16,9K подписчиков

Как спасти латвийский транзит? В Рижском порту молятся на СПГ

Рижский свободный порт © CC BY-SA 2.0 / Егор Журавлёв
Рижский свободный порт © CC BY-SA 2.0 / Егор Журавлёв

Грузоперевозки сжиженного природного газа (СПГ) могли бы оказать существенную поддержку транзитной сфере в Латвии, заявил председатель правления Рижского свободного порта Сандис Штейнс.

Спасение в СПГ

"Ситуация ощутимо улучшилась бы, если бы мы могли транспортировать грузы СПГ. У нас был бы больший госконтроль над потоками этих грузов, и это был бы большой объем перевалки в Латвии. Кроме того, факт, что у нас есть газохранилище, был бы географически привлекателен и дал бы большие возможности", - объяснил Штейнс.

При этом он отметил, что можно рассмотреть и другие виды газа - например газ, полученный из отходов.

Штейнс подтвердил, что Латвия сейчас потеряла возможности на рынке СПГ.

"На данный момент можно сказать, что Клайпеда - молодец, она быстро продвинулась вперед со своими решениями по СПГ. Эстонцы также быстро продвинулись в этом направлении. Нам придется искать, какие у нас могут быть преимущества, а возможности СПГ потеряны", - констатировал руководитель порта.

По его словам, пытаясь диверсифицировать номенклатуру грузоперевозок, Рижский порт начал изучать возможности обслуживания прибывающих судов с грузами водорода. Штейнс отметил, что пока никакой ясности в этом вопросе нет, потому что исследования еще продолжаются.

Как Латвия осталась без СПГ-терминала

В 2022 году ООО Kundziņsalas dienvidu projekts выступило с инициативой строительства терминала СПГ в Рижском порту. Бенефициар компании Лаша Шанидзе сообщил, что общая стоимость проекта составит 120 миллионов евро, и это будет полностью коммерческий проект. При этом для работы терминала нужны покупатели газа, потому что нет необходимости наполнять инфраструктуру газом, если он не куплен. Поэтому застройщики просили не гарантий в их классическом понимании, а соглашений с получателями газа.

Латвия передумала строить свой СПГ-терминал >>

Первоначально правительство поручило министерству экономики провести оценку проектов терминала СПГ, заявки которых подали как Skulte LNG Terminal в Саулкрасты, так и Kundziņsalas dienvidu projekts в Риге, но позже согласилось предоставить статус объекта национального интереса терминалу в Саулкрасты. Сейм принял даже соответствующий закон.

Но в 2023 году правительство сочло неприемлемыми условия сотрудничества, которые предложили разработчик терминала СПГ Skulte LNG Terminal и стратегический инвестор, и отклонило их. После чего Сейм отменил закон о терминале СПГ в Скулте.

Уголь, марганцевая руда, нефтепродукты - по нулям: чем занят Рижский порт >>

Все про транзитные страдания Латвии - в этой подборке