Я этот фильм смотрела довольно давно и с тех пор не пересматривала, но впечатление осталось сильное. Значит, стоящий фильм))
У меня так часто бывает - смотрю, что отстоялось-отлежалось из прочитанных книг, просмотренных фильмов и даже посещённых городов - да и пишу об этом.
Ну вот, короче, фильм Алексея Учителя. У кого более свежие воспоминания - включайтесь в обсуждение)
Многие из тех, кому фильм понравился, и почти все, кому не понравился, используют при описании его прилагательное "странный". Персонажи, прямо скажем, нетривиальные - Конёк, повар, любящий заучивать наизусть стихи и иностранные слова, желающий чего-то необыкновенного и действительно ПОЛУЧАЮЩИЙ что-то необыкновенное - шансы на карьеру переводчика и дипломата, встречу с Гагариным.
Герман, романтический герой и супермен, грезящий о бегстве, совершающий заплывы в ледяной воде (дело происходит где-то в Мурманской области).
Возлюбленная Конька Лара, которая, как в фильме Бунюэля "Смутный объект желания", незаметно для зрителя исчезает из кадра и из объятий Конька, а в кадре и в этих самых объятиях оказывается её сестра Римма, "отряд не заметил подмены лица", шучу, девушки очень разные по характеру.
Весь этот советский заповедник поздних пятидесятых между запуском спутника и запуском человека в космос, уже "странный", уже мифический, хоть и полно бытовых узнаваемых деталей (столовские котлетки, праздничные гуляния, бокс как эталон мужественности, транзистор чтобы "слушать Запад", пирожки, продаваемые на жд платформе и покупаемые "с колёс").
Этот кадр из фильма мне напоминает другой северный город - Архангельск. Там до сих пор такие тротуары есть - деревянные. Местная фишка.
В общем, фильм мне понравился, и его название каким-то загадочным образом к его содержанию очень подходит.
И почему-то он навёл меня на такую вот доморощенную психологическую классификацию.
Итак.
Бывают люди, живущие по привычке, день за день, нынче как вчера. То есть такое у всех бывает периодически, но есть люди которые просто вот так проживают жизнь. И вряд ли скажут, зачем конкретно живут, какие цели, и скорее всего, этого вопроса себе не зададут.
Второй тип - человек с фиксированной целью. Такой может стать бандитом, олигархом, рок-звездой, великим ученым и т.д. Топ-менеджером, в конце концов, самое то для этого типа. Это воин, однозначно. Он скажет, зачем живёт, но может оказаться, что цель-то была не его, социум навязал. Со стороны жизнь вне всяких сомнений осмысленная. А вот субъективное ощущение осмысленности может пропасть буквально в любой момент.
И есть ещё гуна благости - человек, принимающий свое бытие как неисчерпаемый источник потрясающих возможностей. Человеку третьего типа социум ничего навязать не может, этот человек "слышит" себя. Шансы прожить осмысленную жизнь у такого человека наиболее реальны.
И вот, возвращаясь к фильму. Конёк, мне кажется - человек третьего типа. Он слышит космос в себе.
В отличие от Германа (второй тип) и большинства окружающих, включая Лару (первый тип)
И вот. Смотрели ли вы "Космос", и как понравился, и вообще как вам творчество Учителя? он много всякого резонансного наснимал))