Найти тему
КиноБуква

Свежий блокбастер «Падение империи» - странные фантазии на тему, как в США началась гражданская война

Новый фильм Алекса Гарленда, автора романа «Пляж», сценариста «Не отпускай меня», «Двадцать восемь дней спустя» и того же «Пляжа» с Леонардо Ди Каприо, и режиссера таких неплохих фильмов, как «Из машины», «Род мужской» и «Аннигиляция». И в этот раз Гарленд снял откровенное… Ну, в общем, вы поняли. Плохое кино. Обо всем и ни о чем. Без начала и конца.

🎬Падение империи (2024)

Civil War

В недалёком будущем в Америке идёт гражданская война. Даже так, ага. Какой-то вымышленный президент сначала объявил о третьем президентском сроке, потом распустил ФБР, против гражданских применяет оружие. Короче, по всем штатам разброд и шатание, в смысле перестрелки и горы трупов. Правда, в некоторых городишках тишь да гладь, жители предпочитают жить как раньше и делают вид, что так оно и надо, ведь в новостях сказали… (такая отсылочка к «правдивости» СМИ).

Кадр из фильма «Падение империи», 2024 год, режиссер Алекс Гарленд
Кадр из фильма «Падение империи», 2024 год, режиссер Алекс Гарленд

Короче, пока одни живут в ванильном мирке, силы запада не сдаются и хотят захватить Вашингтон и убить самого президента в Белом доме.

Все это красочное представление хочет заснять компания журналистов во главе с прожженной и супер-опытной Ли Смит (Кирстен Данст), которой вообще в этой жизни уже ничего не страшно. Она в психологической броне. Смело лезет в самое пекло, фотографирует расстрелы мирного населения и мечтает взять интервью у президента перед его казнью. Такая обычная жизнь военкора, тут не до кощунства. Казалось бы, но нет.

Кадр из фильма «Падение империи», 2024 год, режиссер Алекс Гарленд
Кадр из фильма «Падение империи», 2024 год, режиссер Алекс Гарленд

С Ли, помимо ее коллег (актеры Стивен Маккинли Хендерсон и Вагнер Моура), увязывается молодая девчонка-фотограф Джесси (Кейли Спэни, прочно ассоциирующаяся у меня с ролью Патриции Пресли), также мечтающая урвать свой кусочек славы, ну и набраться опыта, надо же когда-то начинать.

И вот едут они в Вашингтон, и на каждом шагу их подстерегают смертельные опасности. Но наши герои не сдаются, им главное заснять все на камеру и первыми добраться до президента (ибо другие представители прессы также этого хотят), иногда их действия вообще лишены логики, ну да ладно.

Кадр из фильма «Падение империи», 2024 год, режиссер Алекс Гарленд
Кадр из фильма «Падение империи», 2024 год, режиссер Алекс Гарленд

— Откуда ты знаешь?
— Он не знает. Но это вовсе без разницы. Если начнешь задавать себе вопросы, не остановишься. И мы не задаем... А фиксируем, чтобы вопросы были у других.

Кадр из фильма «Падение империи», 2024 год, режиссер Алекс Гарленд
Кадр из фильма «Падение империи», 2024 год, режиссер Алекс Гарленд

И вот что хотел сказал Гарленд? О не стабильной ситуации в США? Мол, не все так гладко в нашем королевстве? Зачем иначе помещать героев в такие условия? Вполне можно было их закинуть в какую-нибудь Сирию или Ирак-Иран. Или режиссер хотел показать, как теряешь вообще все чувства, иначе хорошим журналистом не станешь? Ведь Джесси, которая тряслась от каждого шороха, к финалу делает крупные планы убийств, а потом и вовсе равнодушно перешагивает через труп спасшей её Ли (!) и идет делать посмертное фото президента. Тогда как Ли перед смертью наконец осознает ужас происходящего и ценность жизни, но увы, поздно. Её застрелили, но никто и не заметил.

Кадр из фильма «Падение империи», 2024 год, режиссер Алекс Гарленд
Кадр из фильма «Падение империи», 2024 год, режиссер Алекс Гарленд

Весь фильм они едут, бегут, щёлкают камерой – тут расстрел, тут горы трупов гражданского населения в грузовике, тут ногу кому-то оторвало, тут вообще ужас ужасный не для слабонервных. В финале добегают и… и что? Абсолютно никакой фильм с ощущением недосказанности и недоделанности. По большей части, простите, это даже скучно и бессмысленно.

Кадр из фильма «Падение империи», 2024 год, режиссер Алекс Гарленд
Кадр из фильма «Падение империи», 2024 год, режиссер Алекс Гарленд

Дело ваше, смотреть или нет, но я не рекомендую. Какой-то недобоевик, недодрама. Роуд-муви, плюс сплошные перестрелки и фиксация этих перестрелок. Да, спецэффекты отличные. Но почему так напыщенно?

Из хорошего здесь только, пожалуй, Кирстен Данст, да еще несколько пейзажей – как желание показать красоту мира и удивительный факт бытия, жизни человека в этом мире. На фоне войны и сражений прекрасная природа не меркнет, а становится даже ярче и трепетнее. Листья все так же зеленеют, цветы распускаются, а птицы поют – и неважно, что в стране идет гражданская война. А жизнь человека не является ценностью.

Если идея Гарленда в этом – то да, быть может. И тем не менее, советовать этот фильм я не смею, разве что совершенным фанатам, не пропускающим ни один фильм жанра.

А вы видели «Падение империи»? Что хотел сказать нам режиссёр?