Интеграционные процессы в сфере евроазиатской транзитной инфраструктуры в современных условиях обретают всё большую актуальность. Прежде всего, ввиду частичной парализованности традиционного транссуэцкого маршрута и в этой связи – повышения международной востребованности коридоров «Север – Юг» и Китай – Центральная Азия – Россия – Европа с ответвлениями последнего на Турцию, другие страны юго-западной Азии и в Средиземноморье. А это, в свою очередь, повышает значимость общеевразийской – сквозной – системы международного контейнерного и в целом грузового транзита.
Эта тематика была среди основных в рамках недавнего Евразийского интеграционного форума «Стратегия опережающего развития», состоявшегося в Москве. На пленарном заседании форума, посвященном сопряжению ЕАЭС с известной китайской инициативой «Один пояс – один путь», Арзыбек Кожошев, министр ЕЭК по энергетике и инфраструктуре, в своем выступлении выделил высокую интеграционную значимость «Объединенной транспортно-логистической компании – Евразийский железнодорожный альянс» («ОТЛК ЕРА»), в которой участвуют РФ, Белоруссия и Казахстан. Эта структура к настоящему времени – основной оператор сквозных контейнерных перевозок Китай – Европа по территории Евразийского союза. В её инфраструктуру сегодня входят три казахстанско-китайских транспортных перехода, в дальнейшем в ареал работы означенной компании будут включены два новых перехода, их ввод в действие запланирован на 2024-26 годы.
Министр ЕЭК, характеризуя растущую востребованность «ОТЛК ЕРА» в транзитных перевозках на ж/д сети Большой Евразии, отметил, в частности, что «объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах компании «ОТЛК ЕРА» составил в 2023 г. порядка 674 тыс. ДФЭ» (ДФЭ – стандартная условная единица-эквивалент контейнера высокой грузовместимости). Это примерно на 15% больше уровня 2022 г. По оценке А. Кожошева, объемы этих перевозок с участием данной компании будут расти и впредь.
АО «ОТЛК ЕРА» было учреждено в апреле 2018 г. на основе частичной реорганизации АО «Объединенная транспортно-логистическая компания», созданной в 2014 г. Как и до упомянутой даты, учредителями на паритетных началах – по 33,33% акций – выступают ОАО «РЖД», ГО «Белорусская железная дорога» (БЖД) и АО НК «Казахстан Темир Жолы» (Железные дороги Казахстана). Минимальный срок контейнерного ОТЛК-транзита по сети упомянутых стран (включая китайско-казахстанские транспортные переходы) – около 6 суток. На долю компании приходится к настоящему времени до 90% объема транзитных железнодорожных перевозок по колее 1520 мм на сети стран ЕАЭС.
Среди важнейших задач по повышению конкурентоспособности сервиса, прежде всего по обеспечению минимальных сроков перевозок, – перевод всего документооборота в электронный формат в 2024-25 годах. Это отражено в «Меморандуме о приверженности гармонизированному развитию транспортно-логистического потенциала железнодорожного транспорта государств-членов ЕАЭС», подписанном участниками «ОТЛК ЕРА» в ходе заседания Евразийского межправительственного совета в Алма-Ате 2 февраля с. г. До 1 января 2026 г, по данным этого АО, планируется переход на безбумажную технологию в перевозках грузов «как внутри пространства колеи 1520 мм (по территории РФ, Беларуси и Казахстана), так и с сопредельными странами пространства колеи 1435 мм, включая транзитное сообщение Китай – Европа – Китай».
Сопредельные страны колеи-1435 – Иран и Северная Корея. То есть, судя по документу, эти страны намечено подключить к означенному транзитно-контейнерному сервису «ОТЛК ЕРА». Это тем более целесообразно, что Иран участвует в МТК «Север – Юг». А транзит внешнеторговых грузов РФ через северокорейский порт Раджин на побережье Японского моря – далее по Транссибу или через КНР – Транссиб – планируется возобновить в текущем году, после 7-летнего перерыва.
В меморандуме также отмечено, что среди приоритетных сфер сотрудничества стран-участниц этой структуры – «увеличение пропускной способности пограничной инфраструктуры на стыке пространств колеи 1520 мм и 1435 мм». Речь идет, прежде всего, о ж/д погранпереходах между Казахстаном и КНР: предусматриваются, например, ускоренная смена вагонных/локомотивных тележек (то есть колесных пар) с колеи на колею, расширение площадей приграничных и трансграничных грузовых складов, заблаговременная подготовка порожних контейнеров. Плюс к тому деятельность «ОТЛК ЕРА» сконцентрируется на «удлинении и объединении контейнерных поездов, оперативном согласовании их графика, минимизации порожних рейсов и непроизводительных простоев», а также на «более активном взаимодействии с логистическими компаниями».
Эти мероприятия позволят, помимо всего прочего, решить проблему поездов, «брошенных» на различное время на ряде участков сети РФ. Она возникает из-за несвоевременной подачи перевозочных средств или самих контейнеров. Решение этой проблемы с учетом упомянутых приоритетов «ОТЛК ЕРА» возможно, по крайней мере, на участках российской сети, задействованных на маршрутах Белоруссия – РФ – Казахстан – граница Казахстана с КНР (в обоих направлениях).
Что же касается тенденций в географии евроазиатских контейнерных грузопотоков, то, как отметил президент «ОТЛК ЕРА» Алексей Гром в ходе форума «Транспорт России» (середина ноября 2023 г.), «основной поток «крутится» вокруг нашего континента, я бы даже сказал – вокруг нашей азиатско-европейской локации». Из общего объема груженых контейнеров, перевезенных в мировой торговле в 2022 г., не менее 60% – это «именно наш обширный регион». По оценке эксперта, в данной локации прогнозируется дальнейший рост грузовой базы и, соответственно, более высокая востребованность услуг «ОТЛК». Причем «большое значение имеет в этом вопросе динамика объема торговли между Китаем и странами ЕАЭС, которая тоже демонстрирует очень хороший рост».
Алексей БАЛИЕВ