Ян ван Эйк — один из величайших фламандских художников XV века. Его творчество, воплощающее расцвет раннего нидерландского Ренессанса, отличается непревзойденным мастерством в передаче света и тени, а также вниманием к мельчайшим деталям.
Творчество ван Эйка глубоко проникнуто духовностью и философскими размышлениями, что отражается в богатстве символов и аллегорий его картин. Он стремился не только к техническому совершенству, но и к выражению глубоких религиозных и философских идей. В его картинах виден постоянный диалог между видимым миром и внутренним духовным опытом, что делает его работы не только визуально впечатляющими, но и концептуально насыщенными.
«Если искусство XIV столетия попыталось преодолеть застывшее тектоническое построение рядами, свойственное раннеготическому искусству, большей подвижностью фигур и объективно обусловленными действиями, и если оно выразило вытекающую из этого спаянность в пластических пространственно воздействующих группах, то Ян ван Эйк, кажется, снова принес все вытекающие отсюда достижения в жертву старой неподвижности и изолированности». — Макс Дворжак «История искусства как история духа»
Одна из самых известных картин художника — «Портрет четы Арнольфини». Впервые в истории супруги изображены соединив руки, а не порознь и не по отдельности, и это одна из первых особенностей полотна. Интересно, что супруг подает левую руку, что на тот период было символом неравного брака. Ян ван Эйк был признанным мастером символизма: до сих пор ведутся споры относительно того, какие смыслы были заложены практически в каждую деталь портрета. Наиболее вероятная версия изображения двойного портрета – помолвка. Церемония имела юридическое значение и должна была проходить в присутствии двух свидетелей. Эту версию доказывает зеркало на задней стене и два человека, отраженные в нем. Вполне вероятно, что одной из фигур был сам живописец. Символично и положение героев в комнате: Джованни стоит со стороны открытого окна, которое становится символом выхода во внешний мир, его обувь повернута к свету. Джованна расположена со стороны кровати как хранительница очага. Четки являются символом благочестия и традиционным подарком новобрачным. Справа от зеркала — щетка — атрибут трудолюбия будущей супруги, а рядом с ней находится фигурка св. Маргариты, покровительницы будущих рожениц.
Больше о картинах Ян ван Эйка и его творчестве можно узнать в книге искусствоведа Макса Дворжака «История искусства как история духа».
Этот сборник статей, составленный учениками после смерти Дворжака, открывает пятитомное собрание сочинений, отражающих его новейшую методологию. Дворжак был одним из основоположников современной философии и теории искусства, и его труды стали классикой искусствознания.
В своей книге Дворжак начинает описание эволюции искусства с поздней античности, выделяя ключевые переломные моменты: раннехристианскую живопись катакомб, позднюю готику и маньеризм. Он акцентирует внимание на конфликтности исканий творческого духа, его вечном и напряженном диалоге с данностью видимого мира. Именно этот подход позволяет лучше понять внутреннюю борьбу и стремления художников разных эпох. Дворжак рассматривает искусство как выражение творческого духа, находящегося в постоянном диалоге с внешним миром, что делает его труды актуальными и сегодня.
Сборник стал наиболее полным отражением методологии Дворжака и его новаторских взглядов на искусство.