Найти тему

О творческом наследии академика И.Т. Фролова: книжные новинки и перспективы исследований

В 2024 году под грифом Института философии РАН вышло две монографии в рамках работы группы по изучению творческого наследия академика И.Т. Фролова: «Хрупкость жизни в условиях новой реальности» и И.Т. Фролов. «Жизнь: познание и заблуждения. Интервью и выступления. Ч. 1 и Ч. 2». О книжных новинках и перспективах исследований мы побеседовали с членом группы, научным сотрудником сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН Фроловой Марией Ивановной.

Фролов И.Т. Жизнь: познание и заблуждения. Интервью и выступления: в 2 ч. / Отв. ред. Г.Л. Белкина; ред.‐сост. М.И. Фролова. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2024.
Фролов И.Т. Жизнь: познание и заблуждения. Интервью и выступления: в 2 ч. / Отв. ред. Г.Л. Белкина; ред.‐сост. М.И. Фролова. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2024.

З.И.: Мария Ивановна, не могли бы Вы раскрыть для наших читателей метафору Ивана Тимофеевича Фролова «хрупкость жизни», ведь сейчас её актуальность бесспорна в многих областях знания – от философии до математики и биологии.

М.И.: Выражение «хрупкость жизни» возникло в ходе научного сотрудничества академика И.Т. Фролова и директора Парижского Института жизни Мориса Маруа. Институт жизни, созданный с целью изучения жизни на планете в целом и жизни человека, перспектив ее развития, занимался в том числе проблемой угроз для жизни на Земле и, в частности, человеческой жизни, которые могут возникнуть в результате неконтролируемого развития науки. В 1987 г. М. Маруа приезжал в Москву и вел переговоры с И.Т. Фроловым, который занимался тогда созданием Института человека, и его привлекла гуманистическая программа Института М. Маруа. Они опубликовали совместную статью, которую так и назвали: «Хрупкость жизни». Выражение это означает, что жизнь – уникальное порождение Вселенной, одновременно прочное и хрупкое. Она имеет мощный запас сил возобновления и рождает уникальные явления, в том числе человека разумного – высшее создание природы, способное – в отличие от всех прочих созданий – понять ее саму. Как же он будет использовать знание? И.Т. Фролов видел главную опасность в конструктивистском подходе к биологии человека, в превращении «несовершенного», слишком хрупкого, уязвимого, любящего и страдающего человека в инструмент для создания нового Франкенштейна: «транс-» или «пост-человека». Разум способен проникнуть в самую суть жизни, и человек должен подняться до того уровня, который дала ему власть над природой, почувствовать ответственность за ее сохранение. Он должен стать, говорил И.Т. Фролов, не просто Человеком разумным, но Человеком разумным и гуманным.

Хрупкость жизни в условиях новой реальности / отв. ред. Г.Л. Белкина; ред.-сост. М.И. Фролова. М.: Канон +, 2024. – 540 с. ISBN 978-5-98712-385-0
Хрупкость жизни в условиях новой реальности / отв. ред. Г.Л. Белкина; ред.-сост. М.И. Фролова. М.: Канон +, 2024. – 540 с. ISBN 978-5-98712-385-0

З.И.: Какую роль, по Вашему мнению, играли интервью и выступления Ивана Тимофеевича Фролова в общественных дискуссиях своего времени?

М.И.: Когда мы начали собирать интервью и публичные выступления Ивана Тимофеевича Фролова, оказалось, что их очень много. В итоге получилось два тома. И.Т. Фролов обращался к самой широкой аудитории. Очень интересны его обширные интервью массовым изданиям: «Комсомольской правде», «Московскому комсомольцу» и т.п. Философ заставляет читателей задуматься над тем, что действительно важно, обращает внимание на те проблемы развития науки, которые приобретают серьезное общественное значение. Сквозной нитью через выступления И.Т. Фролова проходила мысль о приоритете человека. Совокупность идей, высказанных им, меняла общественную атмосферу, хотя и претерпевала некоторые терминологические трансформации. Во второй половине 1980-х годов выражение «человеческий фактор» стало просто символом времени. Вошла в массовое сознание и идея об обязательности экологической экспертизы любого экономического проекта. Так вообще всегда усваивается слово философа: людям «вдруг» самим что-то начинает казаться очевидным. А это – то, о чем философ говорил до этого в течение десятилетий. И.Т. Фролов сказал как-то в одном из интервью: «Философская работа делается без шума, без сенсаций. Мы не совершаем открытий. Но на протяжении десятилетий меняется мышление людей, появляются иные представления. В этом заслуга философии. Нужно обратиться к человеческим измерениям политики, экономики, науки. И если философы не будут постоянно напоминать о каких‐то принципах и моральных нормах – человечество очень быстро деградирует. Люди перестанут быть людьми».

З.И.: Какие глобальные проблемы современности освещаются в интервью и выступлениях Ивана Тимофеевича Фролова?

М.И.: Я не буду перечислять все глобальные проблемы: их много, они важные и серьезные. Я приведу один пример, но пример, поражающий воображение. В 1989 г. в «Комсомольской правде» было опубликовано интервью И.Т. Фролова членам молодежной секции Пагуошского движения ученых за мир и разоружение. И.Т. Фролов сказал тогда: «Блага, которые мы получаем от генной технологии, от генной инженерии, одновременно и страшные опасности. Все так может расползтись, что в один “прекрасный” день, проснувшись, мы вдруг ни одного листочка, ни одного дерева не увидим. Оказывается, что все сожрали какие‐то рекомбинантные организмы, которые выскочили из лабораторных пробирок. А потом эти организмы возьмутся за нас. Я не раз призывал ученых: давайте констатировать эти опасности не постфактум. Давайте их упреждать». В 2016 г. мир всколыхнуло сообщение о рассылке Пентагоном по ошибке живых спор сибирской язвы по почте во все концы планеты. В этом обвинили пять сотрудников лаборатории Министерства обороны США в штате Юта. Оказалось, что были и другие аналогичные случаи. При этом выяснилось, что не было одного-единственного факта, человека или группы людей, которые привели к возникновению опасной случайности. То есть контроль за безопасностью исследований не носил системного характера. И.Т. Фролов еще в 1975 г. сформулировал положение о «глобальном характере опасностей, возникших в сфере биотехнологии», и призвал выработать соответствующие кодексы, регулирующие эту сферу исследований и закрепить их системой международных соглашений.

З.И.: Каким образом, на Ваш взгляд, Иван Тимофеевич Фролов подталкивает читателя к размышлениям о будущем человека и новых технологиях?

М.И.: И.Т. Фролов сформулировал следующий принцип-парадокс: «Чтобы создать человека более умного, чем мы, мы уже должны быть умнее, чем тот, кого мы хотим создать, в том числе – обладать более высокой моралью». Парадокс в науке – симптом открытия, ибо истина всегда есть диалектическое противоречие, а гений – «парадоксов друг». Раскрывается указанный парадокс в работах И.Т. Фролова следующим образом. И.Т. Фролов сформулировал два обязательных условия, только при наличии которых можно приступить к созданию организмов с запрограммированным набором генетических признаков. Во-первых, по достижении относительной социальной однородности общества, что исключит возможность манипулирования одних людей другими в частных корыстных целях от банального мошенничества до генетического закрепления социального расслоения. Во-вторых, на завершающей стадии изучения человеческого организма, когда будут раскрыты практически все его «тайны» и какой-нибудь неучтенный и непредвиденный, а потому непоправимый фактор не сработает вдруг в процессе конструктивного вмешательства в человеческую природу. Главное удержаться от научного самомнения и политиканства в сфере, где возврата назад не будет. «Люди будущего, - говорил И.Т. Фролов, - будут, несомненно, умнее нас, лучше нас, добрее нас, гуманнее. И они сами решат, что им делать с самими собой».

З.И.: Какова роль философии в современном обществе, согласно идеям Ивана Тимофеевича Фролова?

М.И.: И.Т. Фролов стоит у истоков целого направления исследований, которое можно обозначить так: будущее человека и новые технологии. Это направление не институциализировано, что не удивительно, т.к. по своей природе оно носит комплексный характер: здесь и философия, и социология, и этика науки. Но поток публикаций по этой теме возрастает. Поэтому важно определить исходные основания исследования. Для этого нужно обратиться к философии. Но и философия должна быть по-новому понята. В 1973 г. И.Т. Фролов организовал «круглый стол» в журнале «Вопросы философии» и выступил на нем с темой «Научно-техническая революция и новая роль философии». Роль философии в условиях НТР меняется. Она не просто отстраненно осмысливает происходящее. Философия теперь, во-первых, ставит глобальные комплексные проблемы, которые частные науки могут не видеть из своей «колеи», то есть философия высвечивает наукам путь, работает на упреждение. Во-вторых, философия выступает модератором, обеспечивает при изучении комплексной проблемы взаимопонимание представителей разных наук, у каждой из которых свой язык. В-третьих, философия дает этическую оценку хода и результатов научно-технического познания, следит за тем, чтобы оно не стало антигуманным. И.Т. Фролов говорил в том своем выступлении: «Это не значит, конечно, что собственная проблематика философии как науки отодвигается тем самым на второй план. Но дело в том, что комплексный характер многих наиболее фундаментальных и животрепещущих проблем современности требует кооперации усилий представителей науки и практики. И во многих случаях именно философия оказывается тем центром, вокруг которого возможно эффективное объединение научных сил, живое обсуждение комплексных проблем». Вот эти идеи о новой роли философии в условиях НТР нам представляются очень актуальными.

З.И.: Какую историческую миссию Иван Тимофеевич Фролов видел для России в контексте всего человечества?

М.И.: Академик И.Т. Фролов любил выражение Достоевского о том, что судьба России связана с «великой потребностью человечества ко всемирному и всеобщему единению». Он напряженно размышлял об исторических судьбах России. С горькой иронией он замечал, что и современные политики, и те, что были раньше, думают, что именно они определяют судьбу России. Но судьба России вытекает из общих тенденций исторического развития, из тех идей, которыми насыщена русская культура. Совсем не материальные вещи определяют современное положение и судьбу России в будущем. А, скорее, наоборот: материальные вещи определяются теми корнями, которые лежат в культуре, в русской истории и культуре. В итоге своих раздумий академик И.Т. Фролов пришел к идее объединения и примирения всех этапов российской истории как основы духовной консолидации общества. Прошедшая через горнило такого примирения, Россия сможет выполнить свою историческую миссию в отношении всего человечества, осуществить мысль Достоевского. Россия должна выступить в качестве флагмана объединения всего человечества вокруг гуманных начал и гуманистических ценностей. К этому она предназначена в силу своих цивилизационных особенностей. И придет время, когда Россия найдет в себе силы выполнить миссию планетарного назначения. Сейчас формируется более неустойчивый и опасный мир, говорил И.Т. Фролов, в котором будет углубляться разрыв между «развитыми» и «слаборазвитыми» народами, торжествовать насильственные методы их «сближения», «демократическая диктатура» и пр. Он выражал уверенность в том, что уже в начале XXI в. новая Россия сможет войти в общемировые процессы интеграции как великая держава. И случится это тогда, когда страна сумеет опереться на весь свой исторический опыт, не исключая ни то великое, что было до Октября 1917 г., ни то, что было после него и что превратило Россию, ставшую СССР, в сверхдержаву.

З.И.: Какие в настоящий момент планы у группы по изучению творческого наследия академика Ивана Тимофеевича Фролова?

М.И.: Работа группы, как Вы понимаете, концентрируется вокруг творческой деятельности академика И.Т. Фролова. Но его деятельность нельзя изучать, не изучая целые пласты истории нашей философии. Это объясняется и тем, что он был одним из ее лидеров и руководителей, и тем, что многие явления и события были инициированы им. Наша группа опубликовала несколько лет назад материалы Всесоюзного совещания по философским вопросам науки и техники 1987 г., стенограммы «Философских бесед» на Центральном телевидении (1986-1990), материалы Всесоюзных и Всероссийских конференций по комплексному исследованию человека (1983-1998). Все это – значимые события в истории нашей философии, которые задумал и воплотил в жизнь И.Т. Фролов. Теперь мы решили поднять еще один пласт: «круглые столы». Сама эта форма философской жизни была введена у нас в практику И.Т. Фроловым. Он организовывал такие «круглые столы» в журналах «Вопросы философии», «Знание – сила», «Вопросы истории естествознания и техники», «Коммунист», «Человек». Форма эта активно работает и поныне. И мы хотели бы вернуться к ее истокам, подготовить книгу с избранными текстами «круглых столов», опубликовать наиболее значимые материалы за период работы И.Т. Фролова. Думаем, читателям будет интересно.

З.И.: Как известно, Фроловские чтения проводятся в Институте ежегодно с 2001 года. Мероприятия, посвященные творческому наследию Ивана Тимофеевича Фролова и его научным трудам, регулярно проводятся в Институте вот уже больше 20 лет. Есть ли какие-то особые планы по тематике Фроловских чтений в 2024 году у группы по изучению наследия академика?

М.И.: Последние несколько Фроловских чтений были посвящены проблеме «новой реальности». Мы все ощущаем, что вторжение информационных и биотехнологий в нашу жизнь меняет ее. Впору говорить о новом этапе развития человечества. Мы акцентируем внимание на том, как меняется в связи с этим наука и ее социальная роль, какие возникают риски и угрозы для человека и общества. Тема следующих Чтений, которые пройдут 12 ноября 2024 г. в Красном зале Института философии РАН: «Новый гуманизм: сохранить человека в мире глобальных опасностей и угроз». В заглавие вынесена формулировка «новый гуманизм» – так И.Т. Фролов в последнее десятилетие обозначал свою философскую концепцию. Представляется, что она приобретает актуальность в свете современных вызовов.

Беседу вела к.полит.н. Зинаида Игоревна Рожкова.

Жизнь: познание и заблуждения. Интервью и выступления. Ч. 1 / Отв. ред. Г.Л. Белкина; ред.-сост. М.И. Фролова. М.: Канон + РООИ "Реабилитация", 2024. 464 с. ISBN 978-5-88373-827-1.

В издательстве Канон + в серии "Из архива академика И.Т. Фролова" вышла книга И.Т Фролова "Жизнь - познание и заблуждения. Интервью, выступления, доклады". Книга издана в двух частях. В книге собраны интервью и выступления выдающегося русского философа, академика Ивана Тимофеевича Фролова (1929-1999). И.Т. Фролов был крупным ученым и общественно-политическим деятелем нашей страны. В его работах ставились новые перспективные проблемы науки и практики, имеющие комплексный характер и требующие объединения усилий философов, специалистов в области естественных, гуманитарных и технических наук, деятелей литературы и искусства. Среди тем его интервью и выступлений: проблема человека и его будущего, глобальные проблемы современности, экология, влияние биотехнологий на общество и человека. Остро ставится вопрос о сохранении человека, о недопустимости вмешательства в его природу, подвергается критике технократизм и "мифология века НТР". Сборник охватывает период 1975-1999 гг., отражает общественные дискуссии того времени, открывает интересные страницы истории нашей страны. Все проблемы, поднимавшиеся академиком И.Т. Фроловым в то время, актуальны и сегодня. Книга рассчитана на широкий круг читателей, особенно на тех, кто интересуется тенденциями развития современной науки.

Хрупкость жизни в условиях новой реальности / отв. ред. Г.Л. Белкина; ред.-сост. М.И. Фролова. М.: Канон +, 2024. – 540 с. ISBN 978-5-98712-385-0

В условиях «новой реальности», когда биотехнология заняла лидирующие позиции в сфере естествознания и технонауки, любые научно-производственные действия людей могут влечь за собой угрозу существованию жизни на Земле. Человечество все более осознает хрупкость жизни, угрозы биосфере и обществу, исходящие от неподконтрольного развития технологий. Метафора «хрупкость жизни» принадлежит выдающемуся русскому философу академику И.Т. Фролову (1929–1999). Она как нельзя более актуальна в наши дни и стала в настоящей книге предметом обсуждения философов, биологов, социологов, психологов, математиков, экономистов.