 1/3 от войск шведов, так и огромнейший обоз. Этот транспорт мог снабдить шведов в первую очередь амуницией и оружием.

г) в случае неудачи не оставлял шведской армии никаких шансов на отход.

Карл XII
Карл XII
Любой, даже не курсант - кадет, скажет, что это плохая идея. Но... шведский король счел этот вариант наилучшим, и его армия двинулась на юг.

Битва при Лесной

Первым результатом решения Карла стал день 9 октября 1708 года, когда русский корволант - мобильный корпус из драгун и посаженных на коней пехотинцев "поймал" таки корпус Лёвенгаупта.

Лёвенгаупт
Лёвенгаупт

Сначала бои шли очень трудно. Русские ошиблись в подсчете сил противника и думали, что шведов не более 8 тыс. а их оказалось 13-15. Это выяснилось только после первых столкновений.

Понимая боевую ценность шведов (сам Пётр старался обеспечить преимущество минимум 1 к 2, а тут такое) царь немедленно отправил гонцов с вызовом корпуса Баура (4 тыс.) и фон Вердена (последний не успел).

Несмотря на отсутствие подкреплений 9 октября русские колонны пошли в атаку. Бой отличался редким ожесточением и перевеса ни у одной из сторон не было. До тех пор, пока около 17 часов не подошли драгуны Баура. Сумев создать локальное преимущество в силах, Пётр увеличил нажим и Лёвенгаупт дрогнул - шведы отступили к деревне и обозу. Наступила ночь.

Понимая, что ничего хорошего его не ждет - к русским могли подойти еще подкрепления, а Карл в это время уже по Слобжанщине шагал, шведский генерал оставил половину обоза, всех раненых и ночью попытался тайно оторваться от противника.

Увы, (увы для шведов) кавалерия Петра выступила прекрасно. Она прижала шведов к реке Сож, переправы на которой уже были заботливо разрушены. Лёвенгапту пришлось бросить остатки обоза и под огнем организовывать переправу. Потери были огромные.

Шведы (снова надо отдать должное их мужеству и выучке) смогли пробиться к армии короля, но от корпуса численностью в 13-15 тыс. осталось только 6 тысяч. Весь обоз был потерян. Пётр писал:

Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому же ещё гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и поистине оная виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была, и людей конечно ободрила, и мать Полтавской баталии как ободрением людей
Битва при лесной
Битва при лесной

И это правда. Будучи, на тот момент, одной из главных побед не только России, но и вообще всех союзников в той войне, битва при Лесной вызвала массу последствий.

Карл рассчитывал получить сильное подкрепление (к армии примерно в 30-35 тыс. добавить 15 - это серьезно) и полностью решить проблемы с вооружением и боеприпасами, а получил ошмётки разбитых полков и ...необходимость самому делиться порохом и свинцом с остатками "Лёвенгауптова воинства".

Да, главная армия шведов всё еще была грозной силой, и до победы было еще очень далеко, но Лесная стала началом конца шведской боевой славы.

О продолжении кампании Карла, теперь уже на Слобожанщине, расскажу в следующий раз. Если Вам нравится мое творчество - ставим пальцы вверх, если хотите что-то уточнить-пишите в комментариях. И обязательно подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующую статью.

Вам может быть интересно: