Пожалуй, самые обсуждаемые современные российские фильмы – это фильмы о войне. И сколько бы ни говорили о том, что «вот раньше снимали по-настоящему, а вот сейчас халтура» - снимать не перестают. На это у меня есть две версии:
1. Тема очень триггерная. Как красная тряпка, простите за сравнение.
Хочешь, чтобы народ шёл в кино – снимай про войну. Отрицательный результат - тоже результат. Особенно важно приурочить выход фильма к дню Победы, дню начала Великой Отечественной, или к дню защитника Отечества.
Не менее важно, что многие фильмы сейчас – о женщине на войне. Это цепляет еще со времен «А зори здесь тихие»: «Разведчицы», «Батальон», «Гетеры майора Соколова», «Битва за Севастополь», «Не покидай меня», «Рябиновый вальс», «На безымянной высоте», «Неопалимая купина» - одним словом, имя им – легион и останавливаться явно никто не собирается.
И пока мы тут критикуем отглаженную форму, накачанные губы и лицо не из той эпохи, якобы недостоверность описанного у Васильева в «Неопалимой купине» и у Алексиевич в «У войны не женское лицо», военное кино вылетает, как горячие пирожки. Что-то получается откровенно плохо, что-то – хорошо, на разрыв.
2. Тема очень важна.
Вот просто представим, что режиссер действительно остро, тонко и глубоко переживет трагедию. Снимает фильм в память о деде, или чтобы помнили и знали те, кто вообще мало что знает об этом страшном периоде, и «В бой идут одни старики» или «Обыкновенный фашизм» вряд ли смотреть будет. Смысл – донести информацию. В конце концов в этом и состоит суть любого искусства. Привлечь внимание.
И мне хочется верить, что большинством режиссеров все-таки движет именно этот мотив, и их глобальная цель – никто не забыт, ничто не забыто. Я за то, чтобы кино о войне снимали. И чем страшнее, жестче, тем лучше. Мне тут недавно написали опять же два комментария:
- в любом(!) фильме должен быть положительный финал. Но в войне нет ничего положительного, к чему пыльца фей, и для кого?
- фильмы о войне нужно запретить снимать, там все переврано. Да вся наша жизнь вранье. Одним бабушка рассказывала так, а другим дедушка эдак. Смысл то не том, под каким углом пилотка надета и как пуговицы на шинели застегнуты, а в том, что война – катастрофа мирового масштаба. И если вам лишний раз об этом напомнят – едва ли это повредит.
«Я не участвую в войне, война участвует во мне».
Юрий Левитанский
🎬Воздух (2023)
«Воздух» по сюжету напоминает «В небе «Ночные ведьмы» (1981) и «Ночные ласточки» (2013), в основе которых реальная история 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознамённого и ордена Суворова полка, наиболее известного, как женский авиационный полк «ночные ведьмы», входящий в состав ВВС СССР во время Великой Отечественной войны.
Женский авиационный полк (все должности от механиков и техников до штурманов и пилотов занимали женщины) был сформирован Мариной Расковой в октябре 1941 года как 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк, командиром полка стала капитан Евдокия Бершанская. Когда в мае 1942 года полк прибыл на фронт, в нем числилось 115 девушек, большинству из которых было всего от 17 до 22 лет!
Два других авиаполка, где служили женщины, были уже смешанными. В «Воздухе» именно такой.
Итак, в смешанный авиационный полк прибывает подразделение лётчиц, разумеется, совсем молоденькие девчонки, неопытные и необстрелянные воробушки, которым предстоят боевые вылеты и сопротивление мужской части полка, не очень-то дружелюбно настроенной к малолетним пигалицам, чье место на кухне.
Девушки все разные, из неравнозначных семей (одна дочка репрессированного и расстрелянного, вторая, например, из очень обеспеченной и благополучной семьи). Кто-то жаждет настоящей любви, что не успела случиться, пока был мир и думает, как это – первый поцелуй, а кто-то пытается забыть, как в воспитатель в детстве насиловал.
«Для нас было важным не только создать глубокий, эмоциональный и интересный фильм, но и максимально передать ощущение документальности происходящих на экране событий, чувства пилотов в кабинах самолётов, аэродромный быт и искренность чувств. Большую часть фильма мы посвятили сценам боев, и я горжусь тем, что нам удалось снять их с максимально возможной подлинностью».
Алексей Герман-младший
И действительно, самые сильные и пронзительные сцены – это довольно длинные воздушные бои в свинцовых облаках и ощущения присутствия в кадре. Ты словно там, в небе, молишься вместе с Женей, Машей, Марикой, Катей, Ритой. Нет, я не искала неточности с карандашом, я не военный лётчик. Но трагедия этих хрупких девочек, идущих на смерть – как это может не вызывать ком в горле?
Да, вопросы к некоторым моментам есть. Так и непонятно, например, осталось, почему нужно было учить смелости, если можно так сказать, главную героиню, путем убийства лошади. Лошади абсолютно здоровой и такой важной в условиях войны. Да, наверное, нужно было убить живое существо, чтобы потом в небе стрелять по мессерам, в которых сидят такие же живые существа. Но… лошадь???
К вопросу о «счастливых финалах» - Женя (Анастасия Талызина), главная героиня – погибает. И это так закономерно, учитывая обстоятельства и трагедию её жизни, что даже не кажется чем-то неправильным. Женя отреклась от расстрелянных родителей (отец – гениальный летчик), пошла на фронт, чтобы искупить вину (сын за отца не отвечает), убила того, кто пытался её изнасиловать (раз не смогла сделать это с тем, кто насиловал её всё детство), отчаянно влюбилась в человека много старше себя (так можно любить только в условиях войны, наверное, когда каждая минута – последняя), стала лучшей в полку и потеряла всё. Женя – символ, лицо поколения войны, чья жизнь могла бы быть, но не случилась.
Что по актерскому составу? Талызину ранее видела только в триллере «Кентавр», здесь довольно органична, мне понравилась. Люблю Елену Лядову, Антон Шагин – тоже хорош. Из новеньких для меня лиц – интересная Кристина Лапшина в роли Маши. Аглая Тарасова – такое себе, что-то все последние фильмы с одинаковым лицом везде. Ну и куда же без Сергея Безрукова. Он то и стал первой и последней любовью Жени.
Смотреть или нет? Скорее да, чем нет. Фильм довольно длинный по хронометражу как раз из-за сцен боев в воздухе, но без этого не было бы и того послевкусия, наверное. Как не было бы его и без сцены упавшей на землю Жени, ранее видевшей войну только в небе.
«Посвящается всем женщинам, которые самоотверженно воевали на фронтах и в партизанских отрядах, спасали жизни в госпиталях, работали в тылу. К великому сожалению, многие из них так и не дожили до Победы».
Из послесловия к фильму «Воздух»