«Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность».
Римлянам 4:1-5
В 4-й главе послания к Римлянам Павел продолжает мысль об оправдании верой, о чем начал говорить в конце 3-й главы. Для иллюстрации предлагаемой концепции апостол приводит героев Ветхого Завета и начинает с Авраама.
Павел показывает, что Авраам получил оправдание благодаря своей вере, а не за счет дел. Праведность Авраама основывалась на вере в то, что сказал Бог. Когда человек делает то, что должен, то получает награду. Но тот, кто не смог это сделать, может рассчитывать лишь на милость.
Здесь Павел показывает, что нам вменяется праведность Христа. Господь оправдывает нечестивых по их вере, после чего они перестают быть таковыми. Этой концепции придерживался потом Мартин Лютер и другие богословы.
Получается, что христианину приписывается праведность, которую он сам не имеет. И только благодаря Христу и Его жертве, а также нашей вере в Него, праведность нашего Господа вменяется нам.
«Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты».
Римлянам 4:6-7
В подтверждении этих слов Павел также ссылается на Давида, который говорил об этом в Псалмах. Так что мы видим, что оправдание по вере присутствовало еще в период Ветхого Завета. Люди не могли соблюдать закон, а их праведность основывалась на взаимоотношениях с Богом, на вере в Его Слово. При этом наша праведность основывается на вере в Иисуса Христа и принятии того, что Он для нас сделал.