Найти тему

Новации тактических полей продиктованы опытом спецоперации

Заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Юнус-Бек Евкуров проинспектировал ход модернизации полигона, расположенного в Краснодарском крае.

Готовить профессионалов в ратном деле – цель необходимая. На наших полигонах и в учебных центрах в качестве инструкторов для этого привлекаются участники СВО. Вместе с тем опыт спецоперации показал необходимость модернизировать материально-техническую базу полигонов. Как результат, они оснащаются современным оборудованием и обновлёнными тактическими полями. В минувшие дни генерал-полковник Юнус-Бек Евкуров проверил, как реализуются новые подходы в подготовке наших военнослужащих на общевойсковом полигоне Молькино.

Прежде всего заместителю главы военного ведомства продемонстрировали работу комплексной директрисы, где проводились занятия по стрельбе БТР-82А с закрытых огневых позиций.
Одно из ноу-хау полигона заключается в том, что на директрисе установлена новая цифровая система учёта попаданий. Она включает в себя технические средства, которые позволяют руководителям стрельб и командирам в режиме реального времени отслеживать поражение цели, работу личного состава внутри бронетехники и наблюдать за происходящим на полигоне. Делается это как при помощи дрона, так и на трёхмерной карте местности. Поражённые цели сразу отображаются на экране в пункте наблюдения.
– Техническое оснащение у нас развивается. Раньше после стрельбы БМП или танка необходимо было выезжать мишенной команде к мишени и смотреть попадания, сейчас всё это видно на экране. Это большой плюс, – сказал генерал-полковник Евкуров.
В ближайшем будущем планируется отображение на экране не только попаданий по цели, но и участков мишени, куда именно оно было осуществлено. По словам инструкторов, все задатки для этого имеются уже сейчас. Важно отметить, что данная программа выгружает данные в специальную систему и доступ к ней имеют как инструкторы, так и вышестоящие командиры, что, кроме прочего, удобно для отчётности.
На этой же директрисе заместителю министра показали программу для вычисления данных при стрельбе с закрытых огневых позиций. Она позволяет в кратчайшие сроки и при минимальных данных вычислить необходимые значения для стрельбы.
– Мы ознакомились с новой программой, сейчас её проверим, посмотрим. Бойцы говорят, что она доходчивая, пошаговая. Там нет лишних цифр, – сказал генерал-полковник Евкуров перед демонстрацией.
Программа позволяет ввести в специальную таблицу координаты цели и огневой позиции. Далее она уже сама высчитывает необходимые значения наводки для точного поражения цели. Она даёт возможность повысить точность стрельбы и значительно ускорить её темп.
– Универсальную программу разработал один из наших обучаемых. Я знаю полтора десятка аналогичных программ, но эту считаю лучшей из тех, которые существуют. Это, можно сказать, среди программ автомат Калашникова, – рассказал инструктор по боевой подготовке.
Результаты налицо. В ходе учебных стрельб по колонне «противника» с использованием данной программы БТР-82А поразил более 95 процентов целей с первого попадания практически на максимальной дальности.
Не случайно инструктор отметил, что программа была разработана одним из обучаемых – от солдат и младшего офицерского состава нередко поступают актуальные предложения.
В этом ключе замминистра уточнил, что большое количество предлагаемых изменений в учебно-материальную базу Министерства обороны идёт от военнослужащих, работающих непосредственно на передовой.
– Если брать в целом всё, что мы сделали касательно изменений в учебно-материальной базе, около 50–60 процентов — это инициативы от солдат и офицеров с учётом опыта СВО, – подчеркнул он.
В качестве примера он привёл методики боя в траншеях и методики уклонения от FPV-дронов, которые также успешно отрабатывают наши военнослужащие на полигонах и в учебных центрах. Кроме того, благодаря военно-
служащим, выполняющим задачи на линии соприкосновения, были обновлены методики использования приборов бесшумной и беспламенной стрельбы.
Среди важных участков полигона также нужно отметить тактические поля «бой в населённом пункте» и «бой в лесопосадке», принципиально отличающиеся друг от друга. На них моделируются условия работы подразделений, максимально приближенные к боевым. Также на территории полигона располагается «тактический дом», где осуществляется подготовка штурмовых групп в условиях коридоров, небольших комнат и узких пространств.
Что касается работы с беспилотниками, для этого на полигоне Молькино сделали отдельное тактическое поле и центр подготовки. Первичные навыки здесь отрабатываются на тренажёрах, модулирующих различные ситуации боевой работы.
– Сейчас я отрабатываю задачу дрона-камикадзе. Поднимаюсь, провожу оценку местности в зоне видимости. Вижу цель и пикирую к ней. До этого я преодолевал полосу препятствий, похожую на ту, что у нас снаружи. Но это так, для разминки, – пояснил военнослужащий с позывным «Стажёр».
При успешных показателях в виртуальном управлении дрона переходят к реальным полётам. Для этого тактическое поле оборудовано специальными кольцами и различными препятствиями в виде построек и бронетехники.
Во время занятий большое внимание уделяется работе дрона на минимальной скорости 5–10 километров в час. По словам инструктора, это позволяет лучше прочувствовать беспилотник и улучшить микроконтроль. Это важно в том числе потому, что погодные условия и противодействие со стороны противника в реальности могут диктовать свои условия для работы операторов БпЛА, поэтому здесь, в «тепличных условиях», они и обязаны довести свои навыки до автоматизма, чтобы уверенно действовать в нештатной ситуации.
– Специфика задач раскрывает себя только в условиях реальных боевых действий. Например, действие РЭБ противника. Здесь, на тактическом поле, нам в первую очередь мешают естественные явления. Это школа, чтобы научить летать правильно, грамотно, – говорит инструктор. – Без беспилотной авиации сейчас мы вообще ничего не сделаем. Особенно с учётом того, что у противника это всё, скажем так, поставлено на поток. И мы не сможем ничего ему противопоставить, если сами не будем всем этим владеть.
По его словам, желающих освоить управление дроном становится только больше. В первую очередь это вызвано актуальностью работы с дронами в зоне боевых действий. Поистине асами становятся немногие, но для того, чтобы раскрыть потенциал обучаемого, на тактическом поле есть все условия.

С использованием новой программы БТР-82А поразил более 95 процентов учебных целей с первого попадания практически на максимальной дальности
-2

– Занимаемся порядка двух недель. Результаты у всех разные. Я, например, на симуляторе уверенно летал уже на второй день, теперь отрабатываю навыки на реальном дроне. Пока оценивают на четыре с плюсом, но это мои первые результаты, так что буду работать! Бывает и такое, что с симулятором не задаётся, а вот реальным дроном управляют замечательно. Это, наверное, талант, – рассказал о своих занятиях оператор БпЛА с позывным «Соловей».
Важно отметить, что для занятий на полигоне военнослужащие обеспечены всей необходимой экипировкой. Вместе с тем бесперебойно обеспечиваются всем необходимым и наши военнослужащие в зоне СВО. Это подчеркнул замминистра в ходе осмотра полигона.
Уже налажены и набирают обороты поставки огнестрельных средств борьбы с беспилотной авиацией противника. В частности, речь идёт о карабинах и ружьях, которые, как известно, зарекомендовали себя с хорошей стороны в качестве дополнительного оружия для противодействия дронам противника.
– У нас централизованные закупки уже есть. Карабины поставляются в большом количестве. За последний месяц поставили более 700 таких карабинов, современных, хороших, автоматических и полуавтоматических. Естественно, с каждым днём эта цифра будет только увеличиваться, – сказал генерал-полковник Евкуров.
Замминистра отметил, что сейчас активно привлекаются к подготовке военнослужащих на полигонах и делятся своим опытом участники специальной военной операции, ранее получившие ранения и прошедшие реабилитацию.
– Большую помощь оказывают ветераны боевых действий, которые уже имеют опыт вооружённых конфликтов. Мы привлекаем на всех полигонах военнослужащих после реабилитации, словом, опытных ребят. Это снайперы, наводчики, пулемётчики и так далее. Мы их привлекаем на занятия, потому что это очень важная социальная тема, когда боец, который получил ранение, рассказывает, как он в той или иной ситуации себя вёл. Это хорошая практика, – отметил замминистра.

Антон АЛЕКСЕЕВ, «Красная звезда»

СВО
1,21 млн интересуются