Найти в Дзене
Газета Четверг

Блок-пост

Машинам экстренных служб могут разрешить таранить другие автомобили

Завидев издающие громкий вой мчащиеся по магистрали машины с проблесковыми маячками, водители, судя по всему, начинают делиться на две категории: те, кто пропускает торопящиеся на выезд спецборта, и тех, кто полагает – привилегий на дороге не должно быть ни у кого. Однако они забывают – кареты экстренных служб не простой транспорт, следующий по своим личным нуждам.

Чтобы радикально устранять препятствия на проездах, для едущих на вызов экстренных служб один из сенаторов, судя по информации СМИ, предложил дать возможность таранить машины, которые мешают движению. Как сообщают порталы некоторых изданий, такой вариант действий, подразумевающий не наказывать сотрудников скорой помощи, которые прибегают к тарану автомобилей-помех при исполнении своих обязанностей в случае крайней необходимости, отправили на рассмотрение министру здравоохранения Михаилу Мурашко.

Силовая инициатива

Заметим, на проблемы едущих на вызовы экстренных служб представители власти обращают внимание не впервые. Так, семь лет назад после вопиющего случая в Петропавловске-Камчатском, когда из-за автовладелицы, перегородившей проезд специалистам, умер находившийся в карете скорой помощи пациент, даже предлагали ввести уголовное наказание за непропуск машин с красным крестом. Теперь, видимо, поводом к рассмотрению таранных мер стала история в Санкт-Петербурге, когда ещё одна женщина около 10 минут не давала выехать из двора автомобилю скорой помощи, в котором находился больной ребёнок.

Да и в Омске, судя по всему, не все автовладельцы беспокоятся о проезде для машин с красным крестом.

– В городе Омске в 2023 году отмечено два случая, когда водители других автомобилей блокировали проезд автомобилям скорой медицинской помощи, – рассказал в официальном ответе «Четвергу» первый заместитель министра здравоохранения Омской области Андрей Сухарев. – Чаще всего это происходило при движении по внутриквартальным проездам, где проезд затруднён другими транспортными средствами из-за отсутствия отдельных стоянок. В 2024 году зафиксировано пять таких случаев.

– Если приходится оставлять машину на ночь во дворе, стараюсь парковаться так, чтобы все выезды были свободны, – делится водитель-омич Григорий. – Конечно, если речь о том, что человек при смерти и его нужно срочно везти в реанимацию, а кто-то перегородил проезд, наверное, можно говорить об экстренности ситуации, которая допускает вариант сдвигания машины. Так ведь только это нужно делать очень аккуратно – пострадать могут и люди, и транспорт.

Отчасти поэтому к предложению таранить блокирующие выезд/проезд машины специалисты относятся отрицательно.

– Действия водителя АСМП таранить другие транспортные средства, создающие помехи для движения, могут рассматриваться уголовным законодательством как умышленное причинение материального ущерба, а в случае происшествия с пострадавшими людьми – как умышленное причинение вреда здоровью, – поясняет Андрей Сухарев. – Умышленные действия водителя, повлёкшие столкновение автомобилей, не рассматриваются как дорожно-транспортное происшествие. При столкновении двух и более транспортных средств, как правило, механические повреждения получают все участвующие автомобили, и нередко при этом получают травмы люди. В этом случае возмещение материального ущерба возлагается на виновника происшествия.

Действительно, не исключено, мало кто из водителей отважится двигать своей машиной блокирующий выезд автомобиль: всё-таки это чья-то собственность. Кроме того, в такой вроде бы направленной на благо таранной инициативе есть немало пробелов, одна из которых связана с безопасностью сотрудников скорой помощи и их пациентов.

– В 2023 году произошло 106 автомобильных аварий, при этом 54 ДТП с участием водителей АСМП, – говорит специалист. – При применении водителями АСМП специальных сигналов допущено семь ДТП, в которых четыре человека (сами водители, медицинские работники бригады скорой медицинской помощи и больные) получили телесные повреждения различной степени тяжести. В текущем 2024 году с участием водителей бюджетного учреждения Омской области «Автобаза здравоохранения» произошло 49 ДТП, из них 50 процентов – с участием водителей АСМП. В девяти случаях ДТП произошли при применении водителями АСМП специальных сигналов. В двух автомобильных авариях пострадали четыре человека.

Придать ускорения

Потому сейчас машинам экстренных служб приходится прибегать к менее разрушительным мерам воздействия на автохамов.

– Для получения преимущества в движении перед другими участниками дорожного движения водитель АСМП при наличии нанесённой на наружной поверхности АСМП специальной цветографической схемы вправе применить специальный маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал, – добавляют в региональном минздраве. – В этом случае действия водителя АСМП регламентируются пунктом 3.1 главы 3 Правил дорожного движения Российской Федерации, но отступать от требований ПДД водитель может только при условии обеспечения безопасности движения других участников дорожного движения. Использование проблесковых маячков и звуковых сигналов является достаточным методом воздействия, других способов демонстрации нет.

При этом воспользоваться приоритетом водители скорых могут, только убедившись, что им уступают дорогу, а требуется ли им дополнительное ускорение с сиреной, видимо, решает врач. Это, судя по всему, состояния или обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни пациента: нарушения сознания, дыхания, системы кровообращения, травмы, отравления, ранения и другое.

Кстати, блокирующим выезды автовладельцам грозит наказание.

– Административная ответственность за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлёкшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а также за остановку или стоянку транспортных средств в тоннеле, предусмотрена частью 4 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – это административный штраф в размере двух тысяч рублей, – уточнил в ответе изданию заместитель главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Омской области Евгений Щербинин. – Отдельная статья кодекса, предусматривающая ответственность за нарушение правил остановки (стоянки) с созданием помех для движения транспортных средств оперативных служб, отсутствует.

Однако за создание помехи экстренным службам можно, судя по всему, даже лишиться прав.

– Частью 2 статьи 12.17 кодекса установлена административная ответственность за непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесённые на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включёнными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом: наложение административного штрафа в размере пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трёх месяцев, – добавил Евгений Щербинин. – В 2023–2024 годах за данное нарушение возбуждено 24 дела об административном правонарушении, при этом отдельная статистика по автомобилям скорой помощи отсутствует.

Выходит, такие инициативы, как потенциальный зелёный свет тарану от скорой помощи, рискуют обернуться немалыми сложностями. Потому, чтобы избежать проблем для старающихся совершить благое дело спасателей или врачей, наверное, завидев мчащуюся карету оперативной службы, водителям попросту стоит подумать: а куда специалисты торопятся? К пенсионеру, у которого защемило сердце, или к запертым в горящей квартире и зовущим на помощь детям? И что, если в следующий раз адресатом вызова окажетесь вы сами или ваши родственники, а кто-то на дороге решит проявить строптивость и будут упущены драгоценные секунды?

Анна ТРЕТЬЯКОВА.

Фото Андрея БАХТЕЕВА.