Эксперты Московского психолого-педагогического университета рассказали, как проявляется аутизм у детей и в чем отличия этих проявлений у девочек и у мальчиков.
Напомним, что аутизм, точнее расстройства аутистического спектра (РАС) – это состояния, характеризующиеся нарушением общения, социального взаимодействия и наличием стереотипных форм поведения. У мальчиков аутизм диагностируется чаще, чем у девочек (в соотношении примерно 3:1). Исследователи предполагают, что по крайней мере частично это можно объяснить тем, что проявления аутизма у девочек отличаются от проявлений у мальчиков, что затрудняет диагностику.
Ограниченное и повторяющееся поведение и интересы
Среди других симптомов аутизма, связанных с особенностями поведения, – дети с РАС обычно не любят изменения, склонны выполнять действия в одном и том же порядке, предпочитают однотипные игры и другую активность, имеют мало интересов, но глубоко погружаются в них. Часто встречаются необычные реакции на сенсорные стимулы.
Различия между девочками и мальчиками с РАС наиболее заметны именно в этой области: девочки демонстрируют значимо меньше признаков аутизма, относящихся к сфере повторяющегося поведения и ограниченных интересов. Это особенно заметно у девочек без когнитивных нарушений.
Данные, в том числе и полученные из самоотчетов взрослых женщин, показывают, что такие девочки намеренно стараются скрыть свои особенности, прилагая усилия и изобретая стратегии компенсации. Поскольку диагностические критерии и стандартизированные методики диагностики аутизма во многом опираются на учет ограниченного и повторяющегося поведения, интересов и активности, возникает вопрос, насколько они способны учесть эту особенность в процессе диагностики, ведь со стороны такие «скрытые» особенности не будут заметны окружающим.
Не только выраженность и частота проявлений, но и характер повторяющегося поведения у девочек отличается от мальчиков. Обычно говоря о повторяющемся поведении при аутизме, мы думаем о стереотипных движениях, беге по кругу, повторении одних и тех же слов или фраз, выстраивании предметов в ряды.
Девочки с РАС склонны к менее заметным формам: чтение одной и той же книжки, пересмотр одного фильма по несколько раз, повторное выполнение уже сделанных заданий. Такая активность обеспечивает им комфорт и предсказуемость, которые и являются целью повторяющегося поведения, но при этом не мешает другим, поэтому окружающие могут не обращать внимание на эти проявления РАС.
Аутичные девочки менее склонны открыто выражать свой дискомфорт, вызванный изменениями в привычном порядке. Вместо этого они переживают его внутри, стараясь найти стратегии для компенсации. Например, такая девочка может быть более требовательной к себе, стараясь выполнять все учебные задания идеально и до конца, тщательно следуя установленным правилам оформления тетради. Она помогает по дому, раскладывая вещи по местам, настаивает на единственно верном их расположении. В играх с другими детьми она может взять на себя роль координатора, которая обеспечит ей необходимый уровень контроля над ситуацией. Это девочка, которая настаивает на соблюдении участниками правил игры и сама никогда их не нарушает.
Проявление ограниченных интересов у девочек и мальчиков с РАС также отличается. Исследования показывают, что интересы аутичных мальчиков чаще связаны с неодушевленными объектами и техникой. Интересы девочек с РАС более разнообразны и больше похожи на интересы их сверстниц типичного развития (например, животные, книги или фильмы, знаменитости).
Исследований, посвященных различиям между девочками и мальчиками в области необычных реакций на сенсорные стимулы, пока мало. Однако некоторые из них показывают, что девочки и женщины, вероятно, испытывают больше симптомов из этой области на протяжении жизни. Сенсорные особенности могут проявляться как в чрезмерной чувствительности (например, ребенок не любит громкие звуки, закрывает уши руками, не может есть пищу определенной текстуры), так и в снижении чувствительности (не замечает чувства голода, жажды, боли, не реагирует на речь), или даже в поведении, направленном на поиск ощущений (любит нюхать несъедобные предметы, трогает определенные текстуры, издает звуки).
Все дети, подростки и взрослые с РАС очень разные. Индивидуальный подход, уход от стереотипов, знание о возможных скрытых проявлениях аутизма необходимы для обеспечения своевременной помощи всем детям с РАС.