Сразу же стоит оговориться что наличие центральной идеи не является обязательным формальным признаком диссертации, требуемыми какими-либо руководящими документами. Вместе с тем, как обратил внимание автор, во многих гуманитарных диссертациях, центральную идею диссертации зачастую формулируют отдельно и особо на ней акцентируют внимание. Рассмотрим, что же из себя представляет центральная идея диссертации более подробно.
Как правило, достижение основного положительного эффекта, указанного в цели диссертации, ведется соискателем на основе его новой оригинальной идеи. Эта идея может быть в диссертации выражена в различной форме:
а) центральная идея;
б) концепция;
в) основной принцип;
г) гипотеза исследования.
При этом суть всех этих понятий остается одинаковой – это новое направление разрешения сформулированных противоречий (проблемной ситуации) и достижения цели исследования, предлагаемое соискателем и составляющие концептуальный подход к разрабатываемым в дальнейшем результатам диссертации.
Центральная идея диссертации – направление и главный механизм разрешения противоречия (проблемной ситуации), сформулированные лаконично в виде утверждения или гипотезы [1].
Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) – определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, руководящая идея их описания и взглядов на них. В технической сфере часто под концепцией понимается ведущий конструктивный принцип или замысел некоторой системы, а также основные пути решения некоторой задачи [2].
Принцип (от лат. principium – основа, начало) – основополагающие руководящие положения, основное правило или фундаментальный подход в какой-либо деятельности, либо основная особенность [2].
Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений; предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. В ходе исследования гипотеза может быть либо подтверждена, либо опровергнута [2].
Наличие идеи (независимо от ее формы), сквозным образом пронизывающей всю работу, является хорошим вариантом демонстрации и доказательства внутреннего единства диссертации. Идея должна быть выражена таким образом, чтобы специалист, познакомившись с ней, смог бы увидеть ее оригинальность, новизну, способность разрешения сформулированных противоречий (проблемной ситуации) и достижения цели исследования [1].
Формулирование идеи диссертации научным руководителем в начале исследования – это вариант, существенно экономящий силы соискателя [1].
Пример 1 формулирования идеи диссертации по техническим наукам:
Проблемная ситуация обусловлена невозможностью достижения цели исследования, состоящей в повышении скорости передачи данных в сети воздушной радиосвязи управления летательными аппаратами на основе существующего научно-методического аппарата теории радиосвязи, теории управления и теории телетрафика, ввиду отсутствия в составе аппарата этих теорий советующей методики, одновременно и взаимоувязано учитывающей при вышеуказанной адаптации такие факторы как специфику процесса управления летательными аппаратами аварийно-спасательной авиации, особенности информационного обмена с ними, структуру и варьирования интенсивности трафика на различных этапах полета.
Цель исследования – повышение скорости передачи данных в сети воздушной радиосвязи управления летательными аппаратами.
Центральная идея диссертации – повышение скорости передачи данных в сети воздушной радиосвязи управления летательными аппаратами, может быть достигнуто путем адаптивного распределения частотно-временного ресурса сети с учетом таких новых факторов как: специфика процесса управления летательными аппаратами аварийно-спасательной авиации; особенности информационного обмена с ними; структура и варьирование интенсивности трафика в каналах управления на различных этапах полета.
В рекомендации Президиума ВАК [3] и в методических рекомендациях [4], посвященных критериям доказательности диссертационных исследований, основную идею диссертации рекомендовано представлять в форме гипотезы.
Гипотеза в диссертации, это предположение, содержащее предполагаемый путь достижения цели или решения научной задачи, истинность которого подлежит проверке в процессе диссертационного исследования. Гипотеза определяет предположительное направление поиска решения. Соответственно, достижение цели диссертации автоматически служит подтверждением правильности гипотезы о выбранном новом направлении исследования. Гипотеза в диссертации должна быть научной, содержать новые, неочевидные, оригинальные авторские предположения, требующие проверки и доказательства в ходе исследования. При этом основные требования к гипотезе состоят в том, что она должна быть обоснованной и проверяемой. Гипотезу рекомендуется вводить в диссертационных исследованиях, имеющих прикладные результаты, выводы и достижимость цели в которых проверяются эмпирическим путем. В этом случае гипотеза является проверяемым «выходом» исследовательской работы. При подведении итогов исследования необходимо отметить, получено или не получено подтверждение выдвинутой гипотезы [3-6].
Пример 2 формулирования идеи диссертации по техническим наукам, в форме гипотезы, концепции или основного принципа:
Гипотеза (концепция, основной принцип) диссертации – достижение цели исследования, состоящей в повышении скорости передачи данных в сети воздушной радиосвязи управления летательными аппаратами, может быть обеспечено путем адаптивного распределения частотно-временного ресурса сети с учетом таких новых факторов как: специфика процесса управления летательными аппаратами аварийно-спасательной авиации; особенности информационного обмена с ними; структура и варьирование интенсивности трафика в каналах управления на различных этапах полета.
По поводу использования гипотез в диссертационном исследовании очень хорошо высказался Ю.И. Рыжиков в своей работе [6] и автор считает нужным его процитировать.
«Гипотеза есть предположение о свойствах объекта, либо причинах изучаемого явления. Гипотезы дают стимул научному изысканию и определяют применяемую методику.
Требования к гипотезе:
- состоятельность (объясняет все, что надо, или, по крайней мере, дает на это надежду);
- проверяемость (должен быть ясен и способ проверки);
- максимальная общность;
- способность порождения новых следствий;
- предсказательная сила;
- преемственность по отношению к существующему знанию;
- логическая простота.
Гипотеза включает в себя понятия, суждения и умозаключения.
Место гипотезы в науке определяется естественной цепочкой познания:
- установление фактов;
- первичное обобщение;
- обнаружение отклонений от правила;
- изобретение объясняющей гипотезы;
- логический вывод следствий из нее;
- проверка этих следствий.
Некоторые ученые, например К. Поппер, определяют сущность научного познания в широком смысле слова как гипотетико-дедуктивную. Гипотеза выдвигается на путях решения проблемы, опирается на факты или разумные соображения и несет в себе заявку на новое знание.
Рабочая гипотеза – временное допущение для организации имеющегося фактического материала. Когда появляется возможность выдвинуть «проект решения проблемы», гипотеза приобретает ранг научной.
Доказательство истинности гипотез строится либо в форме подчинения результатов известным законам данной науки и специальности (кандидатская диссертация), либо в форме доказательства самостоятельной гипотезы, нового закона, принципа, направления науки (докторская). Новое направление в науке требует смелых предположений, широких обзоров; объяснения фактов, которые до этого оставались необъясненными или объяснялись искусственно и чрезмерно сложно. Если гипотеза действительно снимает замеченные противоречия и позволяет предсказывать нетривиальные новые факты, она получает ранг закона. Разумеется, должны быть установлены границы ее истинности (применимости). Эти границы со временем могут пересматриваться.
Как правило, новая гипотеза не противоречит общепринятым фактам и теориям, но включает их в себя как частный случай (классический пример – релятивистская механика).
Требование простоты предъявляется к гипотезам и теориям для того, чтобы справиться с увеличивающейся сложностью понимания реального мира: «по мере развития науки основы упрощаются» (Л.Д. Фаддеев). Контрпримером может служить система эпициклов в птолемеевской концепции мироздания. Часто цитируют И. Ньютона: «Я гипотез не строю». На самом деле Ньютон не боялся выдвигать и строить гипотезы: он просто остерегался преждевременно считать их достоверными.
Некоторые сложные явления требуют для своего объяснения нескольких гипотез (принцип дополнительности в квантовой физике).»
Данная статья является выдержкой из книги автора «Макаренко С.И. Оформление и защита кандидатской диссертации по техническим наукам. Часть 1». Скачать электронную версию этой книги можно на сайте издательства «Наукоемкие технологии» или в РИНЦ. Заказ бумажной версии книги доступен в интернет-магазине вышеуказанного издательства.
Литература:
1. Бугаков И. А., Царьков А. Н. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук: система формальных признаков // Известия Института инженерной физики. 2016. № 3 (41). С. 84-95.
2. Макаренко С. И. Справочник научных терминов и обозначений. – СПб.: Наукоемкие технологии, 2019. – 254 с.
3. Рекомендация Президиума ВАК от 21.04.2023 г. № 12/2-разн «О критериях доказательности диссертационных исследований в области наук об образовании». – М.: ВАК, 2023. – URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=1&name=92535505002&f=18875 (дата обращения: 20.02.2024).
4. Иванова С.В., Подуфалов Н. Д., Сериков В. В., Басюк В. С., Геворкян Е. Н., Болотов В. А. Применение критериев доказательности диссертационных исследований в области наук об образовании. Методические рекомендации / Под науч. ред. В.М. Филиппова. – М.: РАО. 2023. – 22 с. – URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=1&name=92648971002&f=20893 (дата обращения: 10.02.2024).
5. Стратегия и практика достижения высшей квалификации субъектом инновационного труда: монография / Под обш. ред. С.И. Пахомова, В.Л. Кубышко. – 3-е изд. дополн. и перераб. – М.: Буки Веди, 2018. – 550 с.
6. Рыжиков Ю. И. Работа над диссертацией по техническим наукам. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007. – 512 с.
Об авторе: Макаренко Сергей Иванович, доктор технических наук, доцент, эксперт ВАК. Подробности здесь.