о Ray-Ban.
Культовая вещь. Моделей у них несколько, но две – Aviator и Wayfarer – настолько вне времени, что придуманный в 30-е и в 50- е годы их дизайн совершенно не меняется с тех пор и не планирует меняться.
К 80-м годам 20 века очки Ray-Ban абсолютно покорили всю Европу. Они отлично подходят и Харлею, и к Феррари, они стали столь же востребованы, как 501 модель Levi`s или лоферы с монеткой. Но это потом.
А в 20-е годы в Америке все как сумасшедшие увлеклись авиацией. Перлись на своих этажерках в небо на невиданные высоты и там у пилотов, конечно, с глазами и очками происходило черти чё. Выпадали они после посадки из кабин полуживые и полуслепые. В 1929 году один из таких страдальцев, летчик Джон Макриди, будущий генерал ВВС США, написал письмо в Bausch&Lomb, как к самому крупняку и авторитету по очкам в Америке, и попросил их сделать ему очёчи потолковей. И даже не поленился нарисовать, что ему, собственно, надо.
И ведь офигеть, но просьбу выполнили! Дикие люди! Я вот за председателем нашего СНТ полгода бегал, чтоб справку дали, что я тут член. А они на письма чьи попало реагируют действием. Кхм, извините, отвлекся.
Поначалу очки назвали Antiblick, а через год примерно переименовали в Ray-Ban. Что, как вы поняли, означает, «лучи в бан». Запретить, то есть.
И была это их первая, великая модель Aviator. Кстати, каплевидная форма идеально соответствует полю зрения человеческого глаза. И в мире по сей день из производителей солнечных очков никто не запаривается на такое точное соответствие научным требованиям.
Где-то в 1936 или 1937 годах Авиатор стали продавать всем подряд. И понеслась. Начали появляться линзы разных цветов для разной погоды и для того, чтобы не снимать очки в помещении. Во время второй мировой американские пилоты стали щеголять в этой модели (на самом деле только на фоточках, в бой их надевали редко)
. Потом все газеты запестрели фоточками знаменитого фельдмаршала Дугласа Макартура с кукурузной трубкой в зубах и в «авиаторах» с зелеными линзами в позолоченной металлической оправе.
В 1952 году сделали модель Wayfarer, которая хоть и не так раскручена в смысле пиара, но также легла в основу уникального стиля и тоже стала предметом неотъемлемой части гардероба очень многих людей. В них, кстати, оделся тогда чуть ли не весь рок-н-ролл.
Но всемирную славу отхватили все же «авиаторы». Подарил им ее Том Круз в фильме «Лучший стрелок» 1986 года. Курсант Maverick в его исполнении и в этих очках дал старт фантастическому росту продаж очков Ray-Ban Avianor буквально по всему миру, включая даже шатающийся СССР.
Лично я себе купил такие в 1987 году в городе Одесса у полутрезвого моряка, вернувшегося из рейса, за 35 полновесных советских рублей. Это дорого, ребята. И в 1998 году я их утопил (случайно, конечно) в казахстанской речке Эмба, когда такой же полутрезвый (на самом деле совсем не) полез купаться прям в «авиаторах» во время торжественного прощания меня с вооруженными силами России.
Ну что еще добавить? Первая модель «авиаторов», которая шла только летчикам, называлась Type D1. У них была пластиковая оправа и зеленые каплевидные антибликовые линзы. Чуть позже оправу стали делать из позолоченного металла. К 1941 году появилась модель Type D2, с дымчато-розовыми линзами. Потом появились зеркальные градиентные линзы, которые защищали от солнца, но позволяли летчику отлично видеть панель приборов. К концу 60-х годов линзы стали полностью зеркальными и наступил предел затемнения очков. Для не желающих расставаться с очками никогда, даже в помещении, к концу 70-х придумали фотохроматические линзы, с изменяющимся под действием света затемнением. Ну а потом уже поляризация, интерференция, замена стекла на поликарбонат и тп.
Но дизайн, как я и сказал, не менялся совсем. Вообще.
Говорю же – легенда и классика.
Купить себе, что ли, опять?