В наше время далеко не все в нашей стране начинают свой день с молитвы. С самого утра суета крадёт у людей молитву, съедает их время, их мысли, заглушает голос души, желающей быть со своим Творцом. Где-то уже с рассветом начинают твориться ужасные вещи. Но всё-таки есть ещё такие люди, которые просят помощи Божией на предстоящий день, – они понимают, что на этой земле, в этом городе они просто странники, путешественники.
Молитвослов полон мудрости, ведь тут прописана подробная инструкция о том, как прожить этот день тому, кто желает на Небеса: покаяние, благодарение, просьба, смирение. Всё это содержится в молитвенных текстах великих святых, которые впервые произнесли их в минуты особых духовных озарений: тут и покаянный плач царя Давида, тут и молитва, которую произнёс Сам Господь, тут слова святителя Василия Великого о том, что только Бог есть единственный истинный свет и единение с Ним – единственное, чего стоит желать, единственное ради чего стоит просыпаться в это утро.
Человек, начинающий утро с молитвы, делает две очень важные вещи: с одной стороны, он воздаёт должное Богу, направляя первые свои мысли именно к Нему, а не к житейским своим планам; а с другой – дарит и своей душе возможность ещё чистым сознанием прикоснуться к Богу как источнику истинной, нетленной радости.
Однако вот молитвенное правило заканчивается, и мы устремляемся в мир, часто мгновенно забывая о том, о чём беседовали с Создателем. Вечность забыта, Бог уходит на второй план… Только вот апостол Павел недвусмысленно призвал христиан к постоянной молитве, и это не преувеличение «ради красного словца». В том-то и заключается православное христианство – в постепенном превращении своей жизни в постоянное предстояние перед Богом. Не только во время утренних и вечерних правил, но всегда быть с Богом в молитве. Как это?
Святые подвижники древности и современности показали нам, что это возможно, подчеркивая при этом, что путь сей в той или иной степени доступен каждому христианину, а не только лишь монаху-пустыннику. И даже больше: путь воспитания в себе непрестанного общения с Богом является приоритетным. И это возможно. Только вот именно на этом рубеже начинается самая настоящая война за свою душу. Войну эту разглядеть легко, хотя, конечно, враг человеческого спасения следы её усердно скрывает. Но смотри, как сознание твоё заполняет музыка и городской шум, как заполняют мысли кадры из фильмов и видеороликов, как информация, льющаяся со всех сторон, переполняет память. Место ли тут молитве? Место ли тут Богу? Ведь это абсурдно, когда мы вспоминаем о вечном только утром (и то впопыхах), и вечером (и то в полусне)! А если, скажем, Бог заберёт нас в середине дня? Что мы Ему скажем? Вот так идёт война.
Но мы просим:
«От одра и сна воздвигл мя еси, Господи, ум мой просвети и сердце, и устне мои отверзи, во еже пети Тя…», «Просвети мои очи мысленныя», «Даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящего жития нощь прийти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне единороднаго Твоего Сына…».
Вот о чем мы просим в это утро: чтобы Господь просветил наши сердца и глаза, чтобы видеть нам, что нет ничего на свете важнее Бога, – чтобы, как говорит молитва, мы видели, что вся наша жизнь есть ночь, пока мы не с Богом, пока не настало Царствие Небесное. И эти мысли нужны нам не только утром, а вообще весь день.
Мир будет стараться нас отвлекать от Господа, и порой изощрённо. Ну и пускай старается! Мы вооружены. Да и не бывает христианина без боя. И, как свидетельствуют святые (те самые, молитвами которых заполнены наши молитвословы), никогда не было такого, чтобы сражающийся воин Христов остался без награды.
«А когда дел будет столько, – говорил один монах – что не будет возможности даже мысленно произнести молитву, то просто делай всё как бы перед лицом Божиим – помни, что Он на тебя смотрит». Снова память о Боге. А ведь такая память о Боге среди нашей современной суеты – тоже работа не малая. Тут как раз и вспомнишь ещё одну молитву (уже к Божией Матери):
«Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати́. Ступати право мя настави, путем Христовых заповедей. Бдети к песни укрепи, уныния сон отгоняющи».
И Ангела Хранителя попросишь:
«Укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения».
Шумит город, новости призывают обратить сердца к очередному кризису, время уходит, назревают скандалы, как гроза в жаркую погоду. А христианин – с Богом. Христианин не относится с презрением к тому, что творится вокруг, – н просто помнит, что это всё никогда не должно занимать в сознании то место, которое подобает уделять Создателю.
Дмитрий РУСИН
Публикация сайта «Православное Закамье»