Пять лет назад я впервые проехала с юбилейным поездом до Тынды. Тогда поездка была посвящена 45-летию с начала строительства магистрали. Посмотрела бамовские города и посёлки, познакомилась с интересными людьми. Узнала много нового.
И вот опять новый комфортабельный поезд «Иркутск-Тында» мчит меня по дороге, которую много лет назад построили герои моих многочисленных публикаций. Больше писать именно о ветеранах БАМа я стала после той первой поездки, даже открыла свой канал на Дзене.
Завершается строительство БАМа-2. Без пафоса
И снова была приятна удивлена. В первую очередь тем, что по всей трассе ведутся широкомасштабные строительные работы по прокладке вторых путей: много новой техники, рабочей силы, то есть БАМ-2, о котором в СМИ мало что сообщается, живёт своей обычной жизнью. Здесь трудятся молодёжные стройотряды. Обновлены станции, построены десятки новых разъездов, уложены сотни километров вторых путей на участках Байкало-Амурской магистрали.
Дальний Восток переживает настоящий транспортный бум: здесь построено и реконструировано более 500 транспортных объектов. Всё это не могло не отразиться на жизни людей, которые выглядят более уверенными в завтрашнем дне.
Они улыбаются, не стесняются отвечать на вопросы журналистов, более того, иногда сами подходят и читают стихи собственного сочинения или рассказывают о себе. Много молодёжи, малышей в колясках.
Да и сами посёлки и города стали привлекательнее, чище, уютнее. А в Северобайкальске, столице Западного участка БАМа, в последние годы, по словам главы Республики Бурятия Алексея Цыденова, даже растёт численность населения.
Есть мастер-план по дальнейшему развитию города. Начальник ВСЖД Василий Фролов в своём выступлении отметил, что БАМ-2 по протяжённости уложенных путей, такой же, как и БАМ-1. Это - 3,5 тысячи километров.
Более того, сейчас уже говорят о БАМе-3. Железнодорожники достойно продолжают дело первых бамовцев, своих отцов и матерей, бабушек и дедушек. И без пафоса, который самого начала сопровождал строителей БАМа.
Станции Звездный, Ния, Киренга, Улькан, Окусикан, Таксимо, Куанда, Балбухта, Новая Чара. Города Северобайкальск и Тында. Гостей здесь ждали и хлебосольно встречали. Звучали приветственные речи глав администраций, заместителя начальника ВСЖД по кадрам и социальным вопросам Алексея Боровикова, ветеранов БАМа.
Церемония награждения юбилейными медалями, Благодарностями начальника ВСЖД, Почётными грамотами и именными часами (больше всего награжденных было в Северобайкальске, где вручали даже медали «За заслуги перед Отечеством 2 степени») сопровождалась творческими номерами в исполнении артистов поезда (их был целый вагон).
Порадовали коллективы «Славица» из Улан-Удэ, танцевальной группы «Кружева» (г. Вихоревка) и другие. Ветераны снова окунулись в годы своей молодости, с удовольствием подпевали куплеты знакомых песен и лихо отплясывали.
Легенды магистрали
Их имена и биографии знают многие. Это легендарные строители БАМа – Иван Варшавский, Ефим Басин, Леонид Казаков, Вячеслав Аксёнов, Виктор Лакомов. Мы увидели их в ходе поездки, услышали их речи. Было очень волнительно наблюдать за тем, как у прославленных бамовцев, рассказывающих о прошлом, при этом буквально светились глаза и молодели лица.
С легендой БАМа – Виктором Ивановичем Лакомовым, встретились уже в Звёздном. Именно туда 11 июня 1974 года прибыл его отряд. К тому времени Виктор Лакомов был уже известным бригадиром, который участвовал в строительстве дороги «Хребтовая-Усть-Илимск».
Всю трассу, протяжённостью в 214 километров, его бригада обеспечивала рельсошпальными решётками. Дорога была сдана в 1973 году с оценкой «отлично», а Виктор Иванович был представлен к званию Героя Социалистического Труда.
Он вспомнил о том, как рубили просеку в 20 километрах от Звёздного, как досаждали жара (как и сейчас!), мошкара. Тем не менее, жили дружно, трудились на совесть.
- Только в моей бригаде были ребята шести национальностей, - вспомнил Виктор Иванович то время, - сейчас некоторые проживают в п. Гидростроитель, с двумя бойцами недавно встречался в Москве. С Вячеславом Аксёновым увидимся в Тынде, куда он приедет московским поездом.
- С нашей последней встречи прошло пять лет. Что изменилось для вас за эти годы? – спросила я его.
- За эти годы ушло из жизни много хороших знакомых, друзей, с которыми были рядом многие годы. Не стало Александра Бондаря. Горько это осознавать, но жизнь продолжается, - достойно ответил он.
Я всегда удивлялась скромности этого легендарного человека, которого журналисты в ходе поездки буквально атаковали. Пожелала ему только здоровья, так как видела, как Виктор Иванович заметно постарел, но не утратил силы духа.
Из писателей - в главы
Станция Окусикан. Первая после Северобайкальска, где прошли торжественная встреча гостей по бурятским и русским обычаям, шествие праздничной колонны и большой концерт.
Журналистская братия с камерами и фотоаппаратами несётся на очередную встречу (наш вагон был в хвосте поезда). И среди встречающих – Светлана, моя хорошая знакомая по прошлой поездке, писатель и просто творческий, интересный человек. Знаю, что готовила книгу про ветеранов магистрали.
- Это же глава посёлка, – подсказывает мне коллега Владимир Медведев.
И я буквально замираю. Узнаю, что два года назад Светлана Анина решила возглавить свой родной посёлок, МО ГП «Северомуйское». Яркие стенды с говорящими фотографиями, приветственное слово.
Подошедший композитор Павел Толмачёв говорит, что на стихи Светланы он написал несколько песен. Говорим про реконструкцию памятника строителям Северомуйского туннеля, коротко про житье-бытьё, а на глазах обеих – слёзы.
БАМ - это не только километры, тоннели и мосты. Это в первую очередь люди. С интересными судьбами. Например, почётный пассажир поезда Людмила рассказала о том, что со своим мужем Ринатом Сагдеевым в 1975 -1978 годах работали на станции Ния в СМП-581.
Потом их поезд перевели в Северобайкальск. Приехали из Ташкента. Людмила с интересом рассматривала новый облик посёлка, в котором не была много лет.
Елена Федоткина, с которой познакомились на станции Киренга, к 50-летию БАМа выпустила шикарную книгу об истории станции со своими фотографиями. Мечтала сделать это к собственному 50-летнему юбилею. Получилось. С детства ей нравилось рисовать, а потом серьёзно увлеклась фотографией. Депутат районной Думы.
- Я уже в Новосибирск переезжаю лет 15, - признаётся она. – Там мама, дети. Но именно здесь самая красивая природа, самые хорошие люди. И здесь я много чему научилась.
В Таксимо встретилась с Татьяной Шаманской, с которой до этого общалась только в соцсетях. У Татьяны – авторский музыкальный проект «Люблю Россию». Они с супругом за 40 лет создали немало музыкальных шедевров, посвященных БАМу.
Надежда Кувшинникова рассказала мне о своих родителях, которые познакомились в Тынде в 1978 году, а через год поженились.
- Я очень люблю свой город, он уютный, компактный, здесь добрые люди с открытыми сердцами. Моя работа связана с индустрией красоты, я имею возможность бывать в других городах, но всегда с удовольствием возвращаюсь на свою малую родину.
Вот и всё. Сомкнулось полотно
Разъезд Балбухта. Именно здесь в 1984 году состоялась стыковка, когда бригады Александра Бондаря и Ивана Варшавского завершили Стройку века укладкой «Золотого звена».
Бурятский участок был самым трудным: проложено восемь тоннелей, включая Байкальский и Северомуйский. Здесь состоялось открытие памятного камня-обелиска.
Если в прошлый раз на этой встрече присутствовал сам Александр Бондарь, то сегодня знаменитого бригадира уже нет с нами. И люди, хорошо знавшие его, подходили к незаметному камню возле комплекса и поминали.
А в глазах Григория Коваленко, которому Бондарь в своё время одолжил своё кольцо для бракосочетания («на счастье»), блестели слёзы. И не только у него.
Я тоже вспомнила слова Александра Бондаря о том, что он бы всё на свете отдал, чтобы вернуть сына. Все свои награды и регалии. Большой, сильный, харизматичный. Но я увидела в его глазах слёзы. И не посмела подойти к нему для интервью.
Здесь проходило общие и индивидуальные фотосессии. А я бы, например, на этом месте поставила небольшую часовенку, а не устраивала шоу. Потому что тех мужественных людей, покоривших непролазную тайгу и непокорные реки, становится всё меньше.
Совсем недавно, 10 июля, на 80-м году жизни скончался наш земляк, ветеран строительства БАМа, полный кавалер ордена Трудовой Славы Дмитрий Семёнович Дикий.
Символическая стыковка эстафетных поездов
Именно в Тынде состоялась стыковка эстафетных поездов из городов Иркутска и Хабаровска. Более трёх тысяч бамовцев из России и бывших республик Советского Союза приехали сюда.
Чтобы обняться со старыми друзьями, вспомнить, как полвека назад они построили эту самую дорогу, а также помянуть тех, кого уже нет рядом.
Они, многие уже возрастные люди, совершили этот нелёгкий путь (некоторые ехали в вагоне семь суток), потому что иначе не могли. Как и тогда, когда молодыми и красивыми приезжали с насиженных, обжитых мест, чтобы жить в палатках, чтобы выполнять порой работу не по специальности, но достойно.
На привокзальной площади состоялся торжественный митинг, на котором выступили почётные гости. Затем было возложение цветов к памятнику В.Л. Мирошниченко.
Но главным событием стало открытие Большого памятника строителям магистрали и шествие бамовцев по Красной Пресне. Играл духовой оркестр. Торжественное вручение наград неработающим и работающим железнодорожникам.
А как степенно выходили с этими наградами красивые, статные девушки из Хабаровска, на которых невозможно было не обратить внимание.
Завершающим этапом Большого праздника стал гало-концерт, где для меня, например, открытием стало триумфальное выступление хора Турецкого.
Вместо послесловия
- Вы с эстафетного поезда? – спросил меня водитель такси уже на Лене. - И что полностью бесплатно проехали? Ну хоть что-то для людей делается.
Скажу больше. Нас даже кормили бесплатно. Завтраки, обеды и ужины доставляли прямо в купе волонтёры. Верхние полки были свободны. В Северобайкальске к поезду подцепили ещё три вагоны, два из которых плацкартные.
Но Лариса Садкова, бывший начальник станции, ныне председатель совета ветеранов, подчеркнула, что ветераны-железнодорожники специально запросили их, чтобы вместить больше почётных пассажиров.
Нас обслуживали чудесные, чуткие проводницы Ольга Ледина и Татьяна Даньшина. Познакомилась с начальником поезда Тимофеем Копыловским и его очаровательной супругой. За организацию поездки для журналистов отвечал Сергей Берденников.
Я встретилась со старыми знакомыми, как и планировала, познакомилась с новыми. Впереди ещё много работы. А потому будут новые публикации на канале. Поездка удалась!
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о ветеранах БАМа и железнодорожного транспорта)