Найти тему
Учитель сегодня

Аутизм у девочек проявляется так же, как у мальчиков? Разбираемся вместе с МГППУ. Часть 1

Эксперты Московского психолого-педагогического университета рассказали, как проявляется аутизм у детей и в чем отличия этих проявлений у девочек и у мальчиков.

Ульяна Мамохина, научный сотрудник научной лаборатории «Комплексное исследование речи у детей при аутизме и других нарушениях развития» Федерального ресурсного центра МГППУ
Ульяна Мамохина, научный сотрудник научной лаборатории «Комплексное исследование речи у детей при аутизме и других нарушениях развития» Федерального ресурсного центра МГППУ
Камилла Данилина, старший научный сотрудник лаборатории «Комплексное исследование речи у детей при аутизме и других нарушениях развития» Федерального ресурсного центра МГППУ
Камилла Данилина, старший научный сотрудник лаборатории «Комплексное исследование речи у детей при аутизме и других нарушениях развития» Федерального ресурсного центра МГППУ

Аутизм, точнее расстройства аутистического спектра (РАС) – это состояния, характеризующиеся нарушением общения, социального взаимодействия и наличием стереотипных форм поведения. У мальчиков аутизм диагностируется чаще, чем у девочек (в соотношении примерно 3:1). Исследователи предполагают, что по крайней мере частично это можно объяснить тем, что проявления аутизма у девочек отличаются от проявлений у мальчиков, что затрудняет диагностику.

Исследования показали, что родители девочек и мальчиков начинают замечать особенности поведения своих детей, связанные с РАС, примерно в одинаковом возрасте. При этом девочки получают диагноз значительно позже мальчиков (в среднем 81 месяц для девочек, 61 месяц для мальчиков). На возраст постановки диагноза влияет также состояние когнитивных функций: дети с более выраженными интеллектуальными нарушениями получают диагноз раньше, что может быть связано с большим количеством проблем, которые возникают у них и их семей в процессе развития. Статистика показывает, у девочек с аутизмом когнитивные нарушения встречаются реже, чем у мальчиков. Возможно, поэтому трудности этих девочек остаются незамеченными в процессе диагностики.

-3

Социальное взаимодействие и коммуникация

Трудности социальной коммуникации при аутизме могут проявляться по-разному: ребенок затрудняется поддержать разговор, не «считывает» социальный контекст, негибко использует мимику, жесты, взгляд при общении, не понимает социальные отношения и свою роль в них.

Девочки с аутизмом могут быть более успешными в общении, чем мальчики, несмотря на то, что у них тоже имеются трудности взаимодействия и коммуникации. Считается, что девочки более социально мотивированы, поэтому они могут прилагать усилия, чтобы копировать поведение своих сверстниц и таким образом скрывать свои трудности. Такая маскировка проявлений аутизма и компенсация специфических трудностей хотя и не является естественным и автоматическим поведением для ребенка с РАС, может не осознаваться им в полной мере, особенно, если усвоен в раннем возрасте.

Взрослые женщины с РАС также сообщают, что на протяжении жизни они старались понять социальные правила и имитировать поведение, которое от них ожидается.

Даже с учетом маскировки аутичные девочки отличаются от своих сверстниц. Так, они меньше склонны «болтать ни о чем» и испытывают трудности с пониманием социальных тонкостей, нюансов отношений, особенно при усложнении социальных требований и вариантов взаимодействия с возрастом. Аутичные девочки чаще вовлекаются в социальные конфликты, чем нейротипичные девочки и мальчики как с аутизмом, так и без него, что приводит к повышенной тревожности при общении.

Взаимодействие со сверстниками у девочек и мальчиков с РАС отличается. Наблюдения за свободной игрой детей на площадке показывают, что мальчики с РАС чаще находятся в одиночестве, далеко от групп нейротипичных сверстников, и заняты своими собственными играми. Социальные трудности таких мальчиков легко заметить, ведь их отстраненность от других детей бросается в глаза.

Девочки с РАС склонны подходить ближе к своим сверстницам, и со стороны может показаться, что они участвуют в совместных играх и других занятиях. Однако при детальном наблюдении можно заметить, что аутичные девочки часто находятся на периферии общения и игр: они просто стоят рядом, наблюдая, но не разговаривая с другими, или выполняют в играх инструментальную роль (например, держат скакалку, через которую прыгают другие дети). Девочки с РАС склонны играть с детьми помладше или с мальчиками-ровесниками, так как их игры проще и структурнее.

Получается, что со стороны родителям и педагогам кажется, что девочка общается и играет с другими детьми, и проблемы в общении и взаимодействии могут остаться незамеченными.

Важной составляющей общения является невербальная коммуникация, то есть, способность понимать и использовать жесты, мимику, взгляд и другие неречевые приемы для передачи информации. Девочки с РАС зачастую проявляют себя в этой сфере лучше аутичных мальчиков, например, используют больше жестов и делают это более выразительно, умело сочетают невербальные приемы с речью, поддерживают зрительный контакт во время разговора. Всему этому аутичные девочки учатся, наблюдая и копируя своих сверстниц.

Но даже несмотря на успешность в демонстрации невербальных форм коммуникации, девочки с РАС испытывают такие же трудности, как и аутичные мальчики, в понимании невербальных знаков других людей. Интерпретация тонкостей выражения лица, интонации голоса и чтение языка тела трудны для аутичных девочек, что может приводить к проблемам и конфликтам при взаимодействии со сверстниками.

-4

Стоит отметить, что все дети, подростки и взрослые с РАС очень разные. Конечно, не все аутичные девочки ведут себя так, как описано выше, а некоторые аутичные мальчики могут больше походить в своих проявлениях РАС на описанный профиль. Индивидуальный подход, уход от стереотипов, знание о возможных скрытых проявлениях аутизма необходимы для обеспечения своевременной помощи всем детям с РАС.