Найти в Дзене
Трудовой консалтинг

Инопланетяне на Северной железной дороге: как не попасть на деньги в попытках улучшить качество услуг РЖД

Виктор Капустин работает в Эксплуатационном локомотивном депо Москва-Сортировочная Рязанская (ТЧ-6) машинистом электровоза в пассажирском движении. В августе 2023 года он, пройдя курсы и успешно сдав экзамен, повысил квалификацию до машиниста 2-го класса, и стремится в дальнейшем получить 1-й класс. Претензий к нему со стороны работодателя никогда не возникало, более того, за добросовестное выполнение трудовых обязанностей Виктор часто поощрялся премиальными выплатами. Но премии не вечны, и после совершенно нелепой ситуации даже ответственный работник с безупречной репутацией может ее лишиться. За что работодатель может лишить премии? - Собственно, за что угодно. Выплата премии является правом, а не обязанностью работодателя. В силу того, что Трудовой Кодекс РФ не определяет минимальные и максимальные размеры премий, порядок их начисления (в твердой денежной сумме или в процентах); не предусматривает критериев соразмерности между совершенным работником проступком и снижением/лишением п
По правилам РЖД пассажирский поезд имеет приоритет перед грузовым и он не должен был оказаться на боковом пути
По правилам РЖД пассажирский поезд имеет приоритет перед грузовым и он не должен был оказаться на боковом пути

Машиниста электровоза лишили премии за якобы некорректное поведение, точнее, за негативный комментарий относительно работы сотрудников службы управления движением поездов.

Виктор Капустин работает в Эксплуатационном локомотивном депо Москва-Сортировочная Рязанская (ТЧ-6) машинистом электровоза в пассажирском движении. В августе 2023 года он, пройдя курсы и успешно сдав экзамен, повысил квалификацию до машиниста 2-го класса, и стремится в дальнейшем получить 1-й класс.

Претензий к нему со стороны работодателя никогда не возникало, более того, за добросовестное выполнение трудовых обязанностей Виктор часто поощрялся премиальными выплатами.

Но премии не вечны, и после совершенно нелепой ситуации даже ответственный работник с безупречной репутацией может ее лишиться.

За что работодатель может лишить премии? - Собственно, за что угодно.

Выплата премии является правом, а не обязанностью работодателя. В силу того, что Трудовой Кодекс РФ не определяет минимальные и максимальные размеры премий, порядок их начисления (в твердой денежной сумме или в процентах); не предусматривает критериев соразмерности между совершенным работником проступком и снижением/лишением премии, руководитель самостоятельно определяет, за что премировать работника, а что может послужить основанием для лишения стимулирующих выплат.

Такая свобода даёт работодателям возможность дойти до крайности и рассмотреть в качестве оснований, например: однократное опоздание на 5 минут, употребление большого количества воды из кулера, замечание сотрудника по поводу организации работы в компании.

Вернемся к кейсу машиниста.

17 октября 2022 года Виктор, как обычно, выполнял свои трудовые обязанности, следуя по участку Северной железной дороги, но служба управления движением поездов (ДС), как ещё их называют «движенцы», пропустила грузовой поезд впереди пассажирского (что запрещено регламентом) и,к тому же, остановила его на главном пути, что привело к необходимости обгона грузового поезда по боковому пути, где установленная скорость движения не более 40 км/ч.

Дело в том, что подобная ситуация приводит к увеличению времени следования поезда и опозданию на промежуточные и конечные станции. И таких пропусков по боковому пути за время следования пассажирского поезда бывает не один не два и даже не три. А вам понравилось бы, если ваш пассажирский поезд, в котором вы едете, опоздал бы на конечную станцию на 40 минут?

При этом следует учитывать, что пассажирские поезда имеют преимущество перед грузовыми, так как ОАО «РЖД» старается минимизировать недовольство пассажиров, повысить качество предоставляемых транспортных услуг, в том числе путем соблюдения установленного расписания движения. Тем не менее нарушение преимущественного пропуска пассажирских составов не единожды происходит на Северной железной дороге.

Понимая всю ответственность машиниста перед пассажирами, Виктор уже не смог стерпеть неоднократно повторяющегося вмешательства в движение его поезда и сообщил в книгу замечаний машиниста: «Ваша инопланетная Северная дорога с инопланетными сотрудниками службы ДС уже надоели».

Почему же инопланетяне? Неужели на Северной дороге есть что-то внеземного происхождения?

Поговорив с Виктором, мы узнали, что инопланетян, конечно, не было. Виктор в такой формулировке пытался "достучаться до них", ведь система РЖД предполагает, как уже отмечалось, приоритет проезда пассажирского поезда перед грузовым. Сотрудники ДС прекрасно знают инструкции, приказ Минтранса, но продолжают делать все наоборот как люди с другой планеты, не понимающие земной язык.

Каковы же последствия?

Вместо того, чтобы предпринять меры по соблюдению «движенцами» установленных правил, Виктора лишили премии за нарушение пунктов Кодекса деловой этики. Высказывание было квалифицировано как некорректное поведение с коллегами по работе, отклонение от норм делового и межличностного общения, нарушение принципов поведения работников ОАО «РЖД», закрепленных в Кодексе этики ОАО «РЖД».

Негодование Виктора можно понять. Работа машиниста далеко не простая: зачастую приходится работать ночью (примерно 60% пассажирских поездов ходят в ночное время суток); выполнение трудовых обязанностей требует постоянной сосредоточенности и внимательности, так как машинист и его помощники (локомотивная бригада) несут ответственность за сотни пассажиров. Также проблем добавляет старый тяговый подвижной состав, который в силу изношенности приводит к частым поломкам электровоза во время пути, и локомотивная бригада должна быть готова к такой внештатной ситуации и быстро решить проблему, чтобы довезти пассажиров до пункта назначения.

Вообще, ситуация, произошедшая с Виктором, напоминает известный анекдот о "культурных" электриках:
Дети в детском саду стали ругаться матом. Проводится разбирательство, в чем причина. Выяснилось: накануне двое электриков чинили в детском саду проводку. Вызывают их и начинают песочить, мол, как вам не стыдно, рядом же дети, а вы ругаетесь! Один из них оправдывается:
— А кто ругался? Мы не ругались. Дело было так. Работаем мы в коридоре, Серега на стремянке проводку паяет, а я стремянку держу. И тут мне за шиворот стало капать расплавленное олово. А я Сереге так вежливо и говорю: «Серегей! Неужели ты не видишь, что твоему товарищу капает за шиворот расплавленное олово?». А Серега мне отвечает: «Извини меня, пожалуйста!»

Вернемся непосредственно к кейсу Виктора.

В связи с несправедливым решением о лишении премии, несмотря на долгую и тяжелую работу, а также нарушением ДС установленных правил, Виктор решил обратиться в суд для защиты своих прав.

Расскажем юридические подробности дела.

Виктор подал исковое заявление в Ковровский городской суд Владимирской области, считая своё депремирование незаконным, опираясь на следующие факты:

- запись в книге замечаний не является межличностным (или иным) общением с работниками ДС, каких-либо личных обсуждений данного вопроса также не было;

- запись не затрагивает конкретных лиц, а указывает на неоднократность нарушения должностными лицами правил пропуска поездов.

Ковровский городской суд Владимирской области в решении по делу № 2-278/2024 признал, что высказывание хоть и не содержало оскорблений, но всё же не соответствовало нормам делового общения. Суд отказал истцу в удовлетворении требований, отмечая, что:

1. премия, которой был лишен истец, не является гарантированной выплатой. Согласно ст. 191 ТК РФ премия представляет собой выплату стимулирующего характера, которая применяется по усмотрению работодателя. Невыплата этой премии не нарушает права истца на гарантированное вознаграждение за труд в соответствии с ТК РФ.

2. факт некорректного поведения истца и нарушения им стиля делового общения с коллегами по работе подтвержден. Соглашаясь с экспертизой, проведённой в рамках данного дела, суд установил, что использование фразы «инопланетные сотрудники» нарушает принцип стандартности и однозначности формулировок.

Бороться — так бороться до конца!

Так и сделал Виктор, подав апелляционную жалобу, так как вывод суда о нарушении норм делового общения не подтвержден материалами дела и не основан на нормах Кодекса этика ОАО «РЖД»

Суд апелляционной инстанции принял решение провести лингвистическую экспертизу, чтобы выявить, является ли высказывание оскорбляющим и какой характер оно несёт.

Мы не могли пройти мимо этой истории и считаем, что лишение премии было несправедливой мерой. Устного разъяснения о недопустимости использования впредь таких формулировок было бы вполне достаточно поскольку:

  • сообщение было отправлено через автоматизированную систему сбора замечаний, что не является общением с коллегами в прямом смысле.
  • суды ссылаются на принцип стандартных и однозначных формулировок. Однако Кодекс деловой этики не запрещает неделовое общение, он не предусматривает запрет на высказывание недовольства сотрудниками. Кодекс этики не запрещает обоснованную критику, которая может быть выражена в обезличенной форме.
  • машинист всего лишь выражал недовольство и старался обратить внимание на неоднократные нарушения в работе службы Северной железной дороги по организации движения поездов, надеясь на исправление ситуации. К тому же содержание текста не содержит оскорблений или неуважительных высказываний в адрес конкретных лиц.

Интересно узнать, какую позицию займет апелляционная инстанция.

Как считаете, законно ли лишили Виктора Капустина премии и будет ли у других машинистов стимул стараться улучшить работу служб РЖД?

Как поступит РЖД: улучшит работу службы движения или будет наказывать машинистов за обнаружение недостатков?
Как поступит РЖД: улучшит работу службы движения или будет наказывать машинистов за обнаружение недостатков?

Материал подготовлен Сафией Сафаровой, Владиславом Шарковым, Алиной Шакаловой