Который день идём в центральной части Тихого океана. Жара +40, полный штиль. Нет никаких островков....ни одного встречного суденышка...
Заступил на вахту после обеда, на мостике я один. Прикинул по карте: через полчаса пересечем экватор. "Пока не начался "адмиральский час", сделаю-ка объявление."
-"Внимание экипажа! Через 25 минут судно пересечет экватор. Буйки, обозначающие экватор, будут хорошо видны с левого борта."
Довольный своей шуткой начал готовить кофе. Смакуя мелкими глоточками кофе по-турецки, заметил какое-то движение на левом крыле мостика. Выглянул....стоят буфетчица и повариха....
-"Юрий Петрович, а где же буйки?"....
Контрабанда
После полугодового рейса по странам юго-восточной Азии возвращались домой.
За пару дней до прихода спускаюсь к себе в каюту с дневной вахты и вижу: вся палуба в воде, а уборщица спешно убирает её. Девушка пришла сделать приборку, положила тряпку в раковину, открыла воду и тут её кто-то отвлек. Когда спохватилась, вода уже разливалась по каюте.
Навели порядок, вроде ничего не подмочили. Заглянул в рундук, который стоял прямо на палубе, дно рундука было закрыто фанерными листами и они были сухие, значит вода туда не попала.
Встали на якорь во Владивостоке. Прибыли пограничники и таможенники. Начали процедуру досмотра.
Нахожусь на мостике, моя вахта.
Звонок по судовому телефону, меня просят спуститься к себе в каюту. Там уже ждут таможенник и два матроса.
Таможенник просит меня пройти в каюту, а одному матросу оставаться у двери и никого не пускать....("что-то интересное...").
В каюте таможенник просит открыть рундук и поднять фанерки (те самые, что я упоминал ранее). Под ними я увидел воду и какой-то прозрачный пакет.
-"Достаньте, пожалуйста!"
-"Я его вижу впервые и на нем нет моих отпечатков. Если вам надо, берите сами."
Таможенник достал пакет, из него закапало и мы увидели, что там был подмоченный женский костюм "джерси", (в то время они уже вышли из моды и "красная цена" ему было рублей 20).
-"Свидетели, подтвердите, что в каюте второго помощника в рундуке обнаружена спрятанная контрабанда", - и положил пакет на подоконник у открытого иллюминатора.
Подошел старший наряда: "Будем составлять акт!"
Звоню капитану, Семёныч, выручай!
Когда пришел капитан, таможенник уже писал акт.
Семёныч взял пакет, из которого продолжало капать вода:
"Да он весь мокрый и не имеет товарного вида."
- "Ну и что? Обнаружен спрятанным в тайнике(!)"- возразил таможенник.
Капитан продолжал: "Экспертиза все равно признала бы его не пригодным...", подмигнул мне и.... выбросил пакет в открытый иллюминатор.
У таможенников "немая сцена" как в гоголевском "Ревизоре".
Уходя, Семёныч еще раз подмигнул мне и громко прошептал:
"Следующий раз спроси у меня, где прятать контрабанду."
Муська судовая
Крысы на судне - это очень большая проблема.
Могут перегрызть кабель, провод или крепление. Могут сожрать или изгадить продукты, оставив хорошо видимые следы своего пребывания. А это приводит к актам от санитарных властей порта, штрафам и наказаниям, вплоть до внеплановой дератизации* судна.
Поэтому экипаж принимает все возможные меры для уменьшения этого явления. Именно уменьшения, потому что совсем избавиться от грызунов на судах практически не возможно.
При стоянках в портах на швартовные концы одевают специальные противокрысиные щитки. Иногда на них даже рисуют страшных котов. Но остается трап или сходня, за которым не всегда углядит вахтенный матрос, особенно в ночное время. Бывает судно стоит так, что главная палуба находится вровень с причалом и тогда ничто не спасет от крыс. Они могут попадать на судно и с грузом, который хранился на складах порта.
В общем, забот у судового врача, старпома и экипажа достаточно.
Можно завести кошку, но это только если судно не является "санитарным", то есть не перевозит пищевые грузы для выдачи другим судам.
Работал на танкере-водолее, снабжали пресной водой другие суда и корабли, а значит являлись "санитарным" и нам нельзя было иметь на борту любую живность.
Однако крысы на танкере были и надо было с ними как-то бороться.
Приносили разных кошек и котов, но они не проявляли никакого рвения. Помню, один здоровый котяра так шарахнулся при виде огромной крысы, что был немедленно "списан на берег".
И вот как-то поздней осенью во время холодного мелкого дождя вахтенный матрос заметил на причале промокшую кошечку. Без всяких мыслей, только из добрых побуждений, он принес её на борт, обогрел, накормил рыбкой, дал молочка и уложил на "штатное место", которое было в это время совершенно свободно.
Утром вахтенный орет мне, но так, что слышит все судно: "Петрович! на корму, срочно!" Прибегаю...и что я вижу: сидит наша кошечка, а перед ней лежит придушенная крыса размером с эту кошечку, только хвост намного длиннее.
Сами понимаете, что "это чудо", которое нарекли Муськой, стала общей любимицей. Каждый день ей ловили свежайшую рыбку, пила только молочко. А за это она приносила (не каждый день, но часто) придушенную крысу. Клала её на корме и терпеливо ждала, когда её трофей кто-нибудь выбросит за борт.
Всему экипажу было строго-настрого приказано следить, чтобы кошечка не сошла на причал или на другое судно.
И все-таки мы "не уследили": через какое-то время судовые специалисты обнаружили, что Муська.... беременна.
И она стала судовой "королевой"! Мы даже привезли ветеринара, который её осмотрел и дал самое хорошее заключение.
Но даже в таком "положении" Муська продолжала старательно работать.
И вот на судне четыре новых "членов экипажа".
Все шло своим чередом, пока мы не стали свидетелями удивительного зрелища.
Перед надстройкой на главной палубе находился масляный танк, его верх размером 6 х 6 метров был ниже мостика метра на три.
И вот на переходе я увидел, что Муська в зубах перетаскивает котят на этот масляный танк. Погода была хорошая солнечная и я подумал, что она их вывела на прогулку: котята уже хорошо бегали и играли.
Но тут увидел, что кошечка опять поднимается наверх, держа в зубах... крысу! Мы все замерли: нам представилась возможность увидеть урок "натаскивания".
Муська положила крысу перед детенышами и нам стало видно, что крыса ещё живая. Котята стали нападать на нее, крыса слабо отбивалась. Через несколько минут её сопротивление стало сильнее, очевидно она "приходила в себя". Тогда мать подошла и снова придушила крысу. Так повторялось несколько раз, пока крыса не перестала подавать признаков жизни.
Раскрыв рты, мы молча наблюдали.
Такие уроки повторялись несколько раз.
То ли крысы поняли, что им не дадут жить на танкере и покинули его, то ли крысоловы их всех переловили, но через какое-то время самая тщательная проверка показывала полное отсутствие следов этих грызунов.
А Муська с одной дочкой жила на танкере, пока его не продали в район Персидского залива.
* Дератизация - комплексные меры по уничтожению грызунов.
Его Величество План
Мои ровесники, наверное, помнят такой "иезуитский" лозунг:
"ПЛАН - ЗАКОН! ВЫПОЛНЕНИЕ ЕГО - НОРМА, ПЕРЕВЫПОЛНЕНИЕ - ПОДВИГ!"
Почему "иезуитский"? Да потому, что для выполнения плана (и, соответственно, получении премии) чиновники не брезговали ничем.
1979 год. Середина августа. Мы стоим в порту Владивосток на рейде "Первая Речка" под погрузкой ГСМ (горюче-смазочных материалов) в бочках на Чукотку.
Погрузка идёт очень медленно. Достаточный объём груза не подготовлен, поэтому бригада грузчиков сначала разливает ГСМ по бочкам из цистерн в порту, а потом грузит на судно. Прикинул, что с такими темпами погрузки я отведу своего первенца в первый класс сам.
Но... 31 августа утром получаем телефонограмму из пароходства, что "ввиду малого количества груза в порту Владивосток, вам надлежит немедленно сниматься под догрузку в порт Находка".
Оформили грузовые документы, оформили отход и снялись с якоря.
Переход около шести часов. Где-то на середине встречаем однотипное судно, и как обычно - "кто? куда? зачем?" Оказалось, что и они грузили ГСМ в Находке, но утром получили радиограмму, что "ввиду малого количества груза в порту Находка, вам надлежит немедленно сниматься под догрузку в порт Владивосток". Фамилия подписавшего та же, что и у нас.
Три минуты был смех и удивление, но потом сами поняли: Его Величество - ПЛАН! По отходу из порта каждое судно даёт "Дисп/1 отход", это диспетчерская радиограмма, в которой, кроме всего прочего указано сколько тонн груза отправлено из порта. А значит: поменяв ДВА ПОЛУГРУЖЕНЫХ судна местами, они получили В ПЛАН АВГУСТА полновесный груз ОДНОГО судна.
Как не надо переводить часы
В наших "верхах" никак не могут определиться, переводить часы зимой и летом или нет. А моряки дальнего плавания сталкиваются с этим в каждом рейсе. Иногда и даты "передёргиваем", и ничего!
Был в моей практике случай.
Конец ноября 1972 года.
После окончания мореходки я попал на т/х "ПРИМОРЛЕС" матросом. Стоял ходовую вахту с третьим помощником капитана с 08.00 до 12.00 и с 20.00 до 24.00, с перспективой принять у него дела.
Что бы у читателя в дальнейшем не сложилось мнение, что я привираю, нужны пояснения.
Капитан (не буду называть его, так как человек уже давно покинул этот мир) сделал карьеру от матроса до капитана на ОДНОМ пароходе типа "ЛИБЕРТИ", построенном для СССР в США во время войны. А так как судно было старое, то дальше Чукотки и Японии оно не ходило. Работа на Чукотке дает огромную морскую практику и я не сомневаюсь, что в этом деле он был "дока". Но,...наше судно шло на Канаду под погрузку пшеницы.
Третий помощник капитана, Дмитрич, был тоже не молод, и несколько лет проработал шкипером за Полярным кругом. Закончил "вышку" и начал карьеру с низов. Морское дело знал "отлично", но в загранрейсы ходил мало.
Путь из Владивостока проложили через Сангарский пролив, так как над Охотским морем стоял глубокий циклон.
Далее через Тихий океан по "дуге большого круга", поднимаясь почти до Алеутских островов. Погода стояла мерзопакостная, то мелкий холодный дождь со снегом, то сплошной туман.
В одну из вечерних вахт Дмитрич протянул мне секундомер:
-"Пущен ровно в двадцать один ноль-ноль, Пройдись по судну и переведи стрелки всех часов на один час НАЗАД."
Тут же при мне сделал "это" с часами на мостике.
Я с удивлением смотрел на него, ожидая, когда он исправит свою ошибку.
Дмитрич не понял немого вопроса: "Тебе что-то не понятно:"
- "Надо переводить ВПЕРЁД, ведь мы же идём на ВОСТОК!"
- "А капитан сказал, что НАЗАД..."
- "Наверное, оговорился. Позвони ему.
(Надо заметить, что кэп жил на судне обособленно и общался с экипажем редко, только по работе.)
Желание звонить у "третьего" не было.
Я объяснил свои доводы:
- "Когда мы идём на Камчатку или Чукотку, куда переводим время?"
- "Вперёд."
- "Вот видишь! А почему на Канаду надо переводить назад?"
Довод подействовал и Дмитрич ушёл в штурманскую, где стоял телефон.
Через пару минут он вылетел оттуда красный и злой:
- "Иди, переводи НАЗАД! Ведь мы же потом будем менять ДАТУ! Из-за тебя получил от капитан..."
Теперь моя совесть была чиста.
Через пару дней часы перевели ещё НАЗАД, потом ещё.
Всё это время шли "по счислению" без точного определения места судна, так как берегов не было (GPS тогда ещё не знали), а радио-технические средства давали большую погрешность.
Я ждал Солнца как "манны небесной". Только эта "проверенная временем старушка" покажет ИСТИНУ.
И ОНО вышло!
С подъёмом в 7 утра было светло и солнечно. И это в декабре в районе 50-й широты!
Утром на мостике было много народа.
Капитан дал распоряжение 3-ему помощнику посчитать время кульминации Солнца.
Поясню, что в момент нахождения Солнца в высшей точке, "в зените", можно определить и широту и долготу наблюдателя, то есть - судна.
Дмитрич залез в справочники.
Минут через пять он вышел из штурманской с удивлёнными глазами:
- "А кульминация уже прошла..." (напомню, по судовому времени было восемь с минутами утра).
Я ушёл на крыло мостика, что бы не присутствовать при "разборках" начальства.
Все следующие вечера стрелки судовых часов переводились ВПЕРЁД на ДВА часа, и к приходу в порт Виктория судовое время совпало с местным.
У вас якорь есть?
Работали по обеспечению пресной водой кораблей ВМФ. Встали на рейде Шкота в ожидании подхода десантных кораблей.
Оперативный дежурный сообщил, что пока позволяет время, к нам подойдёт БГК - большой гидрографический катер и возьмёт 20 тонн воды. Большой-то он только по названию, а на самом деле метров тридцать в длину.
Подошёл....и начались "манёвры". Надо отметить, что на этом рейде довольно неслабое течение из пролива Старка. Этот БГК заходил и с носа и с кормы, пару раз даже бросательный конец подал, но так и не смог пришвартоваться.
За свои слова "отвечаю", маневры длились 1 час 20 минут. Я два раза кипятил себе чай. Даже мои матросы недоуменно пожимали плечами и пытались дать советы командиру катера.
Наконец, я не выдержал. По громкой связи, повернув регулятор громкости на "max", спросил: "У вас якорь есть?!" С верхнего мостика катера ответили утвердительно.
-"Тогда отойдите и встаньте на якорь! Я снимусь и быстрее к вам подойду, не смотря на то, что моя длина 120 метров!"
БГК развернулся и...ушёл.
Через какое-то время оперативный дежурный попрекнул меня: " Зачем вы обидели командира катера? Он отказался брать у вас воду."