Найти тему
Metamorphoses/bmm.ru

Ян ван Эйк и новаторский взгляд на живопись

Ян ван Эйк — один из величайших фламандских художников XV века. Его творчество, воплощающее расцвет раннего нидерландского Ренессанса, отличается непревзойденным мастерством в передаче света и тени, а также вниманием к мельчайшим деталям.

Творчество ван Эйка глубоко проникнуто духовностью и философскими размышлениями, что отражается в богатстве символов и аллегорий его картин. Он стремился не только к техническому совершенству, но и к выражению глубоких религиозных и философских идей. В его картинах виден постоянный диалог между видимым миром и внутренним духовным опытом, что делает его работы не только визуально впечатляющими, но и концептуально насыщенными.

«Если искусство XIV столетия попыталось преодолеть застывшее тектоническое построение рядами, свойственное раннеготическому искусству, большей подвижностью фигур и объективно обусловленными действиями, и если оно выразило вытекающую из этого спаянность в пластических пространственно воздействующих группах, то Ян ван Эйк, кажется, снова принес все вытекающие отсюда достижения в жертву старой неподвижности и изолированности». — Макс Дворжак «История искусства как история духа»

Одна из самых известных картин художника —  «Портрет четы Арнольфини». Впервые в истории супруги изображены соединив руки, а не порознь и не по отдельности, и это одна из первых особенностей полотна. Интересно, что супруг подает левую руку, что на тот период было символом неравного брака. Ян ван Эйк был признанным мастером символизма: до сих пор ведутся споры относительно того, какие смыслы были заложены практически в каждую деталь портрета. Наиболее вероятная версия изображения двойного портрета – помолвка. Церемония имела юридическое значение и должна была проходить в присутствии двух свидетелей. Эту версию доказывает зеркало на задней стене и два человека, отраженные в нем. Вполне вероятно, что одной из фигур был сам живописец. Символично и положение героев в комнате: Джованни стоит со стороны открытого окна, которое становится символом выхода во внешний мир, его обувь повернута к свету. Джованна расположена со стороны кровати как хранительница очага. Четки являются символом благочестия и традиционным подарком новобрачным. Справа от зеркала — щетка — атрибут трудолюбия будущей супруги, а рядом с ней находится фигурка св. Маргариты, покровительницы будущих рожениц.

Больше о картинах Ян ван Эйка и его творчестве можно узнать в книге искусствоведа Макса Дворжака «История искусства как история духа».

-2

Этот сборник статей, составленный учениками после смерти Дворжака, открывает пятитомное собрание сочинений, отражающих его новейшую методологию. Дворжак был одним из основоположников современной философии и теории искусства, и его труды стали классикой искусствознания.

В своей книге Дворжак начинает описание эволюции искусства с поздней античности, выделяя ключевые переломные моменты: раннехристианскую живопись катакомб, позднюю готику и маньеризм. Он акцентирует внимание на конфликтности исканий творческого духа, его вечном и напряженном диалоге с данностью видимого мира. Именно этот подход позволяет лучше понять внутреннюю борьбу и стремления художников разных эпох. Дворжак рассматривает искусство как выражение творческого духа, находящегося в постоянном диалоге с внешним миром, что делает его труды актуальными и сегодня.

Сборник стал наиболее полным отражением методологии Дворжака и его новаторских взглядов на искусство.

Чтобы заказать эту и другие книги на сайте выгодно, воспользуйтесь промокодом ЛЕТО. Он подарит вам скидку 15% на все!